Билль-Белоцерковский Владимир Наумович [09.01.1885-10.03.1970]

Билль-Белоцерковский (настоящая фамилия Билль) Владимир Наумович
       [28.12.1884(9.1.1885), г.Александрия, Украина — 10.3.1970, Москва]
       — драматург.
       Родился в бедной и многодетной семье рабочего. Детские годы оставили в памяти Билль-Белоцерковского мрачное впечатление, и он не любил о них вспоминать. Единственным светлым лучом были увлекательные книги Майн Рида, Ф.Купера, Жюля Верна, пробудившие в нем тягу к романтическим путешествиям и приключениям. 15-летним Билль-Белоцерковский покинул родительский дом и нанялся юнгой на парусную шхуну в Херсоне.
       С 1900 по 1917 скитался по разным морям и океанам, побывал во Франции, Англии, 6 лет жил в США, прошел через суровые испытания, переменил множество профессий. Эти годы стали для него настоящим жизненным университетом и одновременно источником мн. коллизий для его пьес и рассказов на «заграничные» темы.
       Весть о Февральской революции 1917 в России побудила Билль-Белоцерковского вернуться на родину и без колебаний стать на сторону большевиков. Участвовал в московских октябрьских боях, в годы Гражданской войны был председателем горкома партии в Симбирске (события и впечатления этих лет легли в основу пьесы «Шторм»). Литературную деятельность начал с написания статьи о буржуазном просвещении в Америке, одобренной и принятой к публикации А.С.Серафимовичем, тогдашним заведующим отделом литературы в газете «Правда». К драматургии Билль-Белоцерковский обратился в 1919 как мощному средству агитации и воздействия на зрителя. Его первые одноактные пьесы «Бифштекс с кровью» и «Этапы», основанные на фактах американской действительности, буквально дышали ненавистью к капитализму. Теме интернациональной солидарности трудящихся с русской революцией посвящены первые большие пьесы Билль-Белоцерковского — «Эхо» (1922) и «Лево руля» (1923), написанные в типичной манере плакатного, агитационного театра раннесоветского периода.
       Этапным воплощением эстетики такого театра, но уже обогащенного реалистическими чертами, явилась пьеса Билль-Белоцерковского «Шторм» (1924) Она стала предтечей новой героико-революционной драматургии 1920-х, связанной с именами К. Тренева («Любовь Яровая»), Вс. Иванова («Бронепоезд 14-69»), Б.Лавренева («Разлом»). Именно в «Шторме» с его характерным для агитационного театра «черно-белым» выражением социально-политического конфликта революция впервые в советской драматургии представала как повседневный, неустанный, требующий сверхчеловеческих усилий труд ее уездных творцов: Предукома, матроса Виленчука, старого партийца Раевича и др. Отсюда берет свое начало весьма популярный тип бесконечно преданного революции и нутром чувствующего ее врагов «братишки», различные вариации которого можно встретить во многих произведениях 1920-х о революции и Гражданской войне.
       Сценическое воплощение пьесы «Шторм» состоялось в театре МГСПС (1925, реж. Е.О.Любимов-Ланской). Реакция критики на нее была неоднозначной. Одни воспринимали ее как «новый вид драмы, в которой интрига — пафос борьбы и революции, герой — коллектив, а действие — столкновение отмирающего и рождающегося мира» (Крути И. // Одесские известия. 1926. 5 авг.). Другие упрекали автора в том, что он по-прежнему находится «под властью эпизодов», не сумел достичь «централизации» действия, преодолеть «эскизность» образов и т.п. (Марков П. // Правда. 1926. 5 дек.). Лишь позднее выявилось реальное место и значение «Шторма» как «первой вехи и начала живой истории советской драматургии и советского театра» (Погодин Н. // Литературная газета. 1955. 8 янв.).
       Бескомпромиссный сторонник и боец революции, Билль-Белоцерковский отвергал любые попытки неортодоксального взгляда на нее. Этим объясняется категорическое неприятие им «Бега» М.Булгакова в письме Сталину (1929), побудившее вождя прояснить свое отношение к этой пьесе (Ответ В.Билль-Белоцерковскому // Сталин И. В. Соч.: в 13 т. М., 1949. Т11.С. 326-329).
       Следующая пьеса Билль-Белоцерковского по контрасту со «Штормом» называлась «Штиль» (1927). Вместе с другой его пьесой — «Луна слева» (1928) она демонстрировала откровенное разочарование автора в эпохе нэпа. Это отчетливо выразилось в судьбах некогда близких ему персонажей — коммунистов, недавних участников Гражданской войны, переживающих в мирное время тяжелый душевный кризис. Созданные впоследствии пьесы «Голос недр» (1929), «Жизнь зовет» (1933), «Пограничники» (1937), «Цвет кожи» (др. название — «Вокруг ринга», 1949) отразили поиски драматургом новых тем, образов и конфликтов, продиктованных временем. Некоторые из этих пьес обрели сценическую жизнь, но, в отличие от «Шторма», не оставили заметного следа в истории драматургии и театра.

Соч.:
       Избранное / вступ. статья Н.Ростоцкого. М., 1954;
       Пьесы. М., 1955; Рассказы и очерки. М., 1965;
       Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья И.Л.Вишневской. М., 1976.

Лит.:
       Альтман И. Билль-Белоцерковский // Альтман И. Избранные статьи. М., 1957;
       Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961. С.7-65;
       Богуславский А.О., Диев В.А., Карпов А.С. Краткая история русской советской драматургии. М., 1966. С.89-96.

В.П.Муромский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:46 UTC