Волосевич Георгий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Волосевич
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 19.02 Кто родился в этот год 1931 |
[19.2.1931, Харьков — 19.10.2003, Мюнхен]
— прозаик, публицист, литературный критик.
Родился в семье учителей. Окончил в 1953 юридический факультет Ленинградского университета.
Печатается с 1954, вначале как литературный критик, а в 1961 в возглавлявшемся А.Т.Твардовским
журнале «Новый мир» напечатана его первая повесть «Большая руда». Хорошо принятая читателями и
критикой, она лишь в 1962-65 выдержала 27 изданий на языках народов СССР и зарубежных стран.
В 1956-59 возглавлял отдел прозы журнала «Новый мир». Там же с большим трудом был опубликован в
1969 роман «Три минуты молчания» (отдельным изданием вышел в 1976, а впервые без цензурных купюр —
в 1982 во Франкфурте-на-Майне, ФРГ), встреченный резкой критикой, не принявшей изображенной здесь
неприкрашенной правды жизни. Написанная тогда же повесть «Верный Руслан (История караульной
собаки)» не смогла увидеть свет в советской подцензурной печати (впервые опубликована в России:
Знамя. 1989. № 2), а ее распространявшийся самиздатом текст приписывался А.И.Солженицыну.
В 1975 повесть вышла во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). К этому времени отношения Владимова с Союзом
Писателей были основательно испорчены благодаря его неоднократному участию в кампаниях протеста
против усиливающегося диктата власти в сфере литературы.
В 1977 Владимов выходит из СП в знак протеста против исключения из его рядов В.Войновича,
Л.Чуковской, Л.Копелева, В.Корнилова. Тогда же возглавил Московскую секцию организации
«Международная амнистия».
26 мая 1983 по приглашению института славистики Кельнского университета Владимов выехал в
Германию, где должен был прочесть курс лекций о советской литературе, и вскоре был лишен советского
гражданства. Поселился в г.Нидернхаузен (под Франкфуртом).
В 1984-86 был главным редакторм журнала «Грани» (№131-140), оставил этот пост ввиду несогласия с
политикой (и не только литературной) руководства НТС (Народно-трудового союза), в ведении которого
фактически находится журнал. Живя в ФРГ, закончил начатую еще в России работу над романом «Генерал
и его армия», опубликованном в журнале «Знамя» (1994. №4-5).
Уже в первой повести Владимов обнаружилось характерное для писателя требование правды в большом и
в малом. Его писательской манере свойственно тяготение к мужественной энергичности стиля, к сюжетной
сосредоточенности, к подчеркнутой прозаичности рассказа об обыденной (даже производственной)
стороне жизни. Но точность изображения деталей соединяется с масштабностью воспроизведения и
постижения мира. Это обнаруживается уже в «Большой руде»: ее герой, шофер Виктор Пронякин, во всех
ситуациях ведет себя в соответствии со своими собственно человеческими свойствами, крепко стоит на
земле и, погруженный в житейские заботы, способен испытывать радость приобщения к большому —
общему — делу. Он не успел преодолеть одиночества, трагической обособленности от людей: живя рядом
с ними, прошел мимо них, точнее — они прошли мимо него. Трагедия Пронякина получала в повести
объяснение не столько в свойствах его характера — она воспринималась как результат всей прожитой им
жизни, устроенной так, что путь к счастью для человека оказывается чрезмерно трудным, а подчас (в
случае с Пронякиным) и смертельным для него. Это шло вразрез с установившимися к тому времени в
советской литературе представлениями о взаимоотношениях человека и времени и послужило основанием
критических суждений о позиции писателя.
Резкость этих суждений и оценок еще более усилилась после появления романа «Три минуты молчания»:
здесь нет традиционного для советской литературы изображения героев-тружеников — ушедший в море
рыболовецкий траулер предстает в качестве своеобразной модели советского общества, в котором
человеку безрадостно. Обязательная для флота субординация напоминает о системе отношений,
сложившихся в жизни людей в тоталитарном государстве. Личностное начало в каждом из персонажей
романа растоптано: люди, живущие и работающие вместе, по существу разобщены, их мир сужен, а время
для них движется по кругу. Облик и судьба персонажей романа позволяют говорить о застойном
характере эпохи, формирующей человека с ограниченным духовным кругозором. Однако они не выглядят
безликими благодаря мастерскому использованию писателем выразительных и изобразительных
возможностей слова, что особенно обнаруживается в их речевых характеристиках. Мысль о
неблагополучии, что царит в мире, где человек не чувствует себя хозяином собственной судьбы,
выражена В. прямо, сильно: раньше и отчетливее других сказал писатель о тупике, в который загоняется
временем человек.
Имя Владимова более всего связывается с повестью «Верный Руслан»: о жизни, наиболее полным
воплощением которой является лагерь, о мире, где страшно искажены представления о добре и зле.
Повесть дает яркое представление о том, как разъела человеческие души в течение десятилетий
господствовавшая в стране система ГУЛАГа. Законы, которые царят в лагерном мире (а его границы куда
шире тех, что были очерчены поваленной теперь колючей проволокой), ведут к чудовищному искажению
человеческой природы — вот почему роль главного персонажа доверена караульной собаке: для нее этот
мир оказывался справедливо организованным. Повесть Владимова — прямое обвинение тем, по чьей воле
изуродована жизнь, сама природа человека и животного. Но тревога не перерастает у Владимова в
чувство безнадежности: добро, от природы заложенное в человеке и животном, и здесь напоминает о
себе. Вопрос о вине за устройство мира писатель адресует не только тем, кто выстроил жизнь по законам
лагеря, но — всем нам.
О все возрастающей масштабности писательской мысли свидетельствует и роман «Генерал и его армия»,
где центр тяжести перенесен на общие категории, закономерности человеческого бытия, которые в
условиях войны предстают в обнаженном виде, сквозь выхваченные прямо из жизни детали просвечивает
их символический смысл. Называя себя «неисправимым реалистом», В. наследует в первую очередь
традиции Л.Толстого, которого он считает «высшим художественным гением в русской литературе»:
объяснение происходящему, человеческим судьбам он поэтому ищет, идя от жизни, а не от тех
представлений о ней, которые закрепляются в выстроенных разумом системах. И генерал Кобрисов
становится центральным персонажем романа потому, что в нем полнее, нежели в других военачальниках,
обнаруживает себя жизнь, народное начало. В изображении и событий, и действующих лиц, в осмыслении
происходящего Владимов впрямую исходит из народной точки зрения, которая обнаруживает себя на всех
уровнях текста. В романе о войне лежащий в основании сюжета конфликт определяется столкновением не
армий, а нравственных позиций, жизненных философий.
Эстетические позиции Владимов и его место в литературном процессе обусловлены неизменной верностью
писателя реализму, что позволяет ему все более решительно выходить к художественному осмыслению
коренных проблем бытия, находящих воплощение как в историческом движении, так и в судьбах
отдельных людей.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх