Екимов Борис Петрович
|
Другие персоны с фамилией Екимов
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 19.11 Кто родился в этот год 1938 |
[19.11.1938, г.Игарка Красноярского края]
— прозаик.
После службы в армии работал на заводе токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером; живя в
Тюменской обл., в Казахстане, работал строителем, затем — учителем по труду в сельской школе.
В 1965 был опубликован рассказ Екимова «Товарищи красноармейцы!». Эту раннюю вещь отличало столь
характерное для зрелого Екимова искусное построение сюжета, хотя содержание ее достаточно наивно.
В 1972 Екимов участвовал в совещании молодых писателей в г.Ульяновске. Окончил Высшие литературные
курсы.
В 1974 вышла первая книга рассказов Екимова «Девушка в красном пальто». Многие рассказы несут в себе
отзвуки трудовой биографии Екимов. Но, помимо внешней фабульной канвы, произведения Екимова имеют
психологический подтекст, приоткрывающий внутреннюю, порой подсознательную логику поведения
персонажей. Рядом с обыденными диалогами, в которых редко заметны следы рефлексии, писатель дает
описание той сердечной стихии, в которой существуют его герои. В рассказе «Не уйти», повествующем о
суетной жизни производственника Дмитрия Павловича Трубима, уставший после заводской сумятицы герой
разглядывает в уличной витрине выставку детских рисунков. Среди них «серо-карандашный» портрет:
«руки — палки, ноги — палки, голова — круг. А вот глаза были черт-те какие. Человеческие глаза. Да не
обыкновенного человека». Рисунок этой 6-летней девочки в известном смысле можно назвать схемой для
обрисовки екимовских героев. За обыкновенностью, внешней непритязательностью всегда видно что-то
очень «человеческое».
Психологический строй екимовских произведений во многом обязан своеобразному менталитету его
земляков — Екимов долгое время проживал среди донских казаков, в г.Калач-на-Дону Волгоградской обл.
Внешняя простота и даже застенчивость этих людей сочетается с внутренним достоинством и гордостью
за прошлое своего «рода». Нельзя не увидеть этого и в казачьих песнях. Екимов много лет занимался их
собиранием и систематизацией; результатом такой работы стал сб., составленный Екимовым,— «Песни
донских казаков» (1982). Книга состоит из предисловия Екимова и 4 разделов: «Песни исторические»,
«Песни служивские», «Песни любовные», «Песни разные».
В сборнике рассказов «У своих» (1975) Екимов все больше погружается в жизнь своих земляков, не только
включая в художественную ткань рассказов цветистую, образную речь казаков, но и пытаясь в
характерах и поступках передать своеобразие их жизненной философии.
В 1976 опубликован сборник рассказов «Офицерша». Заглавный рассказ повествует о молодой женщине,
пытающейся на новом месте начать жизнь заново, как бы переписав набело прошлое. Окружающие
принимают ее новый образ, верят, что она не просто одинокая женщина с ребенком, вынужденная
работать маляром, но бывшая майорская жена; что лишь ее повышенные требования к мужу не позволили
дальше продолжать семейную жизнь. Но прошлое настигает героиню и разбивает все ее красивые
выдумки, оставляя обычную историю брошенной девушки. Однако сыгранная роль сильной, привыкшей
удивлять смелостью женщины оставляет след в характере героини, и к моменту ее разоблачения она
оказывается другой личностью, не пытается снова убежать, а спокойно встречает злую молву и
насмешки. Финал рассказа в книжном варианте (впервые опубликовал в журнале «Наш современник».
1974. №12) более пространный, писатель, подробнее останавливаясь на сцене «разоблачения» героини,
делает концовку не столь сильной с художественной точки зрения. Рассказ значим для Екимова,
включается им почти во все сборники.
В 1977 увидела свет повесть Екимова «Короткое время бородатых» — о строительных студенческих
отрядах.
