Троепольский Гавриил Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Троепольский
Другие персоны с именем Гавриил Кто родился в этот день 29.11 Кто родился в этот год 1905 |
[16(29).11.1905, с.Новоспасовка (Новоспасское) Борисоглебского уезда Тамбовской
губ., ныне Воронежской обл.— 30.6.1995, Воронеж]
— прозаик, публицист.
Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал
крестьянский труд. В школе второй ступени (с. Ново-Гольское Воронежской губ.)
благодаря урокам Г.Р.Ширмы (будущий руководитель Государственной. академической
хоровой капеллы Белорусской ССР] приобщился к русской классике.
В 1924 Троепольский окончил трехклассное сельскохозяйственное училище им.
К.А.Тимирязева в с.Алешки Борисоглебского уезда. Воронежской губ. и, не
устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую
школу-четырехлетку, преподавал до 1930. Троепольский начинает вести различные
записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки, картины
повседневного крестьянского быта и т.п.
В середине 1920-х Троепольский под сильным влиянием А.Неверова пишет рассказ
(текст его не сохранился). Своим первым литературным опытам Троепольский не
придавал серьезного значения. Веру в писательское призвание несколько укрепило
знакомство с прозаиком Н.Н.Никандровым в конце 1920-х в с.Махровка, где
Троепольский учительствовал. Никандров посоветовал Троепольский не бросать
писательство, хотя, став младшим научным сотрудником, а потом и заведующим
Алешковским опорным пунктом, Троепольский ставит опыты по агротехнике и ведет
сортоиспытания.
«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В
литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее
сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки
речек и шуршащие камыши...» (Топорков Вл. Рыцарь русского поля // Советская
Россия. 1995. №142. 30 нояб. С.7). К началу 1950-х в активе Троепольского была
лишь одна литературная публикация: рассказ «Дедушка» (Литературный Воронеж.
1937. №1), который был подписан псевдонимом «Т.Лирваг» (если читать с конца:
«Гаврил Т.»). Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к
назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ,— вспоминал
впоследствии Г.Н.Троепольский,— тем меньше он мне нравился, и я решил, что
писателем быть не смогу» (Цит. по: Скобелев В.П.- С.9-10).
Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое
решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940-50-х сразу несколькими
замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В нояб.
1952 Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала
«Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника.
«Троепольский был агрономом очень серьезным, прекрасно знал опытное дело, коим
была столь славна и даже знаменита дореволюционная Россия, практика же
колхозно-совхозного строительства приводила его в недоумение, которое он и
пытался с присущим ему юмором, с иронией выразить в литературе художественной.
Твардовский его понимал очень — тоже ведь крестьянский сын, можно сказать,
сельскохо-зяйственник» (Залыгин С.П. Прощай, ново-мирец... Памяти Гавриила
Троепольского // Литературная газета. 1995. №28. 12 июля. С.3). Едва ли не все
произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи)
впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Всю свою жизнь Троепольский
был благодарен А.Т.Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он
часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал
от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский
нередко навещал его семью.
Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов:
«Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой» (Новый мир. 1953. №3),
«Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович»,
«Тугодум» (Новый мир. 1953. №8; газетная публикация рассказа «Тугодум»: Молодой
коммунар. Воронеж. 1953. 12 июля) и «Один день» (Новый мир. 1954. №1).
Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной
книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954). Троепольский
изображает колхозную жизнь без всяких прикрас — с ее реальными сложностями и
противоречиями. Все персонажи цикла, и положительные, и отрицательные, выписаны
Троепольский ярко, выпукло и психологически убедительно. «Записки агронома»
стали своеобразным дополнением к «Районным будням» В.В.Овечкина (см. об этом:
Виноградов И.И. В ответе у времени: Заметки о деревенском очерке пятидесятых
годов. М., 1966). В.В.Овечкин не все принимал как в данном произведении, так и
в творческой манере Троепольского (см.: Овечкин В.В. Статьи, дневники, письма.
М., 1972. С.26-28). Однако это обстоятельство нисколько не мешало Троепольскому
с глубоким уважением относиться к создателю «Районных будней». Когда Овечкина
не стало, Троепольский проводил его в последний путь добрыми словами
(Прощальное слово // Подъем. 1968. №1. С.163-164; О Валентине Овечкине // Новый
мир. 1968. №9. С.33-35).
В середине 1950-х Троепольский на основе «Записок агронома» был создан
киносценарий «Земля и люди» (Литературный Воронеж. 1955. Кн.36; фильм был снят
режиссером С.И.Ростоцким на киностудии им. М.Горького в 1955).
В 1954 Троепольский стал членом СП СССР, переселился в Воронеж, где и жил до
конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных
произведений, пришла всесоюзная известность.
Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и
проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все — 1954) и
«Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и
свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя. А такие
характеры людей труда, как Митрич из одноименного рассказа и Сеня Трошин («У
Крутого яра»), стали подлинным открытием Троепольского. Неоднозначность,
психологическая многослойность этих образов рождали споры критиков.
Со второй половины 1950-х Троепольский работал над романом «Чернозем» (кн.1-я —
1958; кн.2-я — 1961), в котором рельефно воссоздана жизнь
центрально-черноземной деревни с 1921 по 1930. Троепольский сумел внести немало
нового в осмысление эпохи коллективизации. В центре повествования — семья
Земляковых. Не закрывая глаза на ошибки, «перегибы» в процессе коллективизации,
Троепольский рисовал общую драматическую картину крестьянской жизни. Роман
завершался картиной первого колхозного сева: «Чернозем то поднимался в мареве,
то вновь опускался, дрожал в весеннем беспокойстве. Чернозем дышал! Но это было
только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то
с радостью и восхищением. Одни называли это началом гибели, другие — началом
новой жизни на земле» (СС. Т.2. С.405). Многочисленные отклики на «Чернозем»
были хотя и доброжелательными, но весьма сдержанными. Роман у Троепольского
получился неровным. Известная «сухость» повествования, привкус схематизма,
недостаточная разработка характеров, скупость психологического анализа, наличие
явных перекличек с «Поднятой целиной» М.А.Шолохова и «Девками» Н.И.Кочина — все
это предрешило не очень счастливую читательскую судьбу «Чернозема». В поздние
изд. романа (начиная с 1970-х) был внесен целый ряд изменений, призванных
улучшить его художественную ткань.
В конце 1950-х — начале 1960-х Троепольский обращается к жанру повести. В 1958
он опубликовал повесть «Кандидат наук (Повесть, отчасти сатирическая)», в
которой обличаются невежды и приспособленцы в сельскохозяйственной науке.
Троепольский широко использовал приемы злого пародирования и сатирические
краски. Вопросы сатиры всегда волновали Троепольского, суждения которого на сей
счет имеют не только практическое, но и теоретическое значение (см.: Поговорим
о сатире // Литературная газета. 1954. 25 нояб.; Точная цель, ясные перспективы
// Подъем. 1961. №4. С.139-143; Сатирик: мне нравится быть лириком. На вопросы
ред. отвечает писатель Г.Троепольский // Молодой коммунар. Воронеж, 1971. 20
нояб., и др.). К повести «Кандидат наук» примыкает «рассказ старого агронома»
«Странный сон, или Экзамен на здравый смысл» (1960), где Троепольский
ориентируется на традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина (гротеск, фантастика и т.п.),
развивает основные мотивы «Кандидата наук». Автору «Странного сна...» хочется,
чтобы в жизни всегда торжествовали здравый смысл и справедливость.
Повесть Троепольский «В камышах» (1963), имеющая подзаголовок «Из тетрадей
охотника», решена в ином ключе: в ней доминирует лирическое начало и
воспевается красота родной природы.
В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово
Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды
человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же.
1966. 5 сент.). Эти «экологические» статьи прозойка вызвали большой
общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому,
посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы. Очерки и путевые
заметки Троепольского конца 1950-х — начала 1960-х, в которых обсуждались
различные проблемы сельского хозяйства и которые являлись своего рода
«спутниками» его цикла рассказов «Из записок агронома». «Думы о земле» (1956),
«В глубинном районе» (1958), «Совесть хлебопашца» (1959), «Дорога идет в гору»
(1961), «Этого требует жизнь» (1963), также привлекли к себе внимание
читателей. Широкой известностью пользовался документальный очерк Троепольский
«Легендарная быль» (1957), в котором речь шла о событиях Гражданской войны: в
нем писатель пропел славу храбрым — погибшим и живым. Неоднократно в 1960-е
Троепольский выступал в роли фельетониста: «Розовая совесть», «Тернистая
дорога, или Краткий обзор путей возникновения таланта» (1963), «Липа на тихой
сосне» (1964) и др. Очень многое связывало Троепольского с Воронежем, и он не
мог не написать о родном городе.
На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую
славу,— повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971), которую посвятил
А.Т.Твардовскому. В своем лирико-философском и трагическом произведении
Троепольский продолжил гуманистическую традицию русской классической
литературы. История одной собаки, мастерски рассказанная Троепольским,
проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью. В уста Ивана
Иваныча, хозяина погибшего Бима, писатель вкладывает знаменательные слова:
«Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники... В России бывают и
зимы, и весны. Вот она какая, наша Россия,— и зимы, и весны обязательно» (СС.
Т.3. С.316).
В 1975 создатель «Белого Бима...» стал лауреатом Государственной премии СССР.
По повести «Белый Бим...» в 1977 был снят фильм (реж. С.И.Ростоцкий, киностудия
им. М. Горького). Особое признание повесть получила и в Италии: в 1981
Троепольскому были присуждены две премии (Премия Монца за одну из пяти лучших
книг для слепых детей и Премия Банка-ремино за лучшую книгу года для детей) и
вручена золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция). Повесть «Белый
Бим...» переведена на десятки языков и издана во многих странах мира (см. об
этом: Васильев В. Белый Бим на планете Земля // Подъем. 1985. №11. С.132-135).
И по сей день она является самым известным и читаемым произведением
Троепольского. Воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак создали
памятник, посвященный главному герою повести «Белый Бим Черное ухо».
Перу Троепольского принадлежат пьеса в 3 действиях «Постояльцы» (1971), которая
построена на деревенском материале (о сельских тружениках, противостоящих
бюрократам), и немногочисленные стихотворные опыты.
Троепольский — автор ряда критических статей; его выступления отличались
глубиной литературоведческой мысли. Но эта часть наследия писателя не собрана,
не обнародованы и письма Троепольского (в издательстве «Современник» так и не
вышел 4-й (последний) том СС Троепольского, куда и планировалось включить
критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя).
После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной
литературной классике, писатель не опубликовал ни одного значительного
художественного произведения. Это «молчание», объясняемое не только преклонным
возрастом и ухудшающимся здоровьем Троепольского, длилось почти четверть века.
Однако известно, что он и в 1970-е, и в 1980-е, и в 1990-е продолжал писать.
Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и
заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось во что бы то ни стало
удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги
стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже
мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так
и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное
эхо, вызванное "Белым Бимом..."» (Топорков Вл. Рыцарь русского поля. С.7).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх