Евреинов Николай Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Евреинов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 25.02 Кто родился в этот год 1879 |
[13(25).2.1879, Москва - 7.9.1953, Париж]
— драматург, режиссер, историк и теоретик театра.
Отец — служащий Министерства путей сообщения. Артистизмом и рано проявившейся любовью к театру
Евреинов обязан матери, по происхождению француженке.
В 1892-1901 Евреинов учится в Петербургском училище правоведения, где активно участвует в
театральном кружке: здесь поставлены его пьесы «Репетиция» и «Сила чар» (не сохранились), написана
драма «Болваны, кумирские боги» (Драматические соч. Т.1) — своеобразное размышление о природе
социальной маски. Училище Евреинов оканчивает с серебряной медалью; выпускное сочинение его,
«История телесных наказаний в России» (СПб., 1913), не столько юридическое исследование, сколько
художественно-философское эссе на интересовавшую его и позже тему (см., например: «Театр и эшафот»).
В 1901 Евреинов служит в Министерстве юстиции, в 1901-14 — в Министерстве путей сообщения;
одновременно изучает философию в Петербургском университете, является вольнослушателем
Петербургской консерватории. 22 дек. 1905 в Александрийском театре впервые идет его пьеса «Степик и
Манюрочка» (Драматические соч. Т.1); как и всегда у Евреинова, главное в ней не изображение
действительности (жизнь престарелой супружеской четы), а мысль о необходимости ее преодоления,
театрализации. В этот же период пьесы Евреинова ставятся и в Новом театре Л.Б.Яворской, и в
петербургском Малом театре А.С.Суворина.
В 1908 был опубликован 1-й том «Драматических сочинений», в который вошли пьесы (как определил их
сам Евреинов) «литературно-драматические»: кроме вышеуказанных, это драма «Война», комедия
«Фундамент счастья» и «Красивый деспот». О последней следует сказать особо: это первая попытка
проиллюстрировать идею «театра для себя», то есть театра в жизни. Герой пьесы мысленно переместился
во времени на сто лет назад, превратив игру в высшую реальность: здравомыслящий гость вынужден
признать его правоту. Ощутимо влияние на Евреинова философии О.Уайльда с его апологией лжи и
презрением к действительности.
Важным этапом в творческой биографии Евреинова стал Старинный театр, созданный им вместе с
Н.В.Дризеном в 1907. Теоретическое обоснование основной идеи Старинного театра — художественной
реконструкции — дано Евреинов в статье «Старинный театр» (Театр и искусство. 1907. №50). Евреинов
был и художественным руководителем театра, и режиссером, и драматургом. Театр работал 2 сезона, или
«цикла»: 1907-08 («средневековый цикл») и 1911-12 («испанский цикл эпохи Возрождения»). Написанные
для иллюстрации художественно-реконструктивного метода, «Три волхва» и «Ярмарка на индикт св.
Дениса» определили доминанту всего 2-го тома «Драматических сочинений» (СПб., 1914); подчеркивая
экспериментальный характер составивших его пьес, Евреинов определил их как
«театрально-литературный». Во 2-й том вошли, помимо упомянутых выше, «Веселая смерть», «Такая
женщина», «Бабушка» и «Неизменная измена».
Сезон 1908-09 Евреинов работает у В.Ф.Комиссаржевской в театре на Офицерской, сменив на этом посту
Вс.Э.Мейерхольда; здесь Евреинов ставит «Франческу да Римини» Г.Д'Аннунцио, пьесу Ф.Сологуба
«Ванька-Ключник и паж Жеан» и «Саломею» О.Уайльда, запрещенную св. Синодом к постановке уже
после генеральной репетиции. Еще одна пьеса Сологуба, «Ночные пляски», поставлена в 1909 в Литейном
театре. К этому периоду относятся и первые важные теоретические выступления Евреинова: в 1908
опубликованы статьи «Сценическая ценность наготы» (Театр и искусство. 1908. №27); «Апология
театральности» (Утро. 1908. 8 сент. №15); реферат «Введение в монодраму» (СПб., 1909). Теория
монодрамы — драматического представления, моделирующего мир в соответствии с тем, как он
воспринимается действующим лицом,— практически проиллюстрирована пьесой «Представление любви»
(в кн.: «Студия импрессионистов». Кн. 1. СПб., 1910).
