|
Евреинов Николай Николаевич
[13(25).2.1879, Москва - 7.9.1953, Париж]
— драматург, режиссер, историк и теоретик театра.
Отец — служащий Министерства путей сообщения. Артистизмом и рано проявившейся любовью к театру Евреинов обязан матери, по происхождению француженке.
В 1892-1901 Евреинов учится в Петербургском училище правоведения, где активно участвует в театральном кружке: здесь поставлены его пьесы «Репетиция» и «Сила чар» (не сохранились), написана драма «Болваны, кумирские боги» (Драматические соч. Т.1) — своеобразное размышление о природе социальной маски. Училище Евреинов оканчивает с серебряной медалью; выпускное сочинение его, «История телесных наказаний в России» (СПб., 1913), не столько юридическое исследование, сколько художественно-философское эссе на интересовавшую его и позже тему (см., например: «Театр и эшафот»).
В 1901 Евреинов служит в Министерстве юстиции, в 1901-14 — в Министерстве путей сообщения; одновременно изучает философию в Петербургском университете, является вольнослушателем Петербургской консерватории. 22 дек. 1905 в Александрийском театре впервые идет его пьеса «Степик и Манюрочка» (Драматические соч. Т.1); как и всегда у Евреинова, главное в ней не изображение действительности (жизнь престарелой супружеской четы), а мысль о необходимости ее преодоления, театрализации. В этот же период пьесы Евреинова ставятся и в Новом театре Л.Б.Яворской, и в петербургском Малом театре А.С.Суворина.
В 1908 был опубликован 1-й том «Драматических сочинений», в который вошли пьесы (как определил их сам Евреинов) «литературно-драматические»: кроме вышеуказанных, это драма «Война», комедия «Фундамент счастья» и «Красивый деспот». О последней следует сказать особо: это первая попытка проиллюстрировать идею «театра для себя», то есть театра в жизни. Герой пьесы мысленно переместился во времени на сто лет назад, превратив игру в высшую реальность: здравомыслящий гость вынужден признать его правоту. Ощутимо влияние на Евреинова философии О.Уайльда с его апологией лжи и презрением к действительности.
Важным этапом в творческой биографии Евреинова стал Старинный театр, созданный им вместе с Н.В.Дризеном в 1907. Теоретическое обоснование основной идеи Старинного театра — художественной реконструкции — дано Евреинов в статье «Старинный театр» (Театр и искусство. 1907. №50). Евреинов был и художественным руководителем театра, и режиссером, и драматургом. Театр работал 2 сезона, или «цикла»: 1907-08 («средневековый цикл») и 1911-12 («испанский цикл эпохи Возрождения»). Написанные для иллюстрации художественно-реконструктивного метода, «Три волхва» и «Ярмарка на индикт св. Дениса» определили доминанту всего 2-го тома «Драматических сочинений» (СПб., 1914); подчеркивая экспериментальный характер составивших его пьес, Евреинов определил их как «театрально-литературный». Во 2-й том вошли, помимо упомянутых выше, «Веселая смерть», «Такая женщина», «Бабушка» и «Неизменная измена».
Сезон 1908-09 Евреинов работает у В.Ф.Комиссаржевской в театре на Офицерской, сменив на этом посту Вс.Э.Мейерхольда; здесь Евреинов ставит «Франческу да Римини» Г.Д'Аннунцио, пьесу Ф.Сологуба «Ванька-Ключник и паж Жеан» и «Саломею» О.Уайльда, запрещенную св. Синодом к постановке уже после генеральной репетиции. Еще одна пьеса Сологуба, «Ночные пляски», поставлена в 1909 в Литейном театре. К этому периоду относятся и первые важные теоретические выступления Евреинова: в 1908 опубликованы статьи «Сценическая ценность наготы» (Театр и искусство. 1908. №27); «Апология театральности» (Утро. 1908. 8 сент. №15); реферат «Введение в монодраму» (СПб., 1909). Теория монодрамы — драматического представления, моделирующего мир в соответствии с тем, как он воспринимается действующим лицом,— практически проиллюстрирована пьесой «Представление любви» (в кн.: «Студия импрессионистов». Кн. 1. СПб., 1910).
В то же время Евреинов активно работает как режиссер — 31 марта 1909 пьесой Евреинова «Веселая смерть» открывается созданный им совместно с Ф.Ф.Комиссаржевским «Веселый театр для пожилых детей», а в сент. 1910 он приглашен на должность главного режиссера в созданный А.Р.Кугелем и 3.В.Холмской театр «Кривое зеркало». До самого отъезда из Советской России Евреинов активно работает в этом театре как художественный руководитель, режиссер, драматург, композитор и художник. Пародийно-гротесковая грань творческой индивидуальности Евреинова становится определяющей для его «кривозеркальной» драматургии. Позднее пьесы из репертуара «Кривого зеркала» были собраны им в 3-м томе «Драматических сочинений» (Пг., 1923): «режиссерская буффонада» «Ревизор», монодрама «В кулисах души», буффонада «Четвертая стена», пародии «Школа этуалей» и «Кухня смеха (Мировой конкурс остроумия)». Все эти пьесы стали чрезвычайно популярны и выдержали огромное количество представлений: понятие «четвертая стена» стало общепринятым в борьбе со сценическим натурализмом, «Ревизора» актеры «Кривого зеркала» даже играли по специальному заказу для Николая II и императорской фамилии (см. об этом: «В школе остроумия»), а «В кулисах души» многие современные исследователи рассматривают как прообраз театра абсурда.
Деятельность Евреинов в 1910-е весьма многогранна, он участвует в работе студии импрессионистов, но близок и к футуристам; входит в правление Общества интимного театра; он один из основателей знаменитой «Бродячей собаки» (1912).
С 1910 по 1925 появляются и важнейшие теоретические работы Евреинов: «Театр как таковой» (СПб., 1912), «Pro scena sua» ([Пг.], [1915]), «Театр для себя» (в 3 ч. Пг., [1915]-17), «Происхождение драмы» (Пг., 1921), «Театральные инвенции» (М., 1922), «Театральные новации» (Пг., 1922), «Театр у животных» (Л.; М., 1924), «Тайна Распутина» (Л., 1924), «Азазел и Дионис» (Л., 1924).
Может показаться спорным мнение профессора Б.В.Казанского, считавшего, что к теоретическим работам и творчеству Евреинова «восходит вся идеология нового театра» (Казанский Б.В. Метод театра. Л., 1925. С.4), но нельзя не признать, что парадоксальные построения Евреинов прочно вошли в совр. мысль о театре. Само возникновение театроведения нередко связывается с трудами Евреинова. Идеи его оказались важны и для строительства междисциплинарного культурного контекста, без которого невозможно понять совр. гуманитарную науку в целом.
Мир, согласно Евреинову, интересен постольку, поскольку театрален или может быть театрализован. Реальное проявление господства «театральности» в частной и общественной жизни человека — «театрализация».
Движущая сила театрализации — неразложимый на составляющие и необъяснимый рационально «инстинкт преображения/театрализации» — не менее древний, чем инстинкт самосохранения или продолжения рода и, по мнению Евреинов, более сильный. Непосредственно наиболее тесным образом с понятием театрализации связано понятие «театра в жизни». Практически любой значительный социокультурный феномен Евреинов склонен был рассматривать как театр. Для обозначения всепроникающей власти театра Евреинов вводит термин «театрократия». Под театрократией предполагается и вскрытие театрального смысла всего происходящего, театрократиче-ское осознание жизни, и ее театрократичес-кое упорядочение. По Евреинову, «мания театрализации» — существеннейшая черта именно русской жизни.
Осенью 1917 Евреинов покидает Петроград и более двух лет путешествует по югу России (Одесса, Киев, Сухум, Тифлис и др.) с лекциями и концертами; вернувшись в 1920, он, возглавив группу из десяти режиссеров, ставит массовое театрализованное действо «Взятие Зимнего дворца» к третьей годовщине Октябрьской революции. В нояб. вместе с реж. К.А.Марджановым и Н.В.Петровым Евреинов создает театр «Вольная комедия», где в том же 1921 состоялась премьера самой знаменитой его пьесы — «Самое главное» (Пг., 1921; поставлена более чем в 20-ти странах мира, в т.ч. в Риме — Л.Пиранделло; переведена практически на все европейские яз.). Сюжет пьесы иллюстрирует идею Евреинова о театротерапии (Театротерапия: Quasi-paradox Н.Евреинова // Жизнь искусства. 1920. №578-579. С.1), наиболее наглядном варианте театрократического улучшения действительности. А.Эткинд отмечает: «Формулируя и увлеченно доказывая свои концепции, Евреинов намного опередил целые направления западной социальной психологии и психотерапии...» (Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993. С.151). «Самое главное» — первая часть трилогии «Двойной театр», в которую вошли также пьесы «Корабль праведных» (Пг., 1924) и «Театр вечной войны» (Париж, 1928).
Первая половина 1920-х — важнейший период в жизни Евреинова: с постановки «Самого главного» начинается его мировая известность; в России же в течение 1921-25 выходит 17 его книг.
В 1921 он женится на актрисе А.А.Кашиной (автор монографии о Евреиновом). В это время Евреинов уповает на сотрудничество с советской властью в деле театрализации жизни. Для этого у Евреинова есть основания: сам Л.Д.Троцкий, высказывается схожим образом и обещает этим идеям, почти впрямую, госуларственную поддержку (см., например: Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991. С.185). Ярким выражением государственной поддержки евреиновских идей стала книга Я.Б.Бруксона «Проблема театральности» (Пг., 1923), содержащая подлинную апологию его театральной теории. Идеи Евреинова широко используются в петроградской режиссуре 1920-х. Однако сам Евреинов оказывается в этот период практически не у дел.
В 1925 Евреинов навсегда покидает Россию.
В 1926 Евреинов совершает длительную поездку в США, где гастролирует с лекциями, ставит «Самое главное».
С 1927 живет почти постоянно в Париже, работает в «Летучей мыши» Н.Ф.Балиева, ставит ряд спектаклей в парижской Русской опере и в театре Копо «Вье коломбье», а в 1930-е — в Пражском национальном театре. Евреинов активно пытается объединить силы русской творческой эмиграции: в 1934 он создает театр «Бродячие комедианты», в 1935 организует «Объединение русских артистов». Как теоретик в течение 1930-40-х Евреинов работает над философским трактатом «Откровение искусства» (РГАЛИ). Из пьес этого периода наиболее интересна «драматическая хроника партийной жизни в СССР» «Шаги Немезиды» (Париж, 1956).
Пьеса написана по свежим следам только что закончившегося процесса по делу «троцкистско-зиновьевского блока» и населена подлинными историческими лицами. Евреинов усматривал и в политическом строе СССР, и в повседневной жизни рядовых членов общества феномен, который он изучал много лет,— «театр для себя», перенесение театра в жизнь. Более того, вся политическая история Советской России осознается Евреиновым именно как тотальная театрализация жизни. Осуществление теоретических построений, изложенных в «Театре для себя» и в «Театре как таковом», на практике и притом в таких масштабах приковывало внимание теоретика театральности к СССР.
В 1940-е Евреинов написаны драма из жизни русской эмиграции «Граждане второго сорта», сатирическая пьеса «Партбилет коммуниста» (обе в РГАЛИ), др. пьесы и киносценарии; наиболее интересна пьеса «Чему нет имени: (Бедной девочке снилось)» (Париж, 1965).
В 1941-43 Евреинов в оккупированном Париже; голод, лишения, опасности этой эпохи нашли отражение в книге мемуаров «Памятник мимолетному» (Париж, 1953). После войны Евреинов работает над циклом передач для французского радио о русской культуре (1945), пишет либретто для балетов и книгу воспоминаний «В школе остроумия» (М., 1998), последняя его крупная теоретическая работа — «История русского театра: С древнейших времен до 1917 года» (Нью-Йорк, 1955).
В 1978 на стене дома Евреинов по улице Буало в Париже установлена мемориальная доска с надписью «Человек театра»; в 1979 торжественное собрание в Сорбонне посвящено 100-летию Евреинова.
Соч.:
Драматические соч. СПб., 1908. Т.1; СПб., 1914. Т.2; Пг., 1923. Т.3;
Pro scena sua. [Пг.], [1915];
Театр для себя: в 3 ч. Пг., [1915]-1917;
Самое главное. Ревель, [1921]; Театральные новации. Пг., 1922;
Театр как таковой. М., 1923;
Театр у животных. Л.; М., 1924;
Крепостные актеры. Л., 1925;
История русского театра. Нью-Йорк, 1955;
Ревизор, Четвертая стена // Русская театральная пародия XIX - начала XX в. М., 1976;
Тайна Распутина. М., 1990;
Шаги Немезиды // Современная драматургия. 1990. №6. С.216-240;
Суррогат бессмертия. Дважды убитый // Киноведческие записки. М., 1994. №23. С.14-50;
Театр и эшафот // Мнемозина: документы и факты из истории русского театра XX в. М., 1996. С.21 -40;
В школе остроумия. М., 1998.
Лит.:
Старк Э.А. Старинный театр. СПб., 1911;
Каменский В.В. Книга о Евреинове. Пг, 1917;
Зноско-Боровский Б.А. Русский театр начала XX в. Прага, 1925;
Крыжицкий Г.К. Режиссерские портреты. М.; Л., 1928;
Кашина-Евреинова А.А. Н.Н.Евреинов в мировом театре XX в. Париж, 1964 (библ.);
Дейч А. Голос памяти: Театральные впечатления и встречи. М., 1966;
Бенуа А.И. Мои воспоминания. Т.2. М., 1980;
Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2 т. М., 1991;
Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов, Александр Вертинский. Екатеринбург, 1992;
Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-17. М., 1995;
Абенсур Ж. Николай Евреинов // История русской литературы XX в.: Серебряный век. М., 1995. С.397-403;
Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999;
Чжиен Ан. Заметки о ранней драматургии Н. Н. Евреинова // Русская литература. 2000. №1. С.156-173;
Семкин А.Д. Н.Н.Евреинов и Ф.Сологуб. К истории постановки пьесы «Ванька-Ключник и паж Жеан» // Русская литература. 2000. №2. С.112-119;
Вислова А.В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX вв. М., 2000;
Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000;
Утехин И. Театральность как инстинкт: семиотика поведения в трудах Евреинова // Театр. 2001. №2. С.81-87.
А.Д.Сёмкин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|