|
Екимов Борис Петрович
[19.11.1938, г.Игарка Красноярского края]
— прозаик.
После службы в армии работал на заводе токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером; живя в Тюменской обл., в Казахстане, работал строителем, затем — учителем по труду в сельской школе.
В 1965 был опубликован рассказ Екимова «Товарищи красноармейцы!». Эту раннюю вещь отличало столь характерное для зрелого Екимова искусное построение сюжета, хотя содержание ее достаточно наивно.
В 1972 Екимов участвовал в совещании молодых писателей в г.Ульяновске. Окончил Высшие литературные курсы.
В 1974 вышла первая книга рассказов Екимова «Девушка в красном пальто». Многие рассказы несут в себе отзвуки трудовой биографии Екимов. Но, помимо внешней фабульной канвы, произведения Екимова имеют психологический подтекст, приоткрывающий внутреннюю, порой подсознательную логику поведения персонажей. Рядом с обыденными диалогами, в которых редко заметны следы рефлексии, писатель дает описание той сердечной стихии, в которой существуют его герои. В рассказе «Не уйти», повествующем о суетной жизни производственника Дмитрия Павловича Трубима, уставший после заводской сумятицы герой разглядывает в уличной витрине выставку детских рисунков. Среди них «серо-карандашный» портрет: «руки — палки, ноги — палки, голова — круг. А вот глаза были черт-те какие. Человеческие глаза. Да не обыкновенного человека». Рисунок этой 6-летней девочки в известном смысле можно назвать схемой для обрисовки екимовских героев. За обыкновенностью, внешней непритязательностью всегда видно что-то очень «человеческое».
Психологический строй екимовских произведений во многом обязан своеобразному менталитету его земляков — Екимов долгое время проживал среди донских казаков, в г.Калач-на-Дону Волгоградской обл. Внешняя простота и даже застенчивость этих людей сочетается с внутренним достоинством и гордостью за прошлое своего «рода». Нельзя не увидеть этого и в казачьих песнях. Екимов много лет занимался их собиранием и систематизацией; результатом такой работы стал сб., составленный Екимовым,— «Песни донских казаков» (1982). Книга состоит из предисловия Екимова и 4 разделов: «Песни исторические», «Песни служивские», «Песни любовные», «Песни разные».
В сборнике рассказов «У своих» (1975) Екимов все больше погружается в жизнь своих земляков, не только включая в художественную ткань рассказов цветистую, образную речь казаков, но и пытаясь в характерах и поступках передать своеобразие их жизненной философии.
В 1976 опубликован сборник рассказов «Офицерша». Заглавный рассказ повествует о молодой женщине, пытающейся на новом месте начать жизнь заново, как бы переписав набело прошлое. Окружающие принимают ее новый образ, верят, что она не просто одинокая женщина с ребенком, вынужденная работать маляром, но бывшая майорская жена; что лишь ее повышенные требования к мужу не позволили дальше продолжать семейную жизнь. Но прошлое настигает героиню и разбивает все ее красивые выдумки, оставляя обычную историю брошенной девушки. Однако сыгранная роль сильной, привыкшей удивлять смелостью женщины оставляет след в характере героини, и к моменту ее разоблачения она оказывается другой личностью, не пытается снова убежать, а спокойно встречает злую молву и насмешки. Финал рассказа в книжном варианте (впервые опубликовал в журнале «Наш современник». 1974. №12) более пространный, писатель, подробнее останавливаясь на сцене «разоблачения» героини, делает концовку не столь сильной с художественной точки зрения. Рассказ значим для Екимова, включается им почти во все сборники.
В 1977 увидела свет повесть Екимова «Короткое время бородатых» — о строительных студенческих отрядах.
В заглавном рассказе из сборника «Последняя хата» (1982) звучит характерный для Екимова мотив, связанный с мечтами об иной жизни, но по сравнению с рассказом «Офицерша» мотив этот более лирический; герой не то что раскаивается в прошлой жизни, просто задумывается о том, что судьба могла быть другой, живи он в другом мире, занимайся другим делом. Но в критический момент герои Екимова понимают, что каждому из них дорога своя доля, только с ней они равны самим себе. «Настойчивый момент верности человека самому себе, утверждение цельности личности как высочайшей ценности — вот что Екимов-художник разрабатывает с особой охотой» (Богатко И.— С.291). С разными оттенками, но одинаково щемяще звучит эта тема в рассказах Екимова «Казенный человек», «Музыка в соседнем дворе», «Шурочкино племя», «Ночь проходит...» и др.
