|
Гусев-Оренбургский (настоящая фамилия Гусев) Сергей Иванович
[23.9(5.10).1867, Оренбург - 1.6.1963, Нью-Йорк]
— прозаик.
Родители из зажиточных оренбургских казаков. Учился в Оренбургской, затем
Уфимской духовной семинарии. Некоторое время преподавал в качестве народного
учителя, с 1893 в течение 6 лет подвижнически служил деревенским священником в
глухой провинции. Писать начал под впечатлением творчества Г.Успенского. Дебют
(рассказ «Слепой», псевдоним М.Инсарский) состоялся в 1890 в газете
«Оренбургский листок». В 1898 снял сан священника и посвятил себя литературе.
Работал в «Киевской газете», писал для журнала «Жизнь», «Журнал для всех».
Ранние произведения Гусев-Оренбургского продолжали традиции народнической
беллетристики. Рассказы «Самоходка» (1897), «Злой дух» (1899), «Странница»,
«Миша», «Кахетинка» (все — 1900) и другие свидетельствовали о глубоком знании
жизни деревни, понимании социально-экономических процессов, ведущих к ее
расслоению, и отличались горячим сочувствием к горестному положению народа, а
также некоторой нравоучительной тенденциозностью. Первый том избранных
сочинений (СПб., 1903) писатель посвятил памяти высокочтимого им Г.Успенского.
Гусев-Оренбургский вошел в русскую литературу начала XX в. прежде всего как
лучший бытописатель духовенства; главные его герои — священнослужители. Их
неоднозначные образы свидетельствовали о напряженной душевной борьбе и
сомнениях самого автора. В рассказах «Пастырь добрый», «Проводы» (оба — 1900),
«Отец Памфил» (1902), «Девушка в белом» (1908), «Мирской слуга», «Отец
Савватий» (оба — 1910), «Куры-чанские прихожане» (1913), «Вещий сон»,
«Несокрушимый оптимист» (оба — 1914) и другие нарисованы благородные лики
истинно народных пастырей. Иными — приноравливающимися к обстоятельствам —
слугами церкви предстают священники в рассказах «Обида» (1900), «Могила»
(1904), «Отец Геннадий» (1906), «Мгновение» (1914), «Наваждение» (1915) и др. В
лучших произведениях Гусев-Оренбургского религиозные искания, философские
раздумья о смысле жизни преобладают над бытописательством. Обаятельные образы
народных праведников, воскрешающие в памяти известные лесковские персонажи,
возникают в рассказах «В огне» (1904), «Барабанов» (1911), «Ледоход», «По
осени» (оба — 1913), «Кержак» (1915) и др. Народному скитальчеству, ставшему
характерной чертой времени, посвящены рассказы «Агасфер» (1901), «Зосимовцы»
(1914) и др.
Сблизившись с Горьким, Гусев-Оренбургский стал посетителем московского
литературного кружка «Среда», а также членом книгоиздательского товарищества
«Знание». Наиболее значительное произведение Гусев-Оренбургского, имевшее
широкий общественный резонанс,— повесть «Страна отцов» (1905); это произведение
навеяно духовным подъемом первой русской революции. Открытый конфликт личности
с устройством жизни, «шествие детей к правде» (Горький), «повальное бегство»
детей из «страны отцов», стремление лучших людей вырваться из-под гнетущей
власти социальных обстоятельств показаны на фоне жизни России рубежа веков.
Против новых «хозяев жизни» (Шаповалов, Широкозадое) восстают «дети» (Павел и
Александр Широкозадовы, сын отца благочинного Дмитрий). Бунтующий отец Иван
Гонибесов, сбросивший духовный сан, полон сил и надежд на обновление жизни.
Поиск новаторских средств, попытка соединить реалистические и символические
тенденции сказались в таких произведениях Гусев-Оренбургского, как «Сказки
земли», «Странник» (оба - 1908), отчасти «Грани» (1909) и «Призрак» (1912).
Однако уже такие произведения, как «Рыцарь Ланчелот» (1910), «На высотах»
(1911), «В глухом уезде» (1912), свидетельствовали о возвращении писателя в
лоно «знаньевского реализма». Повесть «В глухом уезде» была весьма высоко
оценена современниками.
Во время Первой мировой войны Гусев-Оренбургский работал в санитарных поездах,
был на фронте, опубликовал в газете. «Киевская мысль» цикл очерков «Люди
разного звания» (1914-16). Восприятие Октябрьской революции и Гражданской войны
как неизбежности отразилось в рассказах «В миру человек», «Дух неугасимый»,
«Тьма», «Вольная деревня» (все - 1918) и др. В 1918-20 скитался по России.
В 1920 писатель из Читы уехал в Харбин, затем эмигрировал в США. В 1927-28
намеревался вернуться, писал М.Калинину. В эмиграции сотрудничал в газете
«Русский голос», редактировал журнал «Жизнь», создал несколько произведений, из
которых наиболее интересны автобиографический роман «Страна детей» (1928),
книги: «В поисках пути: Ритмические размышления» (1955), «Святая Русь:
Эмигрантские рассказы» (1957).
Соч.:
ПСС: в 18 т. Пг, 1913-18. Т.1-16. [Т.17, 18, подготовленные к печати, не
опубл.];
Багровая книга. Харбин, 1922;
Повести и рассказы. М., 1958.
Лит.:
Типы православного духовенства в русской светской литературе 1901-1902 гг. М.,
1903;
Пастыри и пасторство: Очерки из истории совр. литературы. СПб., 1907;
Первые литературные шаги: Автобиографии современных русских писателей / сост.
Ф.Ф.Фидлер. М., 1911;
Писатели о себе // Новая русская книга. Берлин. 1922. №7;
Касторский С.В. Гусев-Оренбургский // История русской литературы. М.; Л., 1954.
Т.10;
История русской литературы. 1983. Т.4.;
Долматовская К.А. Жизнь и творчество Гусева-Оренбургского: автореферат
кандидатской диссертации: [Приложение: перечень прижизненных публикаций,
описание архивных материалов, воспоминания о Гусеве-Оренбургском]. Ростов н/Д.,
1967;
Золотарев А.А. Бытописатель русского духовенства: 1914 // Контекст-1991. М.,
1991.
Н.А.Казакова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|