Гейнике Ираида Густавовна
|
Другие персоны с фамилией Гейнике
Другие персоны с именем Ираида Кто родился в этот день 05.12 Кто родился в этот год 1895 |
[23.11(5.12).1895, Рига — 18.10.1990, Ленинград]
— поэтесса, прозаик.
Родилась в семье адвоката. Ученица Н.С.Гумилева, член петербургского «Цеха поэтов». Первая
публикация в сборнике «Дом искусств» (1921. №2). Первый поэтический сборник «Двор чудес» (1922), где
выделяются баллады («Баллада о толченом стекле», высоко оцененная еще А.Блоком) и лирические стих,
несколько «в ахматовском духе» — очень «женские», исполненные как бы наивного кокетства и легкой
иронии. Книга удостоилась своеобразной «рецензии» самого Л.Троцкого на страницах «Правды»: «Когда
среди столь ныне многочисленных "нейтральных" книжечек и книжонок попадается "Двор чудес" Ирины
Одоевцевой, то вы уже почти готовы примириться с неправдой этой модернизированной романтики
саламандр, рыцарей, летучих мышей и умершей луны во имя двух-трех пьес, отражающих жестокий
советский быт. Тут баллада об извозчике, которого насмерть загнал вместе с его лошадью комиссар Зон,
рассказ о солдате, который продавал соль с толченым стеклом, и наконец баллада о том, почему
испортился в Петрограде водопровод. Узор комнатный, такой, который должен очень нравиться кузену
Жоржу и тете Ане. Но все же есть хоть махонькое отражение жизни, а не просто запоздавший отголосок
давно пропетых перепевов, занесенных во все энциклопедические словари. И мы готовы на минуту
присоединиться к кузену Жоржу: очень, очень милые стихи. Продолжайте, mademoiselle!» (Цит. по:
Минувшее: Исторический альм. Париж, 1989. №8. С.339-340).
И «mademoiselle» продолжала: в 1922 Одоевцева вместе с мужем, поэтом Георгием Ивановым, выехала
через Берлин в Париж, едва ли предполагая, что там ей предстоит прожить 65 лет, прежде чем она снова
увидит Петроград.
В 1920-е ее стихи время от времени печатались в эмигрантских изданиях. Однако главным образом
Одоевцева пишет и издает в это время прозу. До войны выходят 4 романа Одоевцевой: «Наследие»,
«Ангел смерти», «Изольда» и «Зеркало». Они имели во Франции немалый успех. Но, как пишет Г.Струве,
«персонажи Одоевцевой — по ту сторону добра и зла. Этим она отчасти напоминает Набокова, но при этом
ей совершенно чужды сложные композиционные и стилистические задания последнего. Романы ее
напоминают сценарии и, может быть, писались с расчетом на кинематограф» (Струве Г.— С.211).
Отличается от них последний, написанный уже после войны, роман «Оставь надежду навсегда» (1954),
действие которого частично происходит в СССР в конце 1930-х. Впрочем, эту попытку Одоевцевой
«написать роман "идеологический", в духе кестлеровской "Тьмы в полдень"» (Струве Г.— С. 211), по
общему мнению, не следует признавать чересчур удачной.
После войны Одоевцева снова напоминает о себе как о незаурядном поэте. Выходят несколько сборников
ее стихотворений: «Контрапункт» (1950), «Десять лет» (1961) и других, в которых высокая поэтическая
техника (уроки акмеизма) порой соединяется с неким ирреальным видением мира («Стихи, написанные во
время болезни», 1952).
Однако наибольшую известность и успех принесли Одоевцевой ее воспоминания: «На берегах Невы»
(1967), «На берегах Сены» (1983) и «На берегах Леты» (книга осталась незавершенной), обладающие как
худож., так и исторической ценностью. Трилогия Одоевцевой по праву занимает место рядом с
воспоминаниями Н.Я.Мандельштам и Н.Н.Берберовой, волею судеб бывших женами двух других видных
русских поэтов XX в.
Событием не только литературной жизни оказалось возвращение Одоевцевой на родину в 1987.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх