Зайденварг Дися Мееровна
|
Другие персоны с фамилией Зайденварг
Другие персоны с именем Дися Кто родился в этот день 22.05 Кто родился в этот год 1829 |
[22.5.1929, Киев — 19.10.2003, Киев]
— поэт.
Родилась в бедной семье ремесленника. Первоначальное большое влияние оказала мать Ольшанская,
окончившая гимназию, хорошо знавшая и любившая литературу, особенно стихи. Со школьных лет
полюбила Н.Некрасова. «Несжатая полоса» навсегда пронзила ее душу и, по признанию Ольшанской, с
этого стих, и началась внутренняя поэтическая работа души. Позднее, начиная с 7-го класса, возникла, на
всю жизнь, любовь к Пушкину, все поэмы которого знала наизусть, а несколько позже проявились острый
интерес и любовь к Лермонтову. Возможно, внутренняя, не всегда открытая, но чаще глубинная
гражданственность поэзии Ольшанской, сохранившаяся и в поздних ее циклах и книгах, обязана раннему
воздействию музы Некрасова — не столько ее «гнев», сколько «печаль». Рассказы родителей о тяжкой
жизни еврейской бедноты, погромах и унижениях были по-своему созвучны боли о страданиях народных.
Влияние Пушкина было также очень значительным, но еще более резким и сильным оказалось воздействие
Лермонтова — не столько на стихи, сколько на формирование души.
Первая публикация — в газете «Ленинская Шатура» (1944). В апр. 1946 в республиканской молодежной
газете «Сталинское племя» опубликовано стих. «Шестнадцатилетие». Редактор этой газ., впоследствии
известный писатель Николай Дубов стал первым серьезным литературным наставником Ольшанская.
Именно с этой публикации, считает Ольшанская, и следует вести отсчет литературной работе. Связь с
этой газ. оказалась и долгой и плодотворной, она меняла свои названия («Комсомольское знамя»,
«Независимость»), но неизменно предоставляла свои страницы для стихов, заметок о поэзии и других
материалов.
В 1980-е эта газета напечатала статьи Ольшанской об Ахматовой — в то время, как другие газеты делали
это, по словам Ольшанской в те годы еще неохотно.
Анна Ахматова — это, после Некрасова, Пушкина и Лермонтова, четвертое имя, означающее для
Ольшанской так много, что его, если иметь в виду лирику Ольшанской после 1960-х, можно, пожалуй,
считать первым по воздействию и на душу и на самый стих. Впервые она прочитала ахматовские стихи за
несколько дней, по ее словам, до известного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград». Стихи
ее потрясли, и с тех пор началось ее внутреннее сопротивление официальной литературной политике и —
шире — идеологии.
За 40 лет Ольшанская собрала огромную коллекцию различных материалов, касающихся Ахматовой.
Следует особо отметить, что помимо поэтической работы Ольшанская вела обширную переписку с
российскими поэтами, а также с поэтами из национальных республик. С годами у нее образовался
замечательный по своему составу (по именам и материалам) лит. архив, где есть более сотни писем
Арс.Тарковского, письма Б.Пастернака, К.Симонова, В.Чичибабина, М.Светлова, М.Дудина, М.Рыльского,
Н.Ушакова и многих, многих других. В них содержится немало ценных сведений, представляющих
настолько большой интерес, что ИРЛИ (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук взял их на хранение,
образовав специальный личный фонд Ольшанской.
Многосторонняя связь с литературной жизнью и России, и других республик обогатила творчество
Ольшанской, а учеба у различных мастеров, открывающих тайны своего «ремесла» в личных письмах,
сказалась и на ее поэтическом творчестве. В Киеве она стала авторитетным наставником для
литературной молодежи, которую сплотила вокруг организованной ею студии, а затем и журнале
«Родник». Там получили «путевку в жизнь» многие молодые поэты. Ежегодно «Родник» проводит
«Ахматовские чтения» — они собирают большую аудиторию. На Чтения приезжают ахматоведы из разных
городов России и Украины. Лекции об Ахматовой Ольшанская читала в Киеве, Иванове, Москве, Одессе и
других городах.
Первая книга стихов Ольшанской вышла в Киеве в 1970. Она, вобрав наиболее характерные и лучшие
стихи, открыла читателям своеобразного и незаурядного поэта. Ольшанская прежде всего лирик,
открывающий в стихах напряженную и динамичную душевную и духовную жизнь. Форма ее стихов
строга, чиста и по-своему «классична». Ее поэтическое мастерство зиждется на очень тщательной работе
со словом. Она принадлежит к школе Ахматовой, но не подражает ей, а следует ее поэзии как некоему
ориентиру, высокому, недосягаемому, но верному. Психологические ситуации в ее стихах драматичны и
немногословны. Она посвятила Ахматовой книгу сонетов «Венок Ахматовой» (Киев, 1999) — это, пожалуй,
наиболее объемный поэтический потрет великой поэтессы в нашей литературе. Эта книга в то же время —
признак высокого поэтического мастерства, пришедшего к Ольшанской в 1980-е и 1990-е, что признают
многие поэты в своих письмах к Ольшанской, в рецензиях на ее книги.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх