AZ-libr.ру

информационный портал





Потанин Виктор Фёдорович [14.08.1937]

Потанин Виктор Фёдорович
       [14.8.1937, с.Утятское Притобольного р-на Курганской обл.]
       — прозаик, очеркист.
       Родился в семье сельских учителей. Детство и юность прошли в Зауралье, в деревне. Отец погиб на фронте в 1941. Мать, Анна Тимофеевна,— учитель русского языка и литературы. Ее и учителя Утятской школы Р.Ярова Потанин называет своими наставниками, которые оценивали его первые опыты — стихи и рассказы.
       В 1953-58 Потанин учился в Курганском педагогическом институте, занимался в литературно-творческом кружке.
       В 1958 начал работать корреспондентом в областной молодежной газеты «Молодой ленинец», где публиковались его новеллы, короткие рассказы, очерки, зарисовки.
       В 1958 участвовал во Всероссийском совещании молодых прозаиков, организованном недавно созданным СП РСФСР. Знакомство и общение с В.Астафьевым, Ю.Казаковым, Г.Горышиным, по свидетельству Потанин, сыграло определяющую роль в выборе дальнейшего жизненного и творческого пути.
       Первым выступлением в большой печати стал рассказ «Шальная весна» (Урал. 1961), затем последовали публикации в «Смене», «Сельской молодежи», еженедельнике «Литературная Россия». Крестным отцом многих из них (а в дальнейшем и книг) стал С.П.Антонов, с которым Потанин познакомился на Кемеровском зональном семинаре молодых писателей.
       В 1961-67 заочно учился в Литературном институте (отделение прозы). Первая книга, небольшой сборник рассказов «Журавли прилетели», вышла в Кургане в 1963. Уже ранние книги («Подари мне сизаря», «Последние кони», «Наследник солдата») принесли Потанину всероссийскую известность. Проникнутые, по определению самого писателя, «лирическим автобиографизмом и эгоцентризмом», выразившихся в преобладании очеркового начала и выборе дневниковой формы, они сразу определили его приверженность к нравственной проблематике и конфликтам, которые он остро ощущал, но не умозрительно, а в гуще самой жизни. Не случайно события его произведений происходят в пределах Зауралья. Вспышка «деревенской прозы» в 1960-е принесла с собой открытие особого человеческого мира, «крестьянского космоса», дегероизацию литературы, проявившуюся в интересе к маленьким людям.
       В произведениях 1970-х Потанин исследует нравственные конфликты, состоящие в разрушении корневых связей с «почвой», в отпадении героев, соблазненных городским интеллектуализмом, от «анахронической» сердечности семейного уклада, их «межеумочное» состояние («чистая и горькая», по отзыву В.Астафьева, повесть «Пристань»). Но писатель не судит своих героев, скорее сочувствует, поэтому нередки в покаянных монологах его героев авторские интонации.
       Творческую манеру Потанина во многом определяет любовь к живому народному языку, он восстанавливает в правах строй и звучание по-песенному раскованной и естественной местной речи, которая составляет основу его лирико-исповедального стиля. Сюжетно-структурную цельность определяет авторская позиция, «однодумность» (Н.Кузин), которая взволнованно откликается на «болевые» точки жизненного материала. Покаянный мотив деревенской прозы получает у Потанина индивидуальное преломление, проявляясь в то и дело прорывающемся внутреннем напряжении авторской интонации. Это роднит поэтику прозы Потанина с Ю.Казаковым, В.Лихоносовым, Г.Семёновым.
       Проза Потанина 1980-90-х продолжает ставить самые острые и жгучие вопросы сегодняшней жизни. Сложные и драматические судьбы встают со страниц повестей «Легкая», «Телефон доверия», «Большой хитрец». Поисками смысла жизни заняты и герои большинства рассказов. Любовь к человеку диктует Потанину такие светлые, бескорыстные и жертвенные судьбы, как Антонина Ивановна из повести «Легкая». Это его версия праведницы, без которых «не стоит земля наша». «Дивное торжество совести» (В.Распутин) показывает героиня в каждой из своих ипостасей — жены, матери, работницы.
       «Умную печаль», «благорасположенность ко всему» считают главными чертами индивидуальности Потанин его коллеги В.Астафьев и В.Распутин. Писатель не признает грубости ни в общении, ни на страницах своих книг. Он «не может принять зло как неизбежность, согласиться с его агрессивным полноправием, и любые проявления зла заносит на бумагу с очевидным страданием» (В.Распутин). Повесть «Доченька» выпадает из этого ряда, так как она — о взаимной «чуждости», нарастающей между поколениями отцов и детей, о нравственном вызове младших старшим. Писатель переживает этот конфликт с позиции невольной вины и своего поколения, и своей лично. В поздней прозе Потанина (книги «Плакала кукушка», «На обрыве», «Танцуем без перерыва», «Украденная жизнь») все отчетливее звучат метафизические мотивы, особенно обостренно — тема жизни и смерти. Появляются и мистические мотивы, в свое время реабилитированные «деревенской прозой» (повесть «Украденная жизнь»).
       Основу прозы Потанин составляет опора на традицию русского реалистического письма. Недаром критика называет его приверженцем аксаковской традиция, в основе которой лежит свойство писательской памяти «помнить, а не фантазировать» (С.Т.Аксаков). Памятливость писателя, обогащенная новыми впечатлениями, восходит к нравственным первоначалам, по которым он продолжает оценивать своих героев и себя. Иногда писателю хочется сказать как можно больше, он не всегда доверяет «выговариванию» самой жизни, отраженной в произведении, которая может заставить читателя думать самому.
       В 1970-98 Потанин работал литконсультантом Курганской писательской организации, редактором регионального книжного издательства. Продолжает активно печататься в журнале «Москва», «Урал», «Бежин луг».
       Член правления и секретарь СП России, имеет звание «Заслуженный работник культуры», награжден орденом «Знак Почета» и орденом Почета. Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), премии им. Ивана Бунина (1994), Всероссийского литературного конкурса им. В.М.Шукшина (1999), Всероссийской литературной премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2002).
       Живет в г.Кургане.

Соч.:
       Журавли прилетели: сборник рассказов. Курган, 1963;
       Шальная весна: рассказы. М., 1969;
       Пристань: повести. Челябинск, 1970;
       Ради этой минуты. Новосибирск, 1973;
       Память расскажет: очерки. М., 1975;
       Когда прошли дожди. М., 1978;
       Избранное: Повести и рассказы. М., 1982;
       Поезда не возвращаются: Повести, рассказы. М., 1985;
       Голубая жемчужина: Повести, рассказы, дневники. М., 1989;
       Плакала кукушка: Повести и рассказы. М., 1992;
       Танцуем без перерыва: Повести и рассказы. Курган, 1995;
       Украденная жизнь: Повести и рассказы. Курган, 2000.

Лит.:
       Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976;
       Виктор Федорович Потанин: биобиблиографический указатель. Курган, 1980;
       Кузин Н. На орбите душевности // Потанин В.Ф. Пристань: Повести и рассказы. Свердловск, 1980;
       Яновский Н. [Послесл.] // Потанин В.Ф. Избранное. М., 1982;
       Астафьев В. Чистая душа // Астафьев В. Всему свой час. М., 1985;
       Распутин В. Добрый рыцарь совести и слова // Потанин В.Ф. Украденная жизнь: повести и рассказы. Курган, 2000. С.3-8;
       Бондаренко М. Только бы не остыла душа... О писателе Викторе Потанине // Литература в школе. 2003. №5. С.41-46.

К.И.Шарафадина



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"