Гладков Александр Константинович
|
Другие персоны с фамилией Гладков
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 30.03 Кто родился в этот год 1912 |
[17(30).3.1912, г.Муром Владимирской губ.— 11.4.1976, Москва]
— драматург, киносценарист.
Гладков родился в семье потомственных интеллигентов. Отец — инженер, в годы Первой мировой войны
— офицер русской армии, городской голова Мурома. Мать — из семьи врачей, закончила Александровский
институт в Москве. Долгими зимними вечерами она читала детям русскую и зарубежную классику, привила
им интерес к театру.
Окончив школу в Москве, Гладков регулярно печатает рецензии на театральные постановки, сближается
с такими же юными энтузиастами искусства — А.Арбузовым, В.Плучеком, Э.Гариным и др. Особенно
привлекает Гладкова театр Вс.Мейерхольда, работать в котором он начинает с 1934, занимая различные
должности. Он мечтает быть «Эккерманом (летописец жизни Гете. — Ред.) при Мейерхольде» — ведет
подробные записи, в которых обожание и восторг не исключают и трезвых оценок увиденного. С этого
времени главным делом своей жизни Гладков будет считать создание книги о своем кумире.
Героическую комедию в стихах «Давным-давно» (1-е название — «Питомцы славы»; премьера состоялась
7 нояб. 1941 в осажденном Ленинграде) ставили многие фронтовые бригады и театры в тылу. В День
Победы, 9 мая 1945, спектакль шел в БДТ им. М.Горького. Пьеса о героическом 1812 была не просто
«созвучна по проблематике», она помогала верить в победу.
1 окт. 1948 Гладков был арестован по обвинению в хранении антисоветской (а вернее, признанной за
таковую) литературы. От Гладкова требовали «отречения» от Мейерхольда, но Гладков остался верен
человеку, которого называл своим учителем. Один из «солагерников» Гладков позднее писал: «Не могли
его освободить еще и потому, что он дружил в свое время с Мейерхольдом, и от этой дружбы не
отказался» (Новый мир. 1993. №6. С.161). Не отказался Гладков и от арестованного в 1937 брата —
посылал письма и деньги, помогал его семье.
В 1954 он получил возможность вернуться в Москву и продолжить свою творческую работу. Первая
редакция книги о Мейерхольде была представлена в Ленинградское отделение издательства
«Искусство», но в свет не вышла.
Он задумал трилогию — «от начала художественной жизни до последних художественных свершений»
Мейерхольда.
Не суждено было Гладков увидеть опубликованной и другую свою книгу — «Театр. Воспоминания и
размышления». Гладков называл себя «протоколистом своего времени», так как всю сознательную жизнь
вел дневники, даже в 1937 «с его фантастическим, ни с чем не сравнимым трагизмом». В книги Гладков
вошли не только материалы о театре, режиссерах, актерах (литературные портреты А.Коонен,
Н.Хмелева, А.Попова и др.), но и разные по объему и характеру воспоминания, очерки, этюды, эскизы о
В.Маяковском и А.Платонове, Ю.Олеше и К.Паустовском, А.Белом и А.Ахматовой, И.Эренбурге и
М.Кольцове, И.Бабеле, М.Светлове и др.
В 1981 была опубликована монография Гладкова об известном советском прозаике и журналисте Викторе
Кине. Новая волна славы пришла к пьесе «Давным-давно» после постановки на ее основе кинокомедии
«Гусарская баллада» (1962, совм. с Э.Рязановым).
Гладков написаны пьесы: романтическая драма «Бессмертный» («Неожиданная осень», 1941; в соавт. с
А.Арбузовым), «одноактовки», созданные для фронтовых театров («Неизвестный матрос» и др.).
Постановление 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» определило пьесу
«Новогодняя ночь» как «слабую и безыдейную» и даже «лишенную советской морали». Практически не
замеченными прошли написанные позднее «Первая симфония» (1957), «Ночное небо» (1959), киноповесть
«Бумажные цветы» (1961, совм. с Н.Оттеном).
В изящных акварельных полутонах выдержан киносценарий «Зеленая карета» (1964), посвященный
печальной судьбе рано умершей актрисы В.Асенковой (ее памяти посвящено одно из лучших
стихотворений Н.Некрасова, выведенного в пьесе под собственным псевдонимом — Н.Перепельский).
Киносценарий «Невероятный Иегудиил Хламида» (один из псевдонимов молодого Горького), наоборот,
ассоциируется с жанровыми картинами поздних передвижников, а кроме того, передает ощущение
нарастающего «гула» приближающихся потрясений, которые станут предметом худож. исследования
писателя. Оба эти сценария освоены кинематографом.
Театр Гладкова — романтический, построенный не на черно-белой гамме, а на оттенках (Ц.Кин),
посвященный в основном проблемам совр. ему молодежи, живущей по высокому нравственному закону,
утверждающей его и на войне, и в деле, которому они служат. Последняя пьеса Гладкова «Молодость
театра» посвящена становлению будущего театра им. Е.Вахтангова, хотя реальные герои и
обстоятельства были скрыты под псевдонимами.
Гладков писал всю жизнь только «для себя». В авг. 1972 он подарил Ц.Кин «сброшюрованную
машинопись» — 100 стихотворений из «Северной тетради» (1949-64). Часть из них опубликована — тоже
посмертно. Гладков всегда был невероятно требователен к себе, считал, что сделал «ничтожно
маловато». Стихи он оценил тоже сам: «Беды, ошибки, улыбки, грехи... / Счет их довольно точен, / Это не
более, чем стихи, / Но и не менее, впрочем».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх