|
Владимов (настоящая фамилия Волосевич) Георгий Николаевич
[19.2.1931, Харьков — 19.10.2003, Мюнхен]
— прозаик, публицист, литературный критик.
Родился в семье учителей. Окончил в 1953 юридический факультет Ленинградского университета. Печатается с 1954, вначале как литературный критик, а в 1961 в возглавлявшемся А.Т.Твардовским журнале «Новый мир» напечатана его первая повесть «Большая руда». Хорошо принятая читателями и критикой, она лишь в 1962-65 выдержала 27 изданий на языках народов СССР и зарубежных стран.
В 1956-59 возглавлял отдел прозы журнала «Новый мир». Там же с большим трудом был опубликован в 1969 роман «Три минуты молчания» (отдельным изданием вышел в 1976, а впервые без цензурных купюр — в 1982 во Франкфурте-на-Майне, ФРГ), встреченный резкой критикой, не принявшей изображенной здесь неприкрашенной правды жизни. Написанная тогда же повесть «Верный Руслан (История караульной собаки)» не смогла увидеть свет в советской подцензурной печати (впервые опубликована в России: Знамя. 1989. № 2), а ее распространявшийся самиздатом текст приписывался А.И.Солженицыну.
В 1975 повесть вышла во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). К этому времени отношения Владимова с Союзом Писателей были основательно испорчены благодаря его неоднократному участию в кампаниях протеста против усиливающегося диктата власти в сфере литературы.
В 1977 Владимов выходит из СП в знак протеста против исключения из его рядов В.Войновича, Л.Чуковской, Л.Копелева, В.Корнилова. Тогда же возглавил Московскую секцию организации «Международная амнистия».
26 мая 1983 по приглашению института славистики Кельнского университета Владимов выехал в Германию, где должен был прочесть курс лекций о советской литературе, и вскоре был лишен советского гражданства. Поселился в г.Нидернхаузен (под Франкфуртом).
В 1984-86 был главным редакторм журнала «Грани» (№131-140), оставил этот пост ввиду несогласия с политикой (и не только литературной) руководства НТС (Народно-трудового союза), в ведении которого фактически находится журнал. Живя в ФРГ, закончил начатую еще в России работу над романом «Генерал и его армия», опубликованном в журнале «Знамя» (1994. №4-5).
Уже в первой повести Владимов обнаружилось характерное для писателя требование правды в большом и в малом. Его писательской манере свойственно тяготение к мужественной энергичности стиля, к сюжетной сосредоточенности, к подчеркнутой прозаичности рассказа об обыденной (даже производственной) стороне жизни. Но точность изображения деталей соединяется с масштабностью воспроизведения и постижения мира. Это обнаруживается уже в «Большой руде»: ее герой, шофер Виктор Пронякин, во всех ситуациях ведет себя в соответствии со своими собственно человеческими свойствами, крепко стоит на земле и, погруженный в житейские заботы, способен испытывать радость приобщения к большому — общему — делу. Он не успел преодолеть одиночества, трагической обособленности от людей: живя рядом с ними, прошел мимо них, точнее — они прошли мимо него. Трагедия Пронякина получала в повести объяснение не столько в свойствах его характера — она воспринималась как результат всей прожитой им жизни, устроенной так, что путь к счастью для человека оказывается чрезмерно трудным, а подчас (в случае с Пронякиным) и смертельным для него. Это шло вразрез с установившимися к тому времени в советской литературе представлениями о взаимоотношениях человека и времени и послужило основанием критических суждений о позиции писателя.
