Троепольский Гавриил Николаевич [29.11.1905-30.06.1995]

Троепольский Гавриил Николаевич (псевдоним Т.Лирваг)
       [16(29).11.1905, с.Новоспасовка (Новоспасское) Борисоглебского уезда Тамбовской губ., ныне Воронежской обл.— 30.6.1995, Воронеж]
       — прозаик, публицист.
       Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд. В школе второй ступени (с. Ново-Гольское Воронежской губ.) благодаря урокам Г.Р.Ширмы (будущий руководитель Государственной. академической хоровой капеллы Белорусской ССР] приобщился к русской классике.
       В 1924 Троепольский окончил трехклассное сельскохозяйственное училище им. К.А.Тимирязева в с.Алешки Борисоглебского уезда. Воронежской губ. и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930. Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки, картины повседневного крестьянского быта и т.п.
       В середине 1920-х Троепольский под сильным влиянием А.Неверова пишет рассказ (текст его не сохранился). Своим первым литературным опытам Троепольский не придавал серьезного значения. Веру в писательское призвание несколько укрепило знакомство с прозаиком Н.Н.Никандровым в конце 1920-х в с.Махровка, где Троепольский учительствовал. Никандров посоветовал Троепольский не бросать писательство, хотя, став младшим научным сотрудником, а потом и заведующим Алешковским опорным пунктом, Троепольский ставит опыты по агротехнике и ведет сортоиспытания.
       «Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» (Топорков Вл. Рыцарь русского поля // Советская Россия. 1995. №142. 30 нояб. С.7). К началу 1950-х в активе Троепольского была лишь одна литературная публикация: рассказ «Дедушка» (Литературный Воронеж. 1937. №1), который был подписан псевдонимом «Т.Лирваг» (если читать с конца: «Гаврил Т.»). Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,— вспоминал впоследствии Г.Н.Троепольский,— тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу» (Цит. по: Скобелев В.П.- С.9-10).
       Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В нояб. 1952 Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. «Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной. Твардовский его понимал очень — тоже ведь крестьянский сын, можно сказать, сельскохо-зяйственник» (Залыгин С.П. Прощай, ново-мирец... Памяти Гавриила Троепольского // Литературная газета. 1995. №28. 12 июля. С.3). Едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.
       Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3), «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1). Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский изображает колхозную жизнь без всяких прикрас — с ее реальными сложностями и противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны Троепольский ярко, выпукло и психологически убедительно. «Записки агронома» стали своеобразным дополнением к «Районным будням» В.В.Овечкина (см. об этом: Виноградов И.И. В ответе у времени: Заметки о деревенском очерке пятидесятых годов. М., 1966). В.В.Овечкин не все принимал как в данном произведении, так и в творческой манере Троепольского (см.: Овечкин В.В. Статьи, дневники, письма. М., 1972. С.26-28). Однако это обстоятельство нисколько не мешало Троепольскому с глубоким уважением относиться к создателю «Районных будней». Когда Овечкина не стало, Троепольский проводил его в последний путь добрыми словами (Прощальное слово // Подъем. 1968. №1. С.163-164; О Валентине Овечкине // Новый мир. 1968. №9. С.33-35).
       В середине 1950-х Троепольский на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955. Кн.36; фильм был снят режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).
       В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность.
       Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все — 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность, психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.
       Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я — 1958; кн.2-я — 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования — семья Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации, Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни. Роман завершался картиной первого колхозного сева: «Чернозем то поднимался в мареве, то вновь опускался, дрожал в весеннем беспокойстве. Чернозем дышал! Но это было только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то с радостью и восхищением. Одни называли это началом гибели, другие — началом новой жизни на земле» (СС. Т.2. С.405). Многочисленные отклики на «Чернозем» были хотя и доброжелательными, но весьма сдержанными. Роман у Троепольского получился неровным. Известная «сухость» повествования, привкус схематизма, недостаточная разработка характеров, скупость психологического анализа, наличие явных перекличек с «Поднятой целиной» М.А.Шолохова и «Девками» Н.И.Кочина — все это предрешило не очень счастливую читательскую судьбу «Чернозема». В поздние изд. романа (начиная с 1970-х) был внесен целый ряд изменений, призванных улучшить его художественную ткань.
       В конце 1950-х — начале 1960-х Троепольский обращается к жанру повести. В 1958 он опубликовал повесть «Кандидат наук (Повесть, отчасти сатирическая)», в которой обличаются невежды и приспособленцы в сельскохозяйственной науке. Троепольский широко использовал приемы злого пародирования и сатирические краски. Вопросы сатиры всегда волновали Троепольского, суждения которого на сей счет имеют не только практическое, но и теоретическое значение (см.: Поговорим о сатире // Литературная газета. 1954. 25 нояб.; Точная цель, ясные перспективы // Подъем. 1961. №4. С.139-143; Сатирик: мне нравится быть лириком. На вопросы ред. отвечает писатель Г.Троепольский // Молодой коммунар. Воронеж, 1971. 20 нояб., и др.). К повести «Кандидат наук» примыкает «рассказ старого агронома» «Странный сон, или Экзамен на здравый смысл» (1960), где Троепольский ориентируется на традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина (гротеск, фантастика и т.п.), развивает основные мотивы «Кандидата наук». Автору «Странного сна...» хочется, чтобы в жизни всегда торжествовали здравый смысл и справедливость.
       Повесть Троепольский «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и воспевается красота родной природы.
       В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозойка вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые заметки Троепольского конца 1950-х — начала 1960-х, в которых обсуждались различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода «спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956), «В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору» (1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольский «Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в нем писатель пропел славу храбрым — погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не мог не написать о родном городе.
       На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу,— повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971), которую посвятил А.Т.Твардовскому. В своем лирико-философском и трагическом произведении Троепольский продолжил гуманистическую традицию русской классической литературы. История одной собаки, мастерски рассказанная Троепольским, проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью. В уста Ивана Иваныча, хозяина погибшего Бима, писатель вкладывает знаменательные слова: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники... В России бывают и зимы, и весны. Вот она какая, наша Россия,— и зимы, и весны обязательно» (СС. Т.3. С.316).
       В 1975 создатель «Белого Бима...» стал лауреатом Государственной премии СССР. По повести «Белый Бим...» в 1977 был снят фильм (реж. С.И.Ростоцкий, киностудия им. М. Горького). Особое признание повесть получила и в Италии: в 1981 Троепольскому были присуждены две премии (Премия Монца за одну из пяти лучших книг для слепых детей и Премия Банка-ремино за лучшую книгу года для детей) и вручена золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция). Повесть «Белый Бим...» переведена на десятки языков и издана во многих странах мира (см. об этом: Васильев В. Белый Бим на планете Земля // Подъем. 1985. №11. С.132-135). И по сей день она является самым известным и читаемым произведением Троепольского. Воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак создали памятник, посвященный главному герою повести «Белый Бим Черное ухо».
       Перу Троепольского принадлежат пьеса в 3 действиях «Постояльцы» (1971), которая построена на деревенском материале (о сельских тружениках, противостоящих бюрократам), и немногочисленные стихотворные опыты.
       Троепольский — автор ряда критических статей; его выступления отличались глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана, не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
       После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века. Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное "Белым Бимом..."» (Топорков Вл. Рыцарь русского поля. С.7).