Критическую дискуссию вызвала повесть Екимова «Холюшино подворье» (1984). С размахом ведомое хозяйство в трудолюбивых Холюшиных руках процветает, но вызывает зависть некоторых односельчан. Не все верят, что работает он лишь для того, чтобы кормить других людей, а еще — чтобы не нарушилась гармония в созданном им собственными руками маленьком государстве. Многие подозревают в нем рвача. Но вот умирает хозяин, исчезает сотворенная им гармония, а искатели сокровищ находят множество квитанций за сданные государству сельскохозяйственные продукты. По заглавию, композиции и некоторым сюжетным моментам повесть Екимова перекликается с повестью А.Солженицына «Матренин двор», как бы полемизируя с ней.
Екимовские герои постоянно испытываются таким нравственным мерилом, как отношение к труду. Причем ценность человека в этом плане измеряется масштабами не личностными, не социальными, а уходит в метафизические глубины народной этики. Жить за счет других — значит жить «не по-божески», «не по-людски». Повесть «Пастушья звезда» (1989) можно назвать развернутой иллюстрацией к известной евангельской строке: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мат. 16, 26). Душевный строй Тимофея, старика, подрабатывающего пастухом, сталкивается с психологией своих «хозяев» — чеченского семейства, приехавшего на донскую землю на заработки. Не знающие нужды в деньгах, похваляющиеся роскошным домом в Грозном, они относятся к Тимофею как к рабу. И даже хозяйский сын, подросток Алик, небрежно управляющий «Волгой», разговаривает с ним свысока. Но оказывается, что в нравственном поединке бессребренику Тимофею есть что противопоставить чеченскому богатству. Спокойная, образная речь, песни, рассказы о бедной, но такой интересной жизни постепенно заставляют чеченского подростка все больше прислушиваться к Тимофею. А когда старик берет его на утреннюю рыбалку, то у мальчишки глаза загораются куда сильнее, чем при мечтах о втором двухэтажном доме в Грозном. В повести Екимова проходит та вечностная вертикаль, которая позволяет увидеть красоту не замутненной грехом жизни.
В 1980-1990-е Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Подъем», «Волга», «Юность», а также выходят отд. книгами: «Елка для матери» (1984), «Частное расследование: Повести и рассказы» (1985), «Ночь исцеления», «За теплым хлебом» (обе — 1986), «Живая душа» (1987), роман «Родительский дом» (1988), «Пастушья звезда» (1989), «Донос» (1990) и др.
Повести и рассказы последних лет («Пресвятая Дева-Богородица...», 1990; «Крик в ночи», «Враг народа», оба — 1993; «Гнедой», 1994, «Фетисыч», 1996, и др.) звучат тревожно, сохраняя при этом основные особенности екимовского художественного почерка. Лишь некоторая стилистическая экспериментальность заметна в рассказе «Гнедой», где острый социальный конфликт разрешается несколько авантюрным способом, что раньше было несвойственно Екимову.
О чем бы ни писал Екимов в последние годы — о нелепостях антиалкогольной кампании, о последствиях чернобыльской катастрофы, о тяготах репрессий, о проблемах фермерства — всегда это поверяется чем-то незыблемым и неизменным.
Лауреат международной премии «Москва-Пенне» (1997), Государственной премии Российской Федерации (1998) и многих других отечественных и международных премий.
Соч.:
Доехала благополучно. Волгоград, 1980;
Солонич: рассказы и повести. М., 1989;
Холюшино подворье. М., 1984;
Родительский дом. М., 1988;
Высшая мера: повести и рассказы. Волгоград, 1995;
В снегах: Очерк // Новый мир. 1997. С.158-167;
Наш старый дом: повесть // Отчий край. 1997. №3. С.72-94.
Лит.:
Васильев В. Достоинство слова. М., 1988;
Удин Я. О прозе Бориса Екимова // Волга. 1988. №3. С.130-141;
Богатко И. Предчувствие. М., 1990;
Смирнов В. Не страшась выводов: О прозе Б. Екимова // Отчий край. 1994. №2. С.159-167;
Басинский П. По ту сторону простого и сложного // Литературная газета. 1996. №46. 13 нояб.;
Роднянская И. Род людской // Новый мир. 1996. №11. С.237.
Е.И.Колесникова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|