Резкость этих суждений и оценок еще более усилилась после появления романа «Три минуты молчания»: здесь нет традиционного для советской литературы изображения героев-тружеников — ушедший в море рыболовецкий траулер предстает в качестве своеобразной модели советского общества, в котором человеку безрадостно. Обязательная для флота субординация напоминает о системе отношений, сложившихся в жизни людей в тоталитарном государстве. Личностное начало в каждом из персонажей романа растоптано: люди, живущие и работающие вместе, по существу разобщены, их мир сужен, а время для них движется по кругу. Облик и судьба персонажей романа позволяют говорить о застойном характере эпохи, формирующей человека с ограниченным духовным кругозором. Однако они не выглядят безликими благодаря мастерскому использованию писателем выразительных и изобразительных возможностей слова, что особенно обнаруживается в их речевых характеристиках. Мысль о неблагополучии, что царит в мире, где человек не чувствует себя хозяином собственной судьбы, выражена В. прямо, сильно: раньше и отчетливее других сказал писатель о тупике, в который загоняется временем человек.
Имя Владимова более всего связывается с повестью «Верный Руслан»: о жизни, наиболее полным воплощением которой является лагерь, о мире, где страшно искажены представления о добре и зле. Повесть дает яркое представление о том, как разъела человеческие души в течение десятилетий господствовавшая в стране система ГУЛАГа. Законы, которые царят в лагерном мире (а его границы куда шире тех, что были очерчены поваленной теперь колючей проволокой), ведут к чудовищному искажению человеческой природы — вот почему роль главного персонажа доверена караульной собаке: для нее этот мир оказывался справедливо организованным. Повесть Владимова — прямое обвинение тем, по чьей воле изуродована жизнь, сама природа человека и животного. Но тревога не перерастает у Владимова в чувство безнадежности: добро, от природы заложенное в человеке и животном, и здесь напоминает о себе. Вопрос о вине за устройство мира писатель адресует не только тем, кто выстроил жизнь по законам лагеря, но — всем нам.
О все возрастающей масштабности писательской мысли свидетельствует и роман «Генерал и его армия», где центр тяжести перенесен на общие категории, закономерности человеческого бытия, которые в условиях войны предстают в обнаженном виде, сквозь выхваченные прямо из жизни детали просвечивает их символический смысл. Называя себя «неисправимым реалистом», В. наследует в первую очередь традиции Л.Толстого, которого он считает «высшим художественным гением в русской литературе»: объяснение происходящему, человеческим судьбам он поэтому ищет, идя от жизни, а не от тех представлений о ней, которые закрепляются в выстроенных разумом системах. И генерал Кобрисов становится центральным персонажем романа потому, что в нем полнее, нежели в других военачальниках, обнаруживает себя жизнь, народное начало. В изображении и событий, и действующих лиц, в осмыслении происходящего Владимов впрямую исходит из народной точки зрения, которая обнаруживает себя на всех уровнях текста. В романе о войне лежащий в основании сюжета конфликт определяется столкновением не армий, а нравственных позиций, жизненных философий.
Эстетические позиции Владимов и его место в литературном процессе обусловлены неизменной верностью писателя реализму, что позволяет ему все более решительно выходить к художественному осмыслению коренных проблем бытия, находящих воплощение как в историческом движении, так и в судьбах отдельных людей.
Соч.:
Большая руда. М., 1962;
Три минуты молчания. М., 1976;
Верный Руслан (История караульной собаки). М., 1989;
Генерал и его армия. М., 1995.
Лит.:
Рассадин Ст. О настоящем и похожем // Юность. 1962. №4;
Дубровин А. Гражданственность// Вопросы литературы. 1967. №1;
Лакшин В. Искусство и время // Простор. 1969. №1;
Дедков И. Возвращение к себе // Наш современник. 1975. №7;
Анашенков Б. Лично причастен // Октябрь. 1976. №4;
Архангельский А. Строгость и ясность // Новый мир. 1989. №7;
Аннинский Л. Собачье сердце? Из заметок о прозе Георгия Владимова // Литературное обозрение. 1989. №8;
Немзер А. В поисках утраченной человечности // Октябрь. 1989. №8;
Терц А. [Синявский А.] Люди и звери. По книге Г.Владимова «Верный Руслан (История караульной собаки)» // Вопросы литературы. 1990. Янв.;
Карпов А., Чистяков А. В мире попранной человечности: О повести Г.Владимова «Верный Руслан» // Русская словесность. 1995. №6.
А.С.Карпов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|