|
Гройский Николай Павлович
[11(24)7.1909, Териоки — 21.11.1934, Париж]
— поэт.
Гройский родился в семье приват-доцента Петербургского университета. Мать
Гройского — скульптор. Детство Гройский провел в Тверской губ. и Петербурге,
после революции вместе с семьей выехал за границу и с 1920 жил во Франции, где
его отец работал в газ. «Последние новости».
В 1927 Гройский окончил русскую среднюю школу, учился в университете в Париже,
а с 1932 продолжал образование в Брюссельском университете, где готовил работу
о Г.Р.Державине, оставшуюся незавершенной.
В 1928 Гройский вместе с родителями жил в пригороде Парижа Бельлвю по соседству
с Медоном, где в то время жила М.И.Цветаева. Они встречались у общих знакомых и
быстро подружились. Начались совместные прогулки и беседы, оживленная
переписка, продолжавшаяся около 3 лет и прервавшаяся в 1932 с отъездом
Гройского в Брюссель. Уже в мае 1928 Цветаева посвятила Гройскому первое
стихотворение «Юноше в уста», в том же году «в память наших лесов» — еще одно:
«Лес: сплошная маслобойня света...». Гройский в то время тоже писал стихи.
Летом 1928 Цветаева познакомилась с некоторыми его сочинениями и написала
Гройскому: «О стихах скажу: в Вас пока нет рабочей жилы. Вы неряшливы,
довольствуетесь первым попавшимся, Вам просто — лень. Но у Вас есть отдельные
строки, которые ДАЮТСЯ (т.е. не даются никаким трудом). Для того, чтобы Вам
стать поэтом, Вам нужны две веши: ВОЛЯ и ОПЫТ. Вам еще не из чего писать. Не
бросайте стихов, записывайте внезапные строки» (Цветаева М. СС: в 7 т. М.,
1995. Т.7. С.226).
Если первый отзыв большого поэта (а Гройский хорошо понимал, кто рядом с ним)
еще отмечал «отдельные строки» и позволял мечтать о будущих удачах, то
полученное всего через месяц письмо от Цветаевой было в оценке поэзии Гройского
совершенно безнадежным: «О стихах: Вы еще питаетесь внешним миром, тогда как
пища поэта: 1) мир внутренний, 2) мир внешний, сквозь внутренний пропущенный.
Вы еще не окунаете в себя зримость, даете ее как есть. Оттого Ваши стихи
поверхностны. Ваши стихи меньше Вас. Дорасти до самого себя и перерасти — вот
ход поэта» (Там же. Т.7. С.204). По этой ли, по другой ли причине, но больше
Гройский своих стихов Цветаевой не показывал, не предпринимал попыток и к
публикации их, хотя с помощью отца, видного сотрудника газеты, мог сравнительно
легко свои произведения напечатать. Цветаева же, не приняв прочитанного
всерьез, не задумалась или не заметила, что рядом с ней — поэт. Через несколько
лет, когда Гройский уже не было в живых, она писала А.А.Тесковой: «Юноша
оказался большим поэтом. Он и при мне (18, 19 лет!) писал стихи, и были
прекрасные строки, и я все спрашивала его, верней — себя — Будешь ли ты — или
нет — поэтом?» (Там же. Т.6. С.417).
С 1929 Гройский уезжал на лето в горы. Впечатления от занятий альпинизмом легли
в основу его поэмы «Белладонна», которой и суждено было стать первой
публикацией поэта. Гройский трагически погиб в парижском метро. В газете
«Последние новости», где работал отец Гройского, 9 дек. 1934 была напечатана с
сочувственной вступительной статьей Г.Адамовича альпийская поэма «Белладонна».
Из этой публикации Цветаева узнала о гибели своего недавнего друга и написала о
нем большую статью «Последний подарок», названную впоследствии
«Поэт-альпинист». В янв. 1935 Цветаева посвятила Гройскому цикл стихов
«Надгробье», а 11 апр. выступила с докладом о поэзии Гройского в зале
Географического общества в Париже. Оказалось, что помимо поэмы у Гройского
остались и стихи, часть которых опубликовал «Вестник» Брюссельского лит.
кружка.
Ю.Иваск, узнав о гибели Гройского и познакомившись с его стихами, написал
некролог «Памяти Николая Тройского»: «Гронский более, чем кто-либо из молодых
зарубежных поэтов, был чуток к современности, такой примитивной, варварской,
если сравнить ее с недавним прошлым, но вместе с тем — полной горения и
воодушевления — этому неравнодушному прошлому и неизвестному. Поэзия Тройского
— не "смутный романтизм". В его стихах чувствуется большая страсть, которая
горячит, но не затуманивает вполне точную и трезвую мысль» (Журнал содружества.
Выборг. 1935. №9). В таллинском журнале «Новь» (1935. №8) появилась статья
Л.Гомолицкого «Несколько слов по поводу "Белладонны" Н.Тройского»:
«"Белладонна" не точно названа поэмой, это не эпос — лирика, с первых строк
настраивающая читателя на лад необычный, возвышенный. Его муза — Державин, но
Державин-одописец. Не случайно и лира Тройского прозвучала напряженной,
героической одой. Для нашей трагической эпохи нужны гордые слова, пронзающие,
как вихрь, слух».
В 1936 родные и друзья Гройского собрали поэтическое наследие поэта и выпустили
сб. его поэзии. В нем нашлось место и для 2 стихотворения Гройского, написанных
в 1928 и посвященных М.Цветаевой, откликнувшейся на выход книги теплой
рецензией. Этот сборник остался единственной книгой Гройского, хотя его стихи
иногда переиздавались. Они вошли, в частности, в составленную Г.Адамовичем
антологию русской зарубежной поэзии «Якорь» (Берлин, 1936), а также в
выпущенную Ю.Иваском в 1953 в Нью-Йорке антологию «На западе». Поэма
«Белладонна» была напечатана в альманахе «Воздушные пути» (Нью-Йорк. 1967. №
5).
В России стихи Гройского впервые опубликованы в антологии поэзии русского
зарубежья «Мы жили тогда на планете другой» (1994).
Соч.:
Стихи и поэмы. Париж, 1936.
Лит.:
Цветаева М. Письма к Н.П.Тройскому // Цветаева М. СС: в 7 т. М., 1995. Т.7.
В.В.Попов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|