  | 
 
Ромашов Андрей Павлович 
       
[26.8.1926, д.Шляпино Ильинского р-на Пермской обл. — 10.8.1995, 
г.Екатеринбург] 
       
 — прозаик. 
       
Ромашов родился в крестьянской семье. Дед по матери — лесообъездчик в бывшем 
имении Строгановых. В нояб. 1943 ушел добровольцем в армию. Демобилизовался 
летом 1946.  
       
В 1951 окончил историко-филологический факультет Пермского университета. 
Студентом приглашался в археологические партии по раскопке «чудских древностей» 
под руководством ленинградского археолога Отто Бадера. Осенью 1951 безуспешно 
пытался поступить в аспирантуру в Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 
3 года проработал учителем на маленьких станциях Забайкальской железной дороги. 
По возвращении на Урал работал в газете «Лесник Прикамья» и редактором 
литературных передач на Пермской телестудии. С середины 1970-х жил в 
Свердловске. Член СП с 1966. 
       
Первым крупным произведением Ромашова стала повесть «Раннее утро» (1957). Этот 
год оказался переломным не столько благодаря повести, сколько участию во 
Всесоюзном совещании молодых писателей, куда Ромашов привез пацифистский 
рассказ о войне — «Огонь». С помощью руководителя семинара Г.Троепольского 
рассказ «Огонь» был напечатан в воронежском журнале «Подъем» (1959. №4). 
       
Под воздействием литературы, выходящей за пределы официально рекомендованного, 
формируется широкое философско-гуманистическое мировоззрение Ромашова. Не 
случайно появление среди его настольных книг памятника древней буддийской 
литературы — «Дхаммапады» в переводе В.Н.Топорова (I960). Исторические повести 
Ромашова о судьбах «первонасельников» Прикамья в X-XV вв. («Лесные всадники», 
1959; «Земля для всех», 1963) не содержат характерной для социалистического 
реализма социально-классовой ориентации. Драматические конфликты уходят в глубь 
патриархально-родовых отношений и в сферу борьбы с природой. Эпическая, 
несколько романтизированная фигура новгородского крестьянина Кондратия Руса 
внушает надежду на мирное сосуществование народностей с разными религиозными 
верованиями. 
       
В 1960-80-е Ромашов стремительно растет как художник-реалист, мыслитель и 
социолог. Его интересуют острейшие мировоззренческие вопросы, преимущественно 
те, которые до «перестройки» не были предметом широкого обсуждения. К примеру, 
что такое революционный гуманизм — социальная справедливость или крайняя 
жестокость? Утверждение последнего содержится в образных коллизиях повести 
«Первый снег» (1965). Правда, «цепочка зла» началом которой послужил расстрел 
невиновного охотника, приговоренного «революционным судом», несколько 
логизирована, но главное остается: Гражданская война предстает бессмысленной 
братоубийственной бойней. 
       
«Первый снег» вызывает заметное критическое охлаждение к творчеству Ромашова. 
Еще большие возражения со стороны приверженцев партийной литературы вызывает 
вторая повесть о Гражданской войне — «Одолень-трава» (1974). Если первая 
повесть вскрывает преступность гуманизма «революционного», то вторая пишется в 
защиту гуманизма «абстрактного». Носителем доброты и сострадания к «красным» и 
«белым» оказывается лесник Никифор — обрусевший потомок древних жителей 
Прикамья. Природный ум и острая наблюдательность таежника позволяют «человеку 
из народа» понять крайности обеих сторон. Революционной жестокости 
красноармейца Семена противопоставляется рефлексивность умного белогвардейского 
офицера, который хорошо понимает, как «дорого обойдется России сказочка о 
земном рае». Для одного из главных руководителей Пермской писательской 
организации эти слова стали основанием, чтобы назвать повесть «Одолень-трава» 
«антисоветчиной». Повесть вышла в Перми отдельным изданием лишь благодаря 
энергичной поддержке со стороны Виктора Астафьева. 
       
Вершинным произведением творчества Ромашова по праву считается философская 
повесть «Диофантовы уравнения» (1981), написанию которой предшествовало 
многолетнее изучение, философии, культуры и быта поздней античности (события 
происходят в египетской Александрии в V в.). По условиям времени Ромашов 
обращается к иносказательным формам выражения темы (зарождение т.н. нового 
мышления), достигая почти парадоксального взаимопроникновения эпохи раннего 
христианства и послереволюционной советской действительности. Главный смысл 
выражается уже в самом названии. Математическая формула становится 
художественным образом-понятием, подобно тому как это происходит с бажовской 
«живинкой» — словом, обнаруженным в производственной лексике. Диофантовы 
уравнения, не имеющие единственного решения, переносятся на область социальных 
теорий. Из рассуждений античной женщины-философа Гипатии (героини повести) 
читатель делает вывод, что марксизм-ленинизм, претендующий на окончательное 
слово в вопросы истории и философии, искусства и литературы и т.д., не более 
чем одна из множества «проб» или «подстановок к неизвестному». 
       