В то же время Евреинов активно работает как режиссер — 31 марта 1909 пьесой Евреинова «Веселая
смерть» открывается созданный им совместно с Ф.Ф.Комиссаржевским «Веселый театр для пожилых
детей», а в сент. 1910 он приглашен на должность главного режиссера в созданный А.Р.Кугелем и
3.В.Холмской театр «Кривое зеркало». До самого отъезда из Советской России Евреинов активно работает
в этом театре как художественный руководитель, режиссер, драматург, композитор и художник.
Пародийно-гротесковая грань творческой индивидуальности Евреинова становится определяющей для
его «кривозеркальной» драматургии. Позднее пьесы из репертуара «Кривого зеркала» были собраны им в
3-м томе «Драматических сочинений» (Пг., 1923): «режиссерская буффонада» «Ревизор», монодрама «В
кулисах души», буффонада «Четвертая стена», пародии «Школа этуалей» и «Кухня смеха (Мировой
конкурс остроумия)». Все эти пьесы стали чрезвычайно популярны и выдержали огромное количество
представлений: понятие «четвертая стена» стало общепринятым в борьбе со сценическим натурализмом,
«Ревизора» актеры «Кривого зеркала» даже играли по специальному заказу для Николая II и
императорской фамилии (см. об этом: «В школе остроумия»), а «В кулисах души» многие современные
исследователи рассматривают как прообраз театра абсурда.
Деятельность Евреинов в 1910-е весьма многогранна, он участвует в работе студии импрессионистов, но
близок и к футуристам; входит в правление Общества интимного театра; он один из основателей
знаменитой «Бродячей собаки» (1912).
С 1910 по 1925 появляются и важнейшие теоретические работы Евреинов: «Театр как таковой» (СПб.,
1912), «Pro scena sua» ([Пг.], [1915]), «Театр для себя» (в 3 ч. Пг., [1915]-17), «Происхождение драмы»
(Пг., 1921), «Театральные инвенции» (М., 1922), «Театральные новации» (Пг., 1922), «Театр у животных»
(Л.; М., 1924), «Тайна Распутина» (Л., 1924), «Азазел и Дионис» (Л., 1924).
Может показаться спорным мнение профессора Б.В.Казанского, считавшего, что к теоретическим работам
и творчеству Евреинова «восходит вся идеология нового театра» (Казанский Б.В. Метод театра. Л., 1925.
С.4), но нельзя не признать, что парадоксальные построения Евреинов прочно вошли в совр. мысль о
театре. Само возникновение театроведения нередко связывается с трудами Евреинова. Идеи его
оказались важны и для строительства междисциплинарного культурного контекста, без которого
невозможно понять совр. гуманитарную науку в целом.
Мир, согласно Евреинову, интересен постольку, поскольку театрален или может быть театрализован.
Реальное проявление господства «театральности» в частной и общественной жизни человека —
«театрализация».
Движущая сила театрализации — неразложимый на составляющие и необъяснимый рационально «инстинкт
преображения/театрализации» — не менее древний, чем инстинкт самосохранения или продолжения рода
и, по мнению Евреинов, более сильный. Непосредственно наиболее тесным образом с понятием
театрализации связано понятие «театра в жизни». Практически любой значительный социокультурный
феномен Евреинов склонен был рассматривать как театр. Для обозначения всепроникающей власти
театра Евреинов вводит термин «театрократия». Под театрократией предполагается и вскрытие
театрального смысла всего происходящего, театрократиче-ское осознание жизни, и ее
театрократичес-кое упорядочение. По Евреинову, «мания театрализации» — существеннейшая черта
именно русской жизни.
