Потанин Виктор Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Потанин
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 14.08 Кто родился в этот год 1937 |
[14.8.1937, с.Утятское Притобольного р-на Курганской обл.]
— прозаик, очеркист.
Родился в семье сельских учителей. Детство и юность прошли в Зауралье, в
деревне. Отец погиб на фронте в 1941. Мать, Анна Тимофеевна,— учитель русского
языка и литературы. Ее и учителя Утятской школы Р.Ярова Потанин называет своими
наставниками, которые оценивали его первые опыты — стихи и рассказы.
В 1953-58 Потанин учился в Курганском педагогическом институте, занимался в
литературно-творческом кружке.
В 1958 начал работать корреспондентом в областной молодежной газеты «Молодой
ленинец», где публиковались его новеллы, короткие рассказы, очерки, зарисовки.
В 1958 участвовал во Всероссийском совещании молодых прозаиков, организованном
недавно созданным СП РСФСР. Знакомство и общение с В.Астафьевым, Ю.Казаковым,
Г.Горышиным, по свидетельству Потанин, сыграло определяющую роль в выборе
дальнейшего жизненного и творческого пути.
Первым выступлением в большой печати стал рассказ «Шальная весна» (Урал. 1961),
затем последовали публикации в «Смене», «Сельской молодежи», еженедельнике
«Литературная Россия». Крестным отцом многих из них (а в дальнейшем и книг)
стал С.П.Антонов, с которым Потанин познакомился на Кемеровском зональном
семинаре молодых писателей.
В 1961-67 заочно учился в Литературном институте (отделение прозы). Первая
книга, небольшой сборник рассказов «Журавли прилетели», вышла в Кургане в 1963.
Уже ранние книги («Подари мне сизаря», «Последние кони», «Наследник солдата»)
принесли Потанину всероссийскую известность. Проникнутые, по определению самого
писателя, «лирическим автобиографизмом и эгоцентризмом», выразившихся в
преобладании очеркового начала и выборе дневниковой формы, они сразу определили
его приверженность к нравственной проблематике и конфликтам, которые он остро
ощущал, но не умозрительно, а в гуще самой жизни. Не случайно события его
произведений происходят в пределах Зауралья. Вспышка «деревенской прозы» в
1960-е принесла с собой открытие особого человеческого мира, «крестьянского
космоса», дегероизацию литературы, проявившуюся в интересе к маленьким людям.
В произведениях 1970-х Потанин исследует нравственные конфликты, состоящие в
разрушении корневых связей с «почвой», в отпадении героев, соблазненных
городским интеллектуализмом, от «анахронической» сердечности семейного уклада,
их «межеумочное» состояние («чистая и горькая», по отзыву В.Астафьева, повесть
«Пристань»). Но писатель не судит своих героев, скорее сочувствует, поэтому
нередки в покаянных монологах его героев авторские интонации.
Творческую манеру Потанина во многом определяет любовь к живому народному
языку, он восстанавливает в правах строй и звучание по-песенному раскованной и
естественной местной речи, которая составляет основу его лирико-исповедального
стиля. Сюжетно-структурную цельность определяет авторская позиция,
«однодумность» (Н.Кузин), которая взволнованно откликается на «болевые» точки
жизненного материала. Покаянный мотив деревенской прозы получает у Потанина
индивидуальное преломление, проявляясь в то и дело прорывающемся внутреннем
напряжении авторской интонации. Это роднит поэтику прозы Потанина с
Ю.Казаковым, В.Лихоносовым, Г.Семёновым.
Проза Потанина 1980-90-х продолжает ставить самые острые и жгучие вопросы
сегодняшней жизни. Сложные и драматические судьбы встают со страниц повестей
«Легкая», «Телефон доверия», «Большой хитрец». Поисками смысла жизни заняты и
герои большинства рассказов. Любовь к человеку диктует Потанину такие светлые,
бескорыстные и жертвенные судьбы, как Антонина Ивановна из повести «Легкая».
Это его версия праведницы, без которых «не стоит земля наша». «Дивное торжество
совести» (В.Распутин) показывает героиня в каждой из своих ипостасей — жены,
матери, работницы.
«Умную печаль», «благорасположенность ко всему» считают главными чертами
индивидуальности Потанин его коллеги В.Астафьев и В.Распутин. Писатель не
признает грубости ни в общении, ни на страницах своих книг. Он «не может
принять зло как неизбежность, согласиться с его агрессивным полноправием, и
любые проявления зла заносит на бумагу с очевидным страданием» (В.Распутин).
Повесть «Доченька» выпадает из этого ряда, так как она — о взаимной «чуждости»,
нарастающей между поколениями отцов и детей, о нравственном вызове младших
старшим. Писатель переживает этот конфликт с позиции невольной вины и своего
поколения, и своей лично. В поздней прозе Потанина (книги «Плакала кукушка»,
«На обрыве», «Танцуем без перерыва», «Украденная жизнь») все отчетливее звучат
метафизические мотивы, особенно обостренно — тема жизни и смерти. Появляются и
мистические мотивы, в свое время реабилитированные «деревенской прозой»
(повесть «Украденная жизнь»).
Основу прозы Потанин составляет опора на традицию русского реалистического
письма. Недаром критика называет его приверженцем аксаковской традиция, в
основе которой лежит свойство писательской памяти «помнить, а не фантазировать»
(С.Т.Аксаков). Памятливость писателя, обогащенная новыми впечатлениями,
восходит к нравственным первоначалам, по которым он продолжает оценивать своих
героев и себя. Иногда писателю хочется сказать как можно больше, он не всегда
доверяет «выговариванию» самой жизни, отраженной в произведении, которая может
заставить читателя думать самому.
В 1970-98 Потанин работал литконсультантом Курганской писательской организации,
редактором регионального книжного издательства. Продолжает активно печататься в
журнале «Москва», «Урал», «Бежин луг».
Член правления и секретарь СП России, имеет звание «Заслуженный работник
культуры», награжден орденом «Знак Почета» и орденом Почета. Лауреат премии
Ленинского комсомола (1979), премии им. Ивана Бунина (1994), Всероссийского
литературного конкурса им. В.М.Шукшина (1999), Всероссийской литературной
премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2002).
Живет в г.Кургане.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх