|
Сычёва Лидия Андреевна
[15.5.1966, с.Скрипниково, Калачеевского р-на Воронежской обл.]
— прозаик, публицист.
Родители — крестьяне, работали в колхозе. Детство Сычёва прошло в родном селе.
В семье было четверо детей. Родители, не имевшие полного среднего образования,
с уважением относились к знаниям, к книге. Именно они, особенно мама, Наталья
Ивановна Харламова, оказали огромное влияние на Сычёву, исподволь прививая вкус
к литературе.
В 1975 семья переехала в районный центр — Калач, где Сычёва окончила среднюю
школу, а затем поступила на исторический факультет Воронежского
государственного педагогического института. По окончании вуза в 1988 Сычёва
переехала в Москву, где семь лет преподавала в столичной школе.
К 1993 относятся первые журналистские опыты Сычёвой — публикации в
«Комсомольской правде», «Семье», «Учительской газете».
В 1995 она поступает в Литературный институт им. А.М.Горького в Москве на
факультет прозы в семинар Р.Т.Киреева (заочное отделение) и начинает работать в
«Учительской газете» редактором отдела школ. Успех в журналистике пришел
быстро. Сычёва пишет о социальной незащищенности учителя, разрушении семьи,
активно выступает против введения в школьное образование предметов, связанных с
«половым воспитанием», поддерживает идеи природосообразной и
здоровьесберегающей школы.
В 1997 она удостоена журналистской премии им. В.Матвеева за лучшие публикации
по образовательной тематике.
Первая публикация прозы Сычёвой — «деревенские рассказы» в «Новом мире» (1998,
№1): «Бабьи беды» и «Про Гришу, Мишу и Тишу». Размышляя о жанровой
принадлежности произведений, критик пишет: «Я не могу назвать это в полной мере
деревенской прозой... Это рассказы о человеке, оказавшемся не в том месте, о
парализующей обыденности и о том, что даже самая бедная на первый взгляд жизнь
все же заключает в себе самое главное — неоткрытую еще возможность. Это
рассказы, написанные оптимистом» (Куталов К.— С.68).
Как прозаик Сычёва публикуется в «Нашем современнике», «Москве», «Воине
России», «Подъеме», «Слове», «Очаге».
В 1998 Сычёва стала главным редактором литературного журнала «Молоко»,
основанного группой студентов Литературного института. «Мы-то знали,— заявляла
Сычёва,— что искусство — это жизнь, а не туманные абстракции... И потому журнал
свой решили сразу же, с первого номера, делать серьезно и для жизни. Мы назвали
его "МОЛОКО" ("Молодое око"), добавив очень важный для нас подзаголовок —
"Русский литературный журнал"» (цит. по: Ткаченко П.— С.8). В этом выразилось
мировоззрение писательницы, активно не принимающей постмодернистской этики и
эстетики, унижения человека, нигилистического отношения к истории России XX
века. Вышло шесть печатных номеров журнала, впоследствии он был переведен в
электронную версию, с еженедельным обновлением. Как редактор Сычёва отстаивает
позицию журнала — поддержка молодых авторов, развивающих реалистическую
традицию, серьезное отношение к литературному труду, ответственность перед
призванием писателя. Сычёва — один из лидеров того молодого поколения в
литературе, которое перешагнуло границы молодежной субкультуры и воспринимает
реальность «как предстоящую перед вечностью, перед взором Божьим» (Кокшенева К.
- С.276).
Первая книга Сычёва — «Предчувствие» (2001), собравшая короткие рассказы, была
тепло встречена читателями. Критики отмечали, что Сычёва вошла в литературу с
художнически зрелой прозой, руководствуясь такими принципами, как красота и
ясность изложения, честное отношение к жизни, невозможное без любви к человеку.
Р.Ляшева: «Рассказы сплачивает воедино некий нравственный контекст... Природа и
вера у Сычёвой, под стать Клюеву, слиты... Сычёва наводит на раздумья о неких
первоосновах жизни, как и должно быть в серьезной прозе» (Ляшева Р.— С.4).
Критики отмечают в рассказах Сычёвой плотность письма, объемность образа
(Алексютина Н. Предчувствие света. С.6), лаконизм языка: «Одной деталью, причем
нередко деталью комической, писатель рисует главное в человеке»
(Лангуева-Репьева М. — С.204). С.Царегородцева отмечает, с одной стороны,
социальность и действенность прозы Сычёва, с другой — особую ритмическую
основу, музыкальность рассказов: «Верное, точное слово обращено к уму и сердцу.
Оно настраивает душу, как музыкальный инструмент. Звучи!» (Царегородцева С.—
С.20). Сычёва обладает даром «в малом, неприметном открыть красоту» (Данилова
Н. — С.205).
Чувство своей «малой», провинциальной родины пронизывает рассказы Сычёвой.
Отсюда и хлесткость, жесткость оценок современной действительности, отсюда и
легкое дыхание, добродушие ее прозы: «Я не знаю ничего красивее, ярче и
запоминающейся, чем мой двор. Можно садиться и писать этюды с любой точки,
всласть, не спеша, напитывая картину радостью и тем особым состоянием тихого
торжества, какое бывает у деревенского человека после дождя, когда серое в
разводах небо уже поднялось, редко и высоко скользят по нему птицы и неизвестно
чего стала в пять часов дня белая луна, местная красавица» (Високосное небо //
Предчувствие. С.66). Каждый рассказ Сычёвой начинается с симпатии к человеку —
будь то знаменитый певец, в самозабвенном пении «отводящий душу» во времена
разрух и «реформ» (рассказ «Богема»), или какая-нибудь неуемная Светка
Петухова, мгновенно примеряющая к себе все новшества жизни (Собачье счастье //
Подъем. 2002. №4). Ведь «у каждого на родине своя земля», «на родине у каждого
и небо свое», — пишет Сычёва, и за этим умением рассказать о своем небе и своей
земле стоит не только чувство любования, но и твердое знание, что ничего нельзя
сделать с человеком, нельзя исказить его до полной бесцветности, если он умеет
видеть небо родины. Именно там герои Сычёвой черпают силу, сплетенную часто с
«беспричинной щемящей болью», которая не дает «даже самую счастливую жизнь...
прожить вприпрыжку» (Високосное небо // Предчувствие. С. 68).
Талант публициста Сычёва продемонстрировала в документальной повести «Тайна
поэта» (2002). Критик И.Репьева назвала эту книгу «учебником патриотизма»
(Репьева И.— С.14). Сычёва рассказывает о творчестве и судьбе поэта
Вал.В.Сорокина — учителя Сычёвой, и одновременно о выработке собственных
мировоззренческих опор. Анализируя композицию книги, Н.Алексютина пишет: «Тема
дорожного путешествия, выбранная автором, хорошо и точно подводит к неувядающей
правде: все дороги ведут домой... Слово, в котором обретают бессмертие все те
же крылечко, серебристый тополь, мама. Ведь иначе и быть не должно» (Алексютина
Н. Дорога, поэзия, тайна. С.14).
В книге очерков «Последний блокпост» (М., 2002) выделяется «Ненаписанное
интервью» (на редкость точно, с добротой и юмором, воссоздающее портрет
писателя В.А.Солоухина в последние годы жизни), «Ваш сын и брат матрос Колька»
(о матросе-земляке, погибшем на АПЛ «Курск»), «Сквозь мглу» (острый, гротескный
образ современной женщины воссоздается Сычёвой только для того, чтобы напомнить
об идеале женщины в традиционной русской культуре), «Неизвестный народ»
(размышления о том, почему мир не приходит на чеченскую землю). Сколь бы ни
были трагичны темы, затронутые автором, надежда не оставляет Сычёву. «Нынешние
беды — не конец мира, а только осечка, провал, за которым будет, обязательно
будет взлет, радость, возрождение» — таков, по мнению О.Родионовой, лейтмотив
книги (Родионова О.— С.6).
В литературно-критических статьях «Прощание с Окуджавой», «Литературные
мечтания», «Мы все еще русские» (Слово о слове. Статьи новых русских критиков.
М., 2003) Сычёва утверждает ценности, определяющие ядро русской культуры и
литературы. Ее взгляд на творчество Окуджавы оригинален именно тем, что
поэт-бард помещен не в «диссидентский» или «арбатский» контекст, а в
пространство русской культуры: «Огромное, ошеломляющее впечатление на него
оказала война... Окуджава — навсегда напуган войной... Основой для появления
поэтических состояний у него, думаю, был страх. И чем дальше боец Окуджавы
отходил от передовой, тем больше этот страх романтизировался, рядился в одежды
какой-то другой, сказочно-"королевской" несуществующей армии. Но до конца своей
жизни поэт опасался погибнуть безвестно, незаметно...» (С.63). В «Литературных
мечтаниях» Сычёва размышляет о прозе Виктора Лихоносова: ее поражает «тайна
русского человека», явленная писателем в повестях «На долгую память» и «Люблю
тебя светло», романе «Наш маленький Париж». В своем собственном творчестве
Сычёвой, в сущности, разделяет лихоносовские мысли-чувства: «Великие чудеса,
коими награждает нас жизнь, мы носим в себе и поделиться ни с кем не можем».
Именно это творческое состояние — «заключить» в себя боли, скорби, радости
человека и «поделиться» своим состраданием ему, своим любованием им — стало
главным в книге рассказов Сычёвой «Вдвоем» (2003). В самом названии заключено
писательское кредо — скрепляющая сила любви, противопоставленная разрушению.
Книга посвящена женским судьбам (в частности, большое место занимает тема
женского одиночества), но в ней отсутствует феминистический вызов, характерный
для т.н. женской прозы 1990-х. Судьбы ее героинь определяет тихая музыка
любви-согласия, любви-аккорда, любви-боли (ее ждут, за нее борются самые разные
женщины: от деревенских до деловых, отдыхающих на Канарах). «Любовь,— говорит
Сычёва,— лучшая защита, крепость, охранная грамота — незримая, она всегда с
тобой, отведет беду, даст надежду, лишит уныния» (Вдвоем: книга рассказов.
С.256). В книге четко звучит авторское «я»: «...Мне хотелось рассказать о своей
любви ярко, молодо, ясно, о любви в ее летнем расцвете, великом полуденном
покое, когда чаша жизни, золотая, все еще полна и бездонна» (Там же. С.260).
Сычёва избегает морализаторства, не осуждает своих героинь ни за слабость, ни
за слепую, страстную силу. Дар слова Сычёва использует для утверждения исконных
ценностей: земля, язык, мать, родина.
Сычёва — лауреат литературных премий журнала «Москва» (1999), «Сельская новь»
(2000), «Подъем» (2001).
Соч.:
Предчувствие: рассказы. М., 2001;
Тайна поэта: документальная повесть. Челябинск, 2002;
Последний блокпост: очерки. М., 2002;
Вдвоем: Книга рассказов. М., 2003.
Лит.:
Куталов К. Просто рассказы // Молоко. 1998. №1;
Сорокин В. Пошире надо глаза раскрыть!.. // Московский литератор. 2001. №18;
Апексютина И. Предчувствие света // Московский литератор. 2001. №24;
Дорин А. В предчувствии новой прозы // Российский писатель. 2002. №8;
Царегородцева С. Творчество — воспроизведение любви // Учительская газ. 2002.
№11;
Данилова И. Небо родины // Москва. 2002. №3;
Кокшенево К. Все та же любовь... Проза молодых: мифы и реальность // Наш
современник. 2002. №7;
Ляшева Р. В споре рождаются бесспорные истины. Или нет? // Литературная Россия.
2002. №48;
Алексютина И. Дорога, поэзия, тайна // Российский писатель. 2002. №14-15;
Мурашова Е. Критика некритической критики // Литературная Россия. 2003. №19;
Репьева И. Война поэта // Литературная Россия. 2003. №22;
Родионова О. Сила слова // Московский литератор. 2003. №9;
Ткаченко П. Молодежное «МОЛОКО» // Читающий патриот. 2003. №1;
Лангуева-Репьева И. Новый-старый реализм? // Слово о слове: Статьи новых
русских критиков. М., 2003.
К.А.Кокшенева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|