Осенью 1917 Евреинов покидает Петроград и более двух лет путешествует по югу России (Одесса, Киев,
Сухум, Тифлис и др.) с лекциями и концертами; вернувшись в 1920, он, возглавив группу из десяти
режиссеров, ставит массовое театрализованное действо «Взятие Зимнего дворца» к третьей годовщине
Октябрьской революции. В нояб. вместе с реж. К.А.Марджановым и Н.В.Петровым Евреинов создает театр
«Вольная комедия», где в том же 1921 состоялась премьера самой знаменитой его пьесы — «Самое
главное» (Пг., 1921; поставлена более чем в 20-ти странах мира, в т.ч. в Риме — Л.Пиранделло;
переведена практически на все европейские яз.). Сюжет пьесы иллюстрирует идею Евреинова о
театротерапии (Театротерапия: Quasi-paradox Н.Евреинова // Жизнь искусства. 1920. №578-579. С.1),
наиболее наглядном варианте театрократического улучшения действительности. А.Эткинд отмечает:
«Формулируя и увлеченно доказывая свои концепции, Евреинов намного опередил целые направления
западной социальной психологии и психотерапии...» (Эрос невозможного. История психоанализа в России.
СПб., 1993. С.151). «Самое главное» — первая часть трилогии «Двойной театр», в которую вошли также
пьесы «Корабль праведных» (Пг., 1924) и «Театр вечной войны» (Париж, 1928).
Первая половина 1920-х — важнейший период в жизни Евреинова: с постановки «Самого главного»
начинается его мировая известность; в России же в течение 1921-25 выходит 17 его книг.
В 1921 он женится на актрисе А.А.Кашиной (автор монографии о Евреиновом). В это время Евреинов
уповает на сотрудничество с советской властью в деле театрализации жизни. Для этого у Евреинова есть
основания: сам Л.Д.Троцкий, высказывается схожим образом и обещает этим идеям, почти впрямую,
госуларственную поддержку (см., например: Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991. С.185).
Ярким выражением государственной поддержки евреиновских идей стала книга Я.Б.Бруксона «Проблема
театральности» (Пг., 1923), содержащая подлинную апологию его театральной теории. Идеи Евреинова
широко используются в петроградской режиссуре 1920-х. Однако сам Евреинов оказывается в этот период
практически не у дел.
В 1925 Евреинов навсегда покидает Россию.
В 1926 Евреинов совершает длительную поездку в США, где гастролирует с лекциями, ставит «Самое
главное».
С 1927 живет почти постоянно в Париже, работает в «Летучей мыши» Н.Ф.Балиева, ставит ряд спектаклей
в парижской Русской опере и в театре Копо «Вье коломбье», а в 1930-е — в Пражском национальном
театре. Евреинов активно пытается объединить силы русской творческой эмиграции: в 1934 он создает
театр «Бродячие комедианты», в 1935 организует «Объединение русских артистов». Как теоретик в
течение 1930-40-х Евреинов работает над философским трактатом «Откровение искусства» (РГАЛИ). Из
пьес этого периода наиболее интересна «драматическая хроника партийной жизни в СССР» «Шаги
Немезиды» (Париж, 1956).
Пьеса написана по свежим следам только что закончившегося процесса по делу
«троцкистско-зиновьевского блока» и населена подлинными историческими лицами. Евреинов усматривал и
в политическом строе СССР, и в повседневной жизни рядовых членов общества феномен, который он
изучал много лет,— «театр для себя», перенесение театра в жизнь. Более того, вся политическая история
Советской России осознается Евреиновым именно как тотальная театрализация жизни. Осуществление
теоретических построений, изложенных в «Театре для себя» и в «Театре как таковом», на практике и
притом в таких масштабах приковывало внимание теоретика театральности к СССР.
В 1940-е Евреинов написаны драма из жизни русской эмиграции «Граждане второго сорта», сатирическая
пьеса «Партбилет коммуниста» (обе в РГАЛИ), др. пьесы и киносценарии; наиболее интересна пьеса «Чему
нет имени: (Бедной девочке снилось)» (Париж, 1965).
В 1941-43 Евреинов в оккупированном Париже; голод, лишения, опасности этой эпохи нашли отражение в
книге мемуаров «Памятник мимолетному» (Париж, 1953). После войны Евреинов работает над циклом
передач для французского радио о русской культуре (1945), пишет либретто для балетов и книгу
воспоминаний «В школе остроумия» (М., 1998), последняя его крупная теоретическая работа — «История
русского театра: С древнейших времен до 1917 года» (Нью-Йорк, 1955).
В 1978 на стене дома Евреинов по улице Буало в Париже установлена мемориальная доска с надписью
«Человек театра»; в 1979 торжественное собрание в Сорбонне посвящено 100-летию Евреинова.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх