|
Гладков Александр Константинович
[17(30).3.1912, г.Муром Владимирской губ.— 11.4.1976, Москва]
— драматург, киносценарист.
Гладков родился в семье потомственных интеллигентов. Отец — инженер, в годы Первой мировой войны — офицер русской армии, городской голова Мурома. Мать — из семьи врачей, закончила Александровский институт в Москве. Долгими зимними вечерами она читала детям русскую и зарубежную классику, привила им интерес к театру.
Окончив школу в Москве, Гладков регулярно печатает рецензии на театральные постановки, сближается с такими же юными энтузиастами искусства — А.Арбузовым, В.Плучеком, Э.Гариным и др. Особенно привлекает Гладкова театр Вс.Мейерхольда, работать в котором он начинает с 1934, занимая различные должности. Он мечтает быть «Эккерманом (летописец жизни Гете. — Ред.) при Мейерхольде» — ведет подробные записи, в которых обожание и восторг не исключают и трезвых оценок увиденного. С этого времени главным делом своей жизни Гладков будет считать создание книги о своем кумире.
Героическую комедию в стихах «Давным-давно» (1-е название — «Питомцы славы»; премьера состоялась 7 нояб. 1941 в осажденном Ленинграде) ставили многие фронтовые бригады и театры в тылу. В День Победы, 9 мая 1945, спектакль шел в БДТ им. М.Горького. Пьеса о героическом 1812 была не просто «созвучна по проблематике», она помогала верить в победу.
1 окт. 1948 Гладков был арестован по обвинению в хранении антисоветской (а вернее, признанной за таковую) литературы. От Гладкова требовали «отречения» от Мейерхольда, но Гладков остался верен человеку, которого называл своим учителем. Один из «солагерников» Гладков позднее писал: «Не могли его освободить еще и потому, что он дружил в свое время с Мейерхольдом, и от этой дружбы не отказался» (Новый мир. 1993. №6. С.161). Не отказался Гладков и от арестованного в 1937 брата — посылал письма и деньги, помогал его семье.
В 1954 он получил возможность вернуться в Москву и продолжить свою творческую работу. Первая редакция книги о Мейерхольде была представлена в Ленинградское отделение издательства «Искусство», но в свет не вышла.
Он задумал трилогию — «от начала художественной жизни до последних художественных свершений» Мейерхольда.
Не суждено было Гладков увидеть опубликованной и другую свою книгу — «Театр. Воспоминания и размышления». Гладков называл себя «протоколистом своего времени», так как всю сознательную жизнь вел дневники, даже в 1937 «с его фантастическим, ни с чем не сравнимым трагизмом». В книги Гладков вошли не только материалы о театре, режиссерах, актерах (литературные портреты А.Коонен, Н.Хмелева, А.Попова и др.), но и разные по объему и характеру воспоминания, очерки, этюды, эскизы о В.Маяковском и А.Платонове, Ю.Олеше и К.Паустовском, А.Белом и А.Ахматовой, И.Эренбурге и М.Кольцове, И.Бабеле, М.Светлове и др.
В 1981 была опубликована монография Гладкова об известном советском прозаике и журналисте Викторе Кине. Новая волна славы пришла к пьесе «Давным-давно» после постановки на ее основе кинокомедии «Гусарская баллада» (1962, совм. с Э.Рязановым).
Гладков написаны пьесы: романтическая драма «Бессмертный» («Неожиданная осень», 1941; в соавт. с А.Арбузовым), «одноактовки», созданные для фронтовых театров («Неизвестный матрос» и др.). Постановление 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» определило пьесу «Новогодняя ночь» как «слабую и безыдейную» и даже «лишенную советской морали». Практически не замеченными прошли написанные позднее «Первая симфония» (1957), «Ночное небо» (1959), киноповесть «Бумажные цветы» (1961, совм. с Н.Оттеном).
В изящных акварельных полутонах выдержан киносценарий «Зеленая карета» (1964), посвященный печальной судьбе рано умершей актрисы В.Асенковой (ее памяти посвящено одно из лучших стихотворений Н.Некрасова, выведенного в пьесе под собственным псевдонимом — Н.Перепельский). Киносценарий «Невероятный Иегудиил Хламида» (один из псевдонимов молодого Горького), наоборот, ассоциируется с жанровыми картинами поздних передвижников, а кроме того, передает ощущение нарастающего «гула» приближающихся потрясений, которые станут предметом худож. исследования писателя. Оба эти сценария освоены кинематографом.
Театр Гладкова — романтический, построенный не на черно-белой гамме, а на оттенках (Ц.Кин), посвященный в основном проблемам совр. ему молодежи, живущей по высокому нравственному закону, утверждающей его и на войне, и в деле, которому они служат. Последняя пьеса Гладкова «Молодость театра» посвящена становлению будущего театра им. Е.Вахтангова, хотя реальные герои и обстоятельства были скрыты под псевдонимами.
Гладков писал всю жизнь только «для себя». В авг. 1972 он подарил Ц.Кин «сброшюрованную машинопись» — 100 стихотворений из «Северной тетради» (1949-64). Часть из них опубликована — тоже посмертно. Гладков всегда был невероятно требователен к себе, считал, что сделал «ничтожно маловато». Стихи он оценил тоже сам: «Беды, ошибки, улыбки, грехи... / Счет их довольно точен, / Это не более, чем стихи, / Но и не менее, впрочем».
Соч.:
Давным-давно: История создания одного произведения // Вопросы литературы. 1973. №4;
Давным-давно: пьесы. М., 1978;
Театр. Воспоминания и размышления / сост. В.В.Забродин, вступ. статья И.В.Ильинского. М., 1980;
Виктор Кин. М., 1981;
Протоколист своего времени: Письма А.К.Гладкова к брату // Встречи с прошлым. М., 1982. Вып.4;
Поздние вечера. М., 1986;
Мейерхольд: в 2 т. / сост. В.В.Забродин, вступ. статья Ц.И.Кин. М., 1990;
Из «Северной тетради» // Знамя. 1991. №4; Смена. 1992. №9.
Лит.:
Мацкин А.П. А.К.Гладков. Личность и черты творчества // Гладков А.К. Театр... [Послесл.];
Озеров В. Дневник и портрет // Вопросы литературы. 1981. №3;
Белая Г. Называя вещи своими именами // Литературное обозрение. 1987. №5;
Лебедев А. Уроки на завтра // Знамя. 1987. №5;
Соломник И. Об Александре Гладкове // Новый мир. 1993. №6.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|