Уткин Иосиф Павлович
|
Другие персоны с фамилией Уткин
Другие персоны с именем Иосиф Кто родился в этот день 28.05 Кто родился в этот год 1903 |
[15(28).5.1903, станция Хинган Китайско-Восточной железной дороги — 13.11.1944, Москва]
— поэт.
Первые впечатления, давшие материал для стихов Уткина, связаны с тяжелым, нищенским детством в
многодетной семье, оставшейся в годы Первой мировой войны без кормильца. Учась в средней школе,
Уткин одновременно нанимался на разные работы: от разносчика газет до «мальчика» в ресторане и
разнорабочего на кожевенном заводе. Еврейская многодетная семья перебивалась с хлеба на воду и
видела в Иосифе свою главную опору. Революция, по его словам, полностью перевернула жизнь, дала
смысл самому существованию. В 15-летнем возрасте Уткин участвует в антиколчаковском восстании,
организованном большевиками, и переходит к сознательной и активной политической деятельности. В
Иркутске он стал одним из первых комсомольцев, вступив в ряды Красной Армии, работал
политинформатором, был военкомом маршевых рот. Впоследствии все эти впечатления легли в основу его
лучших произведений о Гражданской войне: «Сибирские песни», знаменитая «Комсомольская песня»
(«Мальчишку шлепнули в Иркутске...»), поэма «Двадцатый». Важной вехой на его пути стало
сотрудничество в иркутской газеты «Власть труда». Уткин работает в ней репортером, пишет очерки,
корреспонденции, начинает печатать стихи. Вскоре его произведения появляются в «Сибирских огнях»,
«Сибири», «Красных зорях». Он вступает (при «Красных зорях») в первый в своей жизни
профессиональный литературный кружок ИЛХО (Иркутское литературно-художественное объединение).
Там, вместе с Д.Алтаузеном и М.Скуратовым, он выпускал альманахи, устраивал вечера поэзии и
дискуссии. Интересно отметить, что почти при всеобщей тяге молодой советской поэзии к новым формам,
порою усложненным, участники этого кружка, и прежде всего сам Уткин, стояли за овладение
классическими формами, старым литературным наследием.
В 1924 Иркутский губком партии и губком комсомола направили Уткина на учебу в Москву. Именно там и
началась настоящая его литературная биография. Он пишет прежде всего о Гражданской войне, причем
пишет лирично, задушевно и просто При всем революционном пафосе, пронизывавшем стихи Уткина, они
заметно выделялись на общем громком литературном фоне нотой доброты, открытости, искренности и
даже печали. Высоко оценил этот удивительный и неожиданный для комсомольской поэзии 1920-х сплав
трепета сердца и сурового чувства долга А.В.Луначарский. Он писал об Уткине, что у него «сознание
революционного долга... и сердечная нежность соединяются в один аккорд, получается особенно
очаровательная музыка» (Прожектор. 1925. №22. С.14). Когда же появилась «Повесть о рыжем Мотэле»
(1925), принесшая поэту поистине всероссийскую славу, Уткина горячо приветствовал В.Маяковский.
«Повесть о рыжем Мотэле» — о бедном еврейском семействе, вернее сказать, о многих семействах сразу,
потому что Мотэле в поэме не один, а появляется в разных лицах.
Вместе с М.Светловым, М.Голодным, А.Жаровым, Д.Алтаузеном Уткин вошел в наиболее известную плеяду
комсомольских поэтов того времени. Критика долгое время была исключительно благосклонна к Уткину. В
1927 появилась «Первая книга стихов» Уткина. О ней снова одобрительно отозвался А.Луначарский. Он
защитил Уткина от односторонних и несправедливых нападок критики. Поддержал Уткина и М.Горький,
когда поэт вместе с Жаровым и Безыменским гостил у него в Сорренто. Высоко оценив «Повесть о рыжем
Мотэле», Горький поддержал замысел молодого поэта написать большую трилогию о революционном
времени. Он начал трилогию с поэмы «Милое детство» (1933), во второй части должна была идти речь о
юности и Гражданской войне, а третья посвящалась современности. Наиболее цельным и художественно
выразительным получилось обширное начало всей поэмы, а именно «Милое детство». В печати, однако,
поэма «Милое детство» одобрения не получила.
В 1931 вышел сборник «Публицистическая лирика». До конца 1930-х Уткин упорно обвиняют в мещанстве,
в потакании обывательским вкусам и в так называемом абстрактном гуманизме. Однако именно в 1930-е он
создает наряду со своей поэмой, вызвавшей столько несправедливых нареканий, такие песенные
шедевры, как «Бой» (1933), «Комсомольская песня» (1934), «Песня о пастушке» (1936), «Песня о младшем
брате» (1938). Его лиризм набирает силу, стихи становятся и масштабнее и эмоциональнее. В обстановке
тех лет, когда существование самой лирики под воздействием критиков-догматиков находилось под
угрозой, Уткин вел неотступную поэтическую защиту лирических прав поэта. Во второй половине 1930-х
выходят несколько сб.: «Избранные стихи» (1935), «Стихи» (1937), «Лирика» (1939) и др.
В годы Великой Отечественной войны Уткин добровольцем ушел на фронт. Несмотря на тяжелое ранение в
1941, он возвращается в свою воинскую часть. Работает в армейских газетах, печатает много стихов. В
1942 было опубликовано 3 сб.— «Стихи о героях», «Я видел сам», «Фронтовые стихи». В эти годы Уткин
создает ставшие популярными песни «Гвардейский марш», «Родине», «Заздравная песня» и др. Летом 1944
вышла последняя прижизненная книжечка его произведений «О родине. О дружбе. О любви». Остался
незавершенным опыт Уткина в области прозы — «Рассказ майора Трухлева». Уткин погиб в
авиакатастрофе под Москвой.
В поэзии советского периода Уткин оставил достаточно заметный поэтический след, его поэзия — один из
пиков романтического советского искусства.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх