Гусев-Оренбургский Сергей Иванович [05.10.1867-01.06.1963]

Гусев-Оренбургский (настоящая фамилия Гусев) Сергей Иванович
       [23.9(5.10).1867, Оренбург - 1.6.1963, Нью-Йорк]
       — прозаик.
       Родители из зажиточных оренбургских казаков. Учился в Оренбургской, затем Уфимской духовной семинарии. Некоторое время преподавал в качестве народного учителя, с 1893 в течение 6 лет подвижнически служил деревенским священником в глухой провинции. Писать начал под впечатлением творчества Г.Успенского. Дебют (рассказ «Слепой», псевдоним М.Инсарский) состоялся в 1890 в газете «Оренбургский листок». В 1898 снял сан священника и посвятил себя литературе. Работал в «Киевской газете», писал для журнала «Жизнь», «Журнал для всех».
       Ранние произведения Гусев-Оренбургского продолжали традиции народнической беллетристики. Рассказы «Самоходка» (1897), «Злой дух» (1899), «Странница», «Миша», «Кахетинка» (все — 1900) и другие свидетельствовали о глубоком знании жизни деревни, понимании социально-экономических процессов, ведущих к ее расслоению, и отличались горячим сочувствием к горестному положению народа, а также некоторой нравоучительной тенденциозностью. Первый том избранных сочинений (СПб., 1903) писатель посвятил памяти высокочтимого им Г.Успенского.
       Гусев-Оренбургский вошел в русскую литературу начала XX в. прежде всего как лучший бытописатель духовенства; главные его герои — священнослужители. Их неоднозначные образы свидетельствовали о напряженной душевной борьбе и сомнениях самого автора. В рассказах «Пастырь добрый», «Проводы» (оба — 1900), «Отец Памфил» (1902), «Девушка в белом» (1908), «Мирской слуга», «Отец Савватий» (оба — 1910), «Куры-чанские прихожане» (1913), «Вещий сон», «Несокрушимый оптимист» (оба — 1914) и другие нарисованы благородные лики истинно народных пастырей. Иными — приноравливающимися к обстоятельствам — слугами церкви предстают священники в рассказах «Обида» (1900), «Могила» (1904), «Отец Геннадий» (1906), «Мгновение» (1914), «Наваждение» (1915) и др. В лучших произведениях Гусев-Оренбургского религиозные искания, философские раздумья о смысле жизни преобладают над бытописательством. Обаятельные образы народных праведников, воскрешающие в памяти известные лесковские персонажи, возникают в рассказах «В огне» (1904), «Барабанов» (1911), «Ледоход», «По осени» (оба — 1913), «Кержак» (1915) и др. Народному скитальчеству, ставшему характерной чертой времени, посвящены рассказы «Агасфер» (1901), «Зосимовцы» (1914) и др.
       Сблизившись с Горьким, Гусев-Оренбургский стал посетителем московского литературного кружка «Среда», а также членом книгоиздательского товарищества «Знание». Наиболее значительное произведение Гусев-Оренбургского, имевшее широкий общественный резонанс,— повесть «Страна отцов» (1905); это произведение навеяно духовным подъемом первой русской революции. Открытый конфликт личности с устройством жизни, «шествие детей к правде» (Горький), «повальное бегство» детей из «страны отцов», стремление лучших людей вырваться из-под гнетущей власти социальных обстоятельств показаны на фоне жизни России рубежа веков. Против новых «хозяев жизни» (Шаповалов, Широкозадое) восстают «дети» (Павел и Александр Широкозадовы, сын отца благочинного Дмитрий). Бунтующий отец Иван Гонибесов, сбросивший духовный сан, полон сил и надежд на обновление жизни.
       Поиск новаторских средств, попытка соединить реалистические и символические тенденции сказались в таких произведениях Гусев-Оренбургского, как «Сказки земли», «Странник» (оба - 1908), отчасти «Грани» (1909) и «Призрак» (1912). Однако уже такие произведения, как «Рыцарь Ланчелот» (1910), «На высотах» (1911), «В глухом уезде» (1912), свидетельствовали о возвращении писателя в лоно «знаньевского реализма». Повесть «В глухом уезде» была весьма высоко оценена современниками.
       Во время Первой мировой войны Гусев-Оренбургский работал в санитарных поездах, был на фронте, опубликовал в газете. «Киевская мысль» цикл очерков «Люди разного звания» (1914-16). Восприятие Октябрьской революции и Гражданской войны как неизбежности отразилось в рассказах «В миру человек», «Дух неугасимый», «Тьма», «Вольная деревня» (все - 1918) и др. В 1918-20 скитался по России.
       В 1920 писатель из Читы уехал в Харбин, затем эмигрировал в США. В 1927-28 намеревался вернуться, писал М.Калинину. В эмиграции сотрудничал в газете «Русский голос», редактировал журнал «Жизнь», создал несколько произведений, из которых наиболее интересны автобиографический роман «Страна детей» (1928), книги: «В поисках пути: Ритмические размышления» (1955), «Святая Русь: Эмигрантские рассказы» (1957).

Соч.:
       ПСС: в 18 т. Пг, 1913-18. Т.1-16. [Т.17, 18, подготовленные к печати, не опубл.];
       Багровая книга. Харбин, 1922;
       Повести и рассказы. М., 1958.

Лит.:
       Типы православного духовенства в русской светской литературе 1901-1902 гг. М., 1903;
       Пастыри и пасторство: Очерки из истории совр. литературы. СПб., 1907;
       Первые литературные шаги: Автобиографии современных русских писателей / сост. Ф.Ф.Фидлер. М., 1911;
       Писатели о себе // Новая русская книга. Берлин. 1922. №7;
       Касторский С.В. Гусев-Оренбургский // История русской литературы. М.; Л., 1954. Т.10;
       История русской литературы. 1983. Т.4.;
       Долматовская К.А. Жизнь и творчество Гусева-Оренбургского: автореферат кандидатской диссертации: [Приложение: перечень прижизненных публикаций, описание архивных материалов, воспоминания о Гусеве-Оренбургском]. Ростов н/Д., 1967;
       Золотарев А.А. Бытописатель русского духовенства: 1914 // Контекст-1991. М., 1991.

Н.А.Казакова

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:44 UTC