В заглавном рассказе из сборника «Последняя хата» (1982) звучит характерный для Екимова мотив,
связанный с мечтами об иной жизни, но по сравнению с рассказом «Офицерша» мотив этот более
лирический; герой не то что раскаивается в прошлой жизни, просто задумывается о том, что судьба могла
быть другой, живи он в другом мире, занимайся другим делом. Но в критический момент герои Екимова
понимают, что каждому из них дорога своя доля, только с ней они равны самим себе. «Настойчивый
момент верности человека самому себе, утверждение цельности личности как высочайшей ценности — вот
что Екимов-художник разрабатывает с особой охотой» (Богатко И.— С.291). С разными оттенками, но
одинаково щемяще звучит эта тема в рассказах Екимова «Казенный человек», «Музыка в соседнем
дворе», «Шурочкино племя», «Ночь проходит...» и др.
Критическую дискуссию вызвала повесть Екимова «Холюшино подворье» (1984). С размахом ведомое
хозяйство в трудолюбивых Холюшиных руках процветает, но вызывает зависть некоторых односельчан.
Не все верят, что работает он лишь для того, чтобы кормить других людей, а еще — чтобы не
нарушилась гармония в созданном им собственными руками маленьком государстве. Многие подозревают в
нем рвача. Но вот умирает хозяин, исчезает сотворенная им гармония, а искатели сокровищ находят
множество квитанций за сданные государству сельскохозяйственные продукты. По заглавию, композиции
и некоторым сюжетным моментам повесть Екимова перекликается с повестью А.Солженицына «Матренин
двор», как бы полемизируя с ней.
Екимовские герои постоянно испытываются таким нравственным мерилом, как отношение к труду. Причем
ценность человека в этом плане измеряется масштабами не личностными, не социальными, а уходит в
метафизические глубины народной этики. Жить за счет других — значит жить «не по-божески», «не
по-людски». Повесть «Пастушья звезда» (1989) можно назвать развернутой иллюстрацией к известной
евангельской строке: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
(Мат. 16, 26). Душевный строй Тимофея, старика, подрабатывающего пастухом, сталкивается с
психологией своих «хозяев» — чеченского семейства, приехавшего на донскую землю на заработки. Не
знающие нужды в деньгах, похваляющиеся роскошным домом в Грозном, они относятся к Тимофею как к
рабу. И даже хозяйский сын, подросток Алик, небрежно управляющий «Волгой», разговаривает с ним
свысока. Но оказывается, что в нравственном поединке бессребренику Тимофею есть что
противопоставить чеченскому богатству. Спокойная, образная речь, песни, рассказы о бедной, но такой
интересной жизни постепенно заставляют чеченского подростка все больше прислушиваться к Тимофею.
А когда старик берет его на утреннюю рыбалку, то у мальчишки глаза загораются куда сильнее, чем при
мечтах о втором двухэтажном доме в Грозном. В повести Екимова проходит та вечностная вертикаль,
которая позволяет увидеть красоту не замутненной грехом жизни.
В 1980-1990-е Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы
печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Подъем», «Волга», «Юность», а
также выходят отд. книгами: «Елка для матери» (1984), «Частное расследование: Повести и рассказы»
(1985), «Ночь исцеления», «За теплым хлебом» (обе — 1986), «Живая душа» (1987), роман «Родительский
дом» (1988), «Пастушья звезда» (1989), «Донос» (1990) и др.
Повести и рассказы последних лет («Пресвятая Дева-Богородица...», 1990; «Крик в ночи», «Враг народа»,
оба — 1993; «Гнедой», 1994, «Фетисыч», 1996, и др.) звучат тревожно, сохраняя при этом основные
особенности екимовского художественного почерка. Лишь некоторая стилистическая
экспериментальность заметна в рассказе «Гнедой», где острый социальный конфликт разрешается
несколько авантюрным способом, что раньше было несвойственно Екимову.
О чем бы ни писал Екимов в последние годы — о нелепостях антиалкогольной кампании, о последствиях
чернобыльской катастрофы, о тяготах репрессий, о проблемах фермерства — всегда это поверяется
чем-то незыблемым и неизменным.
Лауреат международной премии «Москва-Пенне» (1997), Государственной премии Российской Федерации
(1998) и многих других отечественных и международных премий.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх