|
Уткин Иосиф Павлович
[15(28).5.1903, станция Хинган Китайско-Восточной железной дороги — 13.11.1944, Москва]
— поэт.
Первые впечатления, давшие материал для стихов Уткина, связаны с тяжелым, нищенским детством в многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца. Учась в средней школе, Уткин одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала смысл самому существованию. В 15-летнем возрасте Уткин участвует в антиколчаковском восстании, организованном большевиками, и переходит к сознательной и активной политической деятельности. В Иркутске он стал одним из первых комсомольцев, вступив в ряды Красной Армии, работал политинформатором, был военкомом маршевых рот. Впоследствии все эти впечатления легли в основу его лучших произведений о Гражданской войне: «Сибирские песни», знаменитая «Комсомольская песня» («Мальчишку шлепнули в Иркутске...»), поэма «Двадцатый». Важной вехой на его пути стало сотрудничество в иркутской газеты «Власть труда». Уткин работает в ней репортером, пишет очерки, корреспонденции, начинает печатать стихи. Вскоре его произведения появляются в «Сибирских огнях», «Сибири», «Красных зорях». Он вступает (при «Красных зорях») в первый в своей жизни профессиональный литературный кружок ИЛХО (Иркутское литературно-художественное объединение). Там, вместе с Д.Алтаузеном и М.Скуратовым, он выпускал альманахи, устраивал вечера поэзии и дискуссии. Интересно отметить, что почти при всеобщей тяге молодой советской поэзии к новым формам, порою усложненным, участники этого кружка, и прежде всего сам Уткин, стояли за овладение классическими формами, старым литературным наследием.
В 1924 Иркутский губком партии и губком комсомола направили Уткина на учебу в Москву. Именно там и началась настоящая его литературная биография. Он пишет прежде всего о Гражданской войне, причем пишет лирично, задушевно и просто При всем революционном пафосе, пронизывавшем стихи Уткина, они заметно выделялись на общем громком литературном фоне нотой доброты, открытости, искренности и даже печали. Высоко оценил этот удивительный и неожиданный для комсомольской поэзии 1920-х сплав трепета сердца и сурового чувства долга А.В.Луначарский. Он писал об Уткине, что у него «сознание революционного долга... и сердечная нежность соединяются в один аккорд, получается особенно очаровательная музыка» (Прожектор. 1925. №22. С.14). Когда же появилась «Повесть о рыжем Мотэле» (1925), принесшая поэту поистине всероссийскую славу, Уткина горячо приветствовал В.Маяковский. «Повесть о рыжем Мотэле» — о бедном еврейском семействе, вернее сказать, о многих семействах сразу, потому что Мотэле в поэме не один, а появляется в разных лицах.
Вместе с М.Светловым, М.Голодным, А.Жаровым, Д.Алтаузеном Уткин вошел в наиболее известную плеяду комсомольских поэтов того времени. Критика долгое время была исключительно благосклонна к Уткину. В 1927 появилась «Первая книга стихов» Уткина. О ней снова одобрительно отозвался А.Луначарский. Он защитил Уткина от односторонних и несправедливых нападок критики. Поддержал Уткина и М.Горький, когда поэт вместе с Жаровым и Безыменским гостил у него в Сорренто. Высоко оценив «Повесть о рыжем Мотэле», Горький поддержал замысел молодого поэта написать большую трилогию о революционном времени. Он начал трилогию с поэмы «Милое детство» (1933), во второй части должна была идти речь о юности и Гражданской войне, а третья посвящалась современности. Наиболее цельным и художественно выразительным получилось обширное начало всей поэмы, а именно «Милое детство». В печати, однако, поэма «Милое детство» одобрения не получила.
В 1931 вышел сборник «Публицистическая лирика». До конца 1930-х Уткин упорно обвиняют в мещанстве, в потакании обывательским вкусам и в так называемом абстрактном гуманизме. Однако именно в 1930-е он создает наряду со своей поэмой, вызвавшей столько несправедливых нареканий, такие песенные шедевры, как «Бой» (1933), «Комсомольская песня» (1934), «Песня о пастушке» (1936), «Песня о младшем брате» (1938). Его лиризм набирает силу, стихи становятся и масштабнее и эмоциональнее. В обстановке тех лет, когда существование самой лирики под воздействием критиков-догматиков находилось под угрозой, Уткин вел неотступную поэтическую защиту лирических прав поэта. Во второй половине 1930-х выходят несколько сб.: «Избранные стихи» (1935), «Стихи» (1937), «Лирика» (1939) и др.
В годы Великой Отечественной войны Уткин добровольцем ушел на фронт. Несмотря на тяжелое ранение в 1941, он возвращается в свою воинскую часть. Работает в армейских газетах, печатает много стихов. В 1942 было опубликовано 3 сб.— «Стихи о героях», «Я видел сам», «Фронтовые стихи». В эти годы Уткин создает ставшие популярными песни «Гвардейский марш», «Родине», «Заздравная песня» и др. Летом 1944 вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался незавершенным опыт Уткина в области прозы — «Рассказ майора Трухлева». Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой.
В поэзии советского периода Уткин оставил достаточно заметный поэтический след, его поэзия — один из пиков романтического советского искусства.
Соч.:
Стихотворения и поэмы / вступ статья 3.Паперного. М., 1961;
Стихотворения и поэмы / вступ. статья и прим. А.А.Саакянц. М , Л., 1966. (Б-ка поэта. Б серия);
Избранное. М., 1975.
Лит.:
Луначарский А.В. Иосиф Уткин // Луначарский А.В. СС: в 8 т. М., 1964. Т.2;
Саакянц А. А. Иосиф Уткин: Очерк жизни и творчества. М., 1969;
В ногу с тревожным временем: Воспоминания об Иосифе Уткине М., 1971;
Коржев В.Г. Иосиф Уткин: Очерк творчества. Новосибирск, 1971;
Долматовский Б. [Вступ. статья] // Уткин И. Избранное. М., 1975.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|