Затруднительно было нанести столь основательный удар по «всеобъясняющей» 
системе взглядов в столь корректной форме. Наступал конец обязательному 
цитатничеству, сковывавшему живую творческую мысль на протяжении более 
полувека. Не удивительно, что повесть была опубликована вопреки охранительным 
тенденциям, в провинции достаточно сильным (Урал. 1981. №4; редактор журнала — 
Валентин Лукьянин). «Диофантовы уравнения» переиздавались в 
Свердловске-Екатеринбурге в 1983, 1991, 1997. 
       
В 1980-х — начале 1990-х главной темой творчества Ромашова становится 
крестьянская Россия. Тревожные раздумья о ее будущем передает старообрядческая 
легенда, зафиксированная в подготовительных материалах к произведению «Бог 
отдал Сатане кроткую, богобоязненную Русь, чтобы испытать ее: не отречется ли 
она от Бога?» 
       
В эти годы завершена первая часть задуманной трилогии — роман «Осташа-скоморох» 
(1993), действие которого происходит в канун Первой мировой войны (от Пасхи 
1913 до Масленицы 1914). Особенный смысл придается образам «скомороха» Осташи 
(сельского краснобая, песенника, сказочника) и его жены «колдуньи» Парани. С 
этими персонажами связывается множество фольклорных жанров: это песни, 
плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, сатирические сказки, исторические 
рассказы (о князе Владимире и об Иване Грозном), утопические легенды о стране 
счастья Беловодье, духовные песнопения и стихи, языческие заклинания на 
Масленицу, песни девушек на Троицу, заговоры, пословицы и присловья. Фольклор — 
это богатейший духовный потенциал крестьянства, связанный с извечной сменой 
времен года и непреложным ритмом земледельческих работ. С точки зрения 
крестьянского сознания, жалкими и ненужными представляются социалисты разного 
толка, в особенности городские женщины, призывающие крестьян «на борьбу с 
капиталом». Жизнь идет своим чередом, в ней постоянно что-то отмирает, а что-то 
нарождается (распадается патриархальная община, молодежь тянется в город). 
Поступательное движение Ромашов улавливает в духовном развитии личности, в 
просвещении, в новых формах хозяйствования (выход на отруба). Жизнь сама ищет 
ответы на самые сложные вопросы и не требует насильственного вмешательства. 
Читатель волен принимать или не принимать авторскую философию — сам Ромашов, 
овладевший искусством максимально сжатого, объективированного письма, ни на чем 
не настаивает. Его роман предостерегает от необдуманных и поспешных решений. 
       
Замысел объемного повествования, которое предполагалось довести до 
коллективизации, остался неосуществленным. Трудно уловить логику, по какой 
связана с предыдущими произведениями последняя повесть Ромашова под названием 
«Ярость». По особенностям жанра это философская притча о трагической судьбе 
художника в первобытные времена. Очевидно лишь, что тема не была случайной для 
Ромашова.
 
Соч.:
       
Раннее утро: повесть. Пермь, 1957;  
       
Огонь: рассказ // Подъем. 1959. №4;  
       
Лесные всадники: повесть. Пермь, 1959;  
       
Земля для всех: повесть. Пермь, 1963;  
       
Одолень-трава: повесть. Пермь, 1974;  
       
Исторические повести. Свердловск, 1986;  
       
Диофантовы уравнения: повесть // Урал. 1981. №4;  
       
Одолень-трава: повести. Свердловск, 1991;  
       
Осташа-скоморох // Урал. 1993. №1;  
       
Ярость: повесть // Урал. 1995. №8;  
       
Осташа-скоморох: повести. Екатеринбург, 1997.
 
Лит.: 
       
Стариков В. Андрей Ромашов и его повести // Урал. 1964. №5;  
       
Горбунов Ю. «Вчера» и «сегодня» // Урал. 1981. №6;  
       
Лукьянин В. А земля пребывает во веки // Ромашов А. Одолень-трава: повести. 
Свердловск, 1991;  
       
Лукьянин В. А.П.Ромашов // Литература Урала. Екатеринбург. 1998;  
       
Лукьянин В. Приближение к бездне // Ромашов А. Осташа-скоморох: повести. 
Екатеринбург, 1997;  
       
Немзер А. На пороге нищего царства. Осташа-скоморох Андрея Ромашова // Сегодня. 
1993. 8 июня;  
       
Слобожанинова Л. Мир русской деревни // Урал. 2000. №2;  
       
Слобожанинова Л. Поклоняйтесь разуму и добру // Урал. 2001. №8.
 
Л.М.Слобожанинова 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
 
Оглавление | Все источники 
 | 
 
 
 
 
 
 |