Гусев-Оренбургский Сергей Иванович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Гусев-Оренбургский 
 Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 05.10 Кто родился в этот год 1867  | 
      
[23.9(5.10).1867, Оренбург - 1.6.1963, Нью-Йорк]  
      
— прозаик. 
      
Родители из зажиточных оренбургских казаков. Учился в Оренбургской, затем 
Уфимской духовной семинарии. Некоторое время преподавал в качестве народного 
учителя, с 1893 в течение 6 лет подвижнически служил деревенским священником в 
глухой провинции. Писать начал под впечатлением творчества Г.Успенского. Дебют 
(рассказ «Слепой», псевдоним М.Инсарский) состоялся в 1890 в газете 
«Оренбургский листок». В 1898 снял сан священника и посвятил себя литературе. 
Работал в «Киевской газете», писал для журнала «Жизнь», «Журнал для всех». 
      
Ранние произведения Гусев-Оренбургского продолжали традиции народнической 
беллетристики. Рассказы «Самоходка» (1897), «Злой дух» (1899), «Странница», 
«Миша», «Кахетинка» (все — 1900) и другие свидетельствовали о глубоком знании 
жизни деревни, понимании социально-экономических процессов, ведущих к ее 
расслоению, и отличались горячим сочувствием к горестному положению народа, а 
также некоторой нравоучительной тенденциозностью. Первый том избранных 
сочинений (СПб., 1903) писатель посвятил памяти высокочтимого им Г.Успенского. 
      
Гусев-Оренбургский вошел в русскую литературу начала XX в. прежде всего как 
лучший бытописатель духовенства; главные его герои — священнослужители. Их 
неоднозначные образы свидетельствовали о напряженной душевной борьбе и 
сомнениях самого автора. В рассказах «Пастырь добрый», «Проводы» (оба — 1900), 
«Отец Памфил» (1902), «Девушка в белом» (1908), «Мирской слуга», «Отец 
Савватий» (оба — 1910), «Куры-чанские прихожане» (1913), «Вещий сон», 
«Несокрушимый оптимист» (оба — 1914) и другие нарисованы благородные лики 
истинно народных пастырей. Иными — приноравливающимися к обстоятельствам — 
слугами церкви предстают священники в рассказах «Обида» (1900), «Могила» 
(1904), «Отец Геннадий» (1906), «Мгновение» (1914), «Наваждение» (1915) и др. В 
лучших произведениях Гусев-Оренбургского религиозные искания, философские 
раздумья о смысле жизни преобладают над бытописательством. Обаятельные образы 
народных праведников, воскрешающие в памяти известные лесковские персонажи, 
возникают в рассказах «В огне» (1904), «Барабанов» (1911), «Ледоход», «По 
осени» (оба — 1913), «Кержак» (1915) и др. Народному скитальчеству, ставшему 
характерной чертой времени, посвящены рассказы «Агасфер» (1901), «Зосимовцы» 
(1914) и др. 
      
Сблизившись с Горьким, Гусев-Оренбургский стал посетителем московского 
литературного кружка «Среда», а также членом книгоиздательского товарищества 
«Знание». Наиболее значительное произведение Гусев-Оренбургского, имевшее 
широкий общественный резонанс,— повесть «Страна отцов» (1905); это произведение 
навеяно духовным подъемом первой русской революции. Открытый конфликт личности 
с устройством жизни, «шествие детей к правде» (Горький), «повальное бегство» 
детей из «страны отцов», стремление лучших людей вырваться из-под гнетущей 
власти социальных обстоятельств показаны на фоне жизни России рубежа веков. 
Против новых «хозяев жизни» (Шаповалов, Широкозадое) восстают «дети» (Павел и 
Александр Широкозадовы, сын отца благочинного Дмитрий). Бунтующий отец Иван 
Гонибесов, сбросивший духовный сан, полон сил и надежд на обновление жизни. 
      
Поиск новаторских средств, попытка соединить реалистические и символические 
тенденции сказались в таких произведениях Гусев-Оренбургского, как «Сказки 
земли», «Странник» (оба - 1908), отчасти «Грани» (1909) и «Призрак» (1912). 
Однако уже такие произведения, как «Рыцарь Ланчелот» (1910), «На высотах» 
(1911), «В глухом уезде» (1912), свидетельствовали о возвращении писателя в 
лоно «знаньевского реализма». Повесть «В глухом уезде» была весьма высоко 
оценена современниками. 
      
Во время Первой мировой войны Гусев-Оренбургский работал в санитарных поездах, 
был на фронте, опубликовал в газете. «Киевская мысль» цикл очерков «Люди 
разного звания» (1914-16). Восприятие Октябрьской революции и Гражданской войны 
как неизбежности отразилось в рассказах «В миру человек», «Дух неугасимый», 
«Тьма», «Вольная деревня» (все - 1918) и др. В 1918-20 скитался по России. 
      
В 1920 писатель из Читы уехал в Харбин, затем эмигрировал в США. В 1927-28 
намеревался вернуться, писал М.Калинину. В эмиграции сотрудничал в газете 
«Русский голос», редактировал журнал «Жизнь», создал несколько произведений, из 
которых наиболее интересны автобиографический роман «Страна детей» (1928), 
книги: «В поисках пути: Ритмические размышления» (1955), «Святая Русь: 
Эмигрантские рассказы» (1957).
Псевдонимы:
      Гусев Сергей Иванович [05.10.1867-01.06.1963] - прозаик
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх