Гейнике Ираида Густавовна [05.12.1895-18.10.1990]

Одоевцева Ирина Владимировна (настоящее имя Ираида Густавовна Иванова, урожденная Гейнике)
       [23.11(5.12).1895, Рига — 18.10.1990, Ленинград]
       — поэтесса, прозаик.
       Родилась в семье адвоката. Ученица Н.С.Гумилева, член петербургского «Цеха поэтов». Первая публикация в сборнике «Дом искусств» (1921. №2). Первый поэтический сборник «Двор чудес» (1922), где выделяются баллады («Баллада о толченом стекле», высоко оцененная еще А.Блоком) и лирические стих, несколько «в ахматовском духе» — очень «женские», исполненные как бы наивного кокетства и легкой иронии. Книга удостоилась своеобразной «рецензии» самого Л.Троцкого на страницах «Правды»: «Когда среди столь ныне многочисленных "нейтральных" книжечек и книжонок попадается "Двор чудес" Ирины Одоевцевой, то вы уже почти готовы примириться с неправдой этой модернизированной романтики саламандр, рыцарей, летучих мышей и умершей луны во имя двух-трех пьес, отражающих жестокий советский быт. Тут баллада об извозчике, которого насмерть загнал вместе с его лошадью комиссар Зон, рассказ о солдате, который продавал соль с толченым стеклом, и наконец баллада о том, почему испортился в Петрограде водопровод. Узор комнатный, такой, который должен очень нравиться кузену Жоржу и тете Ане. Но все же есть хоть махонькое отражение жизни, а не просто запоздавший отголосок давно пропетых перепевов, занесенных во все энциклопедические словари. И мы готовы на минуту присоединиться к кузену Жоржу: очень, очень милые стихи. Продолжайте, mademoiselle!» (Цит. по: Минувшее: Исторический альм. Париж, 1989. №8. С.339-340).
       И «mademoiselle» продолжала: в 1922 Одоевцева вместе с мужем, поэтом Георгием Ивановым, выехала через Берлин в Париж, едва ли предполагая, что там ей предстоит прожить 65 лет, прежде чем она снова увидит Петроград.
       В 1920-е ее стихи время от времени печатались в эмигрантских изданиях. Однако главным образом Одоевцева пишет и издает в это время прозу. До войны выходят 4 романа Одоевцевой: «Наследие», «Ангел смерти», «Изольда» и «Зеркало». Они имели во Франции немалый успех. Но, как пишет Г.Струве, «персонажи Одоевцевой — по ту сторону добра и зла. Этим она отчасти напоминает Набокова, но при этом ей совершенно чужды сложные композиционные и стилистические задания последнего. Романы ее напоминают сценарии и, может быть, писались с расчетом на кинематограф» (Струве Г.— С.211). Отличается от них последний, написанный уже после войны, роман «Оставь надежду навсегда» (1954), действие которого частично происходит в СССР в конце 1930-х. Впрочем, эту попытку Одоевцевой «написать роман "идеологический", в духе кестлеровской "Тьмы в полдень"» (Струве Г.— С. 211), по общему мнению, не следует признавать чересчур удачной.
       После войны Одоевцева снова напоминает о себе как о незаурядном поэте. Выходят несколько сборников ее стихотворений: «Контрапункт» (1950), «Десять лет» (1961) и других, в которых высокая поэтическая техника (уроки акмеизма) порой соединяется с неким ирреальным видением мира («Стихи, написанные во время болезни», 1952).
       Однако наибольшую известность и успех принесли Одоевцевой ее воспоминания: «На берегах Невы» (1967), «На берегах Сены» (1983) и «На берегах Леты» (книга осталась незавершенной), обладающие как худож., так и исторической ценностью. Трилогия Одоевцевой по праву занимает место рядом с воспоминаниями Н.Я.Мандельштам и Н.Н.Берберовой, волею судеб бывших женами двух других видных русских поэтов XX в.
       Событием не только литературной жизни оказалось возвращение Одоевцевой на родину в 1987.

Соч.:
       Двор чудес. Пг., 1922;
       Ангел смерти. Париж, 1927;
       Зеркало. Париж, 1939;
       Контрапункт. Париж, 1950;
       Стихи, написанные во время болезни. Париж, 1952;
       Оставь надежду навсегда. Нью-Йорк, 1954;
       На берегах Невы. Вашингтон, 1967 (М., 1988);
       Златая цепь. Париж, 1975;
       Портрет в рифмованной раме. Париж, 1976;
       На берегах Сены. Париж, 1983; М., 1989;
       Избранное. М, 1998.

Лит.:
       Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж: М., 1996;
       Арьев А. «В Петербурге мы сойдемся снова...» // Перечитывая заново: сб. Л., 1989. С.231-255;
       Радашкевич А. Умерла Ирина Одоевцева // Литературное обозрение. 1990. №1;
       Паламарчук П. Москва или Третий Рим? М., 1991;
       Боброва Э.И. Ирина Одоевцева — поэт, прозаик, мемуарист: Литературный портрет. М., 1995;
       Витковский Б. «Мне нравятся неправильности речи...» // Одоевцева И. Избранное. М., 1998. С.5-30;
       Урин В. Костер памяти// Новый журнал. 1999. №214. С.181-184;
       Колоницкая А.П. «Все чисто для чистого взора...» (Беседы с И. Одоевцевой). М., 2001.

В.Ю.Бобрецов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:42:34 UTC