Соч.:
       СС: в 4 т. М., 1987-1988. Т.1-3;
       Соч.: в 3 т. Воронеж, 1977-78;
       Гавриил Троепольский: Верю в совершенствование человека / записала В.Помазнева // Литературная газеат. 1980. №5. 30 янв. С.4-5;
       Повести, рассказы. М., 1982;
       Рассказы. Повести. М., 1985.

Лит.:
       Гавриил Николаевич Троепольский / сост. Н.Г.Захаренко // Русские советские писатели. Прозаики: биобиблиографический указатель. М., 1968. Т.5. С.191-198;
       Троепольский Гавриил Николаевич // Писатели Воронежа: биобиблиографический указатель / сост. Н.Ишутинова; под общей ред. Н.Т.Стрельниковой. Воронеж, 1969. С.151-159;
       Скобелев В.П. Гавриил Троепольский. М., 1969;
       Сурганов В.А. Тугие узлы // Знамя. 1971. №2. С.214-237;
       Бекедин П.В. О повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» // Материалы научной конференции студентов филологического факультета ЛГУ. Л., 1972. С.10-15;
       Канашкин В.А. Своя борозда: Заметки о творчестве Гавриила Троепольского // Кубань. 1973. №3. С.100-105;
       Г.Н.Троепольский: К 70-летию со дня рождения: указатель литературы / сост. Е.Я.Боброва; предисл. А.Гридчина. Воронеж, 1975;
       Дедков И. «В поле две воли...»: Проза Г.Троепольского // Наш современник. 1975. №11. С.157- 166;
       Крылова Л.А. Урок внеклассного чтения по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» // Литература в школе. 1979. №1. С.59-62;
       Семёнов В. Служение правде // Наш современник. 1980. №11. С.184-186;
       Мущенко Е. Путь к себе // Подъем. 1982. №6. С.132-137;
       Горбачев Н. Слово старшего друга // Наш современник. 1985. №11. С.184-187;
       Ивановский Р.А. Творчество Гавриила Троепольского (Идейно-художественная проблематика, жанровая специфика): Автореферат кандидатской диссертации. М., 1986;
       Умер Г.Н. Троепольский // Коммуна. Воронеж. 1995. №122. 1 июля. С.1;
       Троепольский Гавриил Николаевич. [Некролог] // Литературная Россия. 1995. №29. 7 июля. С.15.

П.В.Бекедин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:14 UTC