AZ-libr.ру

информационный портал





Ромашов Андрей Павлович
[26.08.1926-10.08.1995]

  Другие персоны с фамилией Ромашов
Другие персоны с именем Андрей
Кто родился в этот день 26.08
Кто родился в этот год 1926

       [26.8.1926, д.Шляпино Ильинского р-на Пермской обл. — 10.8.1995, г.Екатеринбург]
       — прозаик.
       Ромашов родился в крестьянской семье. Дед по матери — лесообъездчик в бывшем имении Строгановых. В нояб. 1943 ушел добровольцем в армию. Демобилизовался летом 1946.
       В 1951 окончил историко-филологический факультет Пермского университета. Студентом приглашался в археологические партии по раскопке «чудских древностей» под руководством ленинградского археолога Отто Бадера. Осенью 1951 безуспешно пытался поступить в аспирантуру в Институт русской литературы (Пушкинский Дом). 3 года проработал учителем на маленьких станциях Забайкальской железной дороги. По возвращении на Урал работал в газете «Лесник Прикамья» и редактором литературных передач на Пермской телестудии. С середины 1970-х жил в Свердловске. Член СП с 1966.
       Первым крупным произведением Ромашова стала повесть «Раннее утро» (1957). Этот год оказался переломным не столько благодаря повести, сколько участию во Всесоюзном совещании молодых писателей, куда Ромашов привез пацифистский рассказ о войне — «Огонь». С помощью руководителя семинара Г.Троепольского рассказ «Огонь» был напечатан в воронежском журнале «Подъем» (1959. №4).
       Под воздействием литературы, выходящей за пределы официально рекомендованного, формируется широкое философско-гуманистическое мировоззрение Ромашова. Не случайно появление среди его настольных книг памятника древней буддийской литературы — «Дхаммапады» в переводе В.Н.Топорова (I960). Исторические повести Ромашова о судьбах «первонасельников» Прикамья в X-XV вв. («Лесные всадники», 1959; «Земля для всех», 1963) не содержат характерной для социалистического реализма социально-классовой ориентации. Драматические конфликты уходят в глубь патриархально-родовых отношений и в сферу борьбы с природой. Эпическая, несколько романтизированная фигура новгородского крестьянина Кондратия Руса внушает надежду на мирное сосуществование народностей с разными религиозными верованиями.
       В 1960-80-е Ромашов стремительно растет как художник-реалист, мыслитель и социолог. Его интересуют острейшие мировоззренческие вопросы, преимущественно те, которые до «перестройки» не были предметом широкого обсуждения. К примеру, что такое революционный гуманизм — социальная справедливость или крайняя жестокость? Утверждение последнего содержится в образных коллизиях повести «Первый снег» (1965). Правда, «цепочка зла» началом которой послужил расстрел невиновного охотника, приговоренного «революционным судом», несколько логизирована, но главное остается: Гражданская война предстает бессмысленной братоубийственной бойней.
       «Первый снег» вызывает заметное критическое охлаждение к творчеству Ромашова. Еще большие возражения со стороны приверженцев партийной литературы вызывает вторая повесть о Гражданской войне — «Одолень-трава» (1974). Если первая повесть вскрывает преступность гуманизма «революционного», то вторая пишется в защиту гуманизма «абстрактного». Носителем доброты и сострадания к «красным» и «белым» оказывается лесник Никифор — обрусевший потомок древних жителей Прикамья. Природный ум и острая наблюдательность таежника позволяют «человеку из народа» понять крайности обеих сторон. Революционной жестокости красноармейца Семена противопоставляется рефлексивность умного белогвардейского офицера, который хорошо понимает, как «дорого обойдется России сказочка о земном рае». Для одного из главных руководителей Пермской писательской организации эти слова стали основанием, чтобы назвать повесть «Одолень-трава» «антисоветчиной». Повесть вышла в Перми отдельным изданием лишь благодаря энергичной поддержке со стороны Виктора Астафьева.
       Вершинным произведением творчества Ромашова по праву считается философская повесть «Диофантовы уравнения» (1981), написанию которой предшествовало многолетнее изучение, философии, культуры и быта поздней античности (события происходят в египетской Александрии в V в.). По условиям времени Ромашов обращается к иносказательным формам выражения темы (зарождение т.н. нового мышления), достигая почти парадоксального взаимопроникновения эпохи раннего христианства и послереволюционной советской действительности. Главный смысл выражается уже в самом названии. Математическая формула становится художественным образом-понятием, подобно тому как это происходит с бажовской «живинкой» — словом, обнаруженным в производственной лексике. Диофантовы уравнения, не имеющие единственного решения, переносятся на область социальных теорий. Из рассуждений античной женщины-философа Гипатии (героини повести) читатель делает вывод, что марксизм-ленинизм, претендующий на окончательное слово в вопросы истории и философии, искусства и литературы и т.д., не более чем одна из множества «проб» или «подстановок к неизвестному».
       Затруднительно было нанести столь основательный удар по «всеобъясняющей» системе взглядов в столь корректной форме. Наступал конец обязательному цитатничеству, сковывавшему живую творческую мысль на протяжении более полувека. Не удивительно, что повесть была опубликована вопреки охранительным тенденциям, в провинции достаточно сильным (Урал. 1981. №4; редактор журнала — Валентин Лукьянин). «Диофантовы уравнения» переиздавались в Свердловске-Екатеринбурге в