|
Ольшанская Евдокия Мироновна (настоящее имя Дися Мееровна Зайденварг)
[22.5.1929, Киев — 19.10.2003, Киев]
— поэт.
Родилась в бедной семье ремесленника. Первоначальное большое влияние оказала мать Ольшанская, окончившая гимназию, хорошо знавшая и любившая литературу, особенно стихи. Со школьных лет полюбила Н.Некрасова. «Несжатая полоса» навсегда пронзила ее душу и, по признанию Ольшанской, с этого стих, и началась внутренняя поэтическая работа души. Позднее, начиная с 7-го класса, возникла, на всю жизнь, любовь к Пушкину, все поэмы которого знала наизусть, а несколько позже проявились острый интерес и любовь к Лермонтову. Возможно, внутренняя, не всегда открытая, но чаще глубинная гражданственность поэзии Ольшанской, сохранившаяся и в поздних ее циклах и книгах, обязана раннему воздействию музы Некрасова — не столько ее «гнев», сколько «печаль». Рассказы родителей о тяжкой жизни еврейской бедноты, погромах и унижениях были по-своему созвучны боли о страданиях народных. Влияние Пушкина было также очень значительным, но еще более резким и сильным оказалось воздействие Лермонтова — не столько на стихи, сколько на формирование души.
Первая публикация — в газете «Ленинская Шатура» (1944). В апр. 1946 в республиканской молодежной газете «Сталинское племя» опубликовано стих. «Шестнадцатилетие». Редактор этой газ., впоследствии известный писатель Николай Дубов стал первым серьезным литературным наставником Ольшанская. Именно с этой публикации, считает Ольшанская, и следует вести отсчет литературной работе. Связь с этой газ. оказалась и долгой и плодотворной, она меняла свои названия («Комсомольское знамя», «Независимость»), но неизменно предоставляла свои страницы для стихов, заметок о поэзии и других материалов.
В 1980-е эта газета напечатала статьи Ольшанской об Ахматовой — в то время, как другие газеты делали это, по словам Ольшанской в те годы еще неохотно.
Анна Ахматова — это, после Некрасова, Пушкина и Лермонтова, четвертое имя, означающее для Ольшанской так много, что его, если иметь в виду лирику Ольшанской после 1960-х, можно, пожалуй, считать первым по воздействию и на душу и на самый стих. Впервые она прочитала ахматовские стихи за несколько дней, по ее словам, до известного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Стихи ее потрясли, и с тех пор началось ее внутреннее сопротивление официальной литературной политике и — шире — идеологии.
За 40 лет Ольшанская собрала огромную коллекцию различных материалов, касающихся Ахматовой. Следует особо отметить, что помимо поэтической работы Ольшанская вела обширную переписку с российскими поэтами, а также с поэтами из национальных республик. С годами у нее образовался замечательный по своему составу (по именам и материалам) лит. архив, где есть более сотни писем Арс.Тарковского, письма Б.Пастернака, К.Симонова, В.Чичибабина, М.Светлова, М.Дудина, М.Рыльского, Н.Ушакова и многих, многих других. В них содержится немало ценных сведений, представляющих настолько большой интерес, что ИРЛИ (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук взял их на хранение, образовав специальный личный фонд Ольшанской.
Многосторонняя связь с литературной жизнью и России, и других республик обогатила творчество Ольшанской, а учеба у различных мастеров, открывающих тайны своего «ремесла» в личных письмах, сказалась и на ее поэтическом творчестве. В Киеве она стала авторитетным наставником для литературной молодежи, которую сплотила вокруг организованной ею студии, а затем и журнале «Родник». Там получили «путевку в жизнь» многие молодые поэты. Ежегодно «Родник» проводит «Ахматовские чтения» — они собирают большую аудиторию. На Чтения приезжают ахматоведы из разных городов России и Украины. Лекции об Ахматовой Ольшанская читала в Киеве, Иванове, Москве, Одессе и других городах.
Первая книга стихов Ольшанской вышла в Киеве в 1970. Она, вобрав наиболее характерные и лучшие стихи, открыла читателям своеобразного и незаурядного поэта. Ольшанская прежде всего лирик, открывающий в стихах напряженную и динамичную душевную и духовную жизнь. Форма ее стихов строга, чиста и по-своему «классична». Ее поэтическое мастерство зиждется на очень тщательной работе со словом. Она принадлежит к школе Ахматовой, но не подражает ей, а следует ее поэзии как некоему ориентиру, высокому, недосягаемому, но верному. Психологические ситуации в ее стихах драматичны и немногословны. Она посвятила Ахматовой книгу сонетов «Венок Ахматовой» (Киев, 1999) — это, пожалуй, наиболее объемный поэтический потрет великой поэтессы в нашей литературе. Эта книга в то же время — признак высокого поэтического мастерства, пришедшего к Ольшанской в 1980-е и 1990-е, что признают многие поэты в своих письмах к Ольшанской, в рецензиях на ее книги.
Соч.:
Диалог. Киев, 1970; Сиреневый час / предисл. Арс.Тарковского. Киев, 1991;
Причастность. Третья книга стихов. Киев, 1994;
Поэзии родные имена: Воспоминания, письма, стихи. Киев, 1995;
Мелодия осени. Чернобыль, 1997;
Свет издалека. Киев, 1999;
Венок Ахматовой. Киев, 1999;
Мгновения. Седьмая книга. Киев, 2002.
Лит.:
Тарковский Арс. Диалог // Молодая гвардия. 1971. №7;
Вышеславский Л. Как вам живется, мои земляки... // Вечерний Киев. 1991. 26 апр.;
Рудинский В. Е.Ольшанская. Сиреневый час // Наша страна. Буэнос-Айрес, 1992. №2165. 1 февр.;
Лисиевский И. ...Все, что зовется судьбою. О книгах Ольшанской «Сиреневый час» и «Причастность» // Вечерний Харьков. 1995. №1. 24 янв.;
Татаренко Ю. Адреса причастности Евдокии Ольшанской // Киевские ведомости. 1995. 25 янв.;
Дубовик О. Золотое ожерелье памяти // Крещатик. 1996. 11 дек.;
Вигучин С. Озаренная // Vestnik. New York. 1998. Vol. 101. №4 (185). February, 17;
Хочу на друзей наглядеться // Правда Украины. 1997. 10 июня;
Боброва Э. Евдокия Ольшанская. Поэзии родные имена // Новый ж. Нью-Йорк. 1999. №217;
Черненко М. Надо ведь светиться изнутри // Зеркало недели. 1997. 23 авг.;
Вышеславский Л. Целительный свет // Независимость. Киев. 1999. 8 окт.;
Черненко М. Поэзия всегда остается юной // Сегодня. Киев. 1999. 17 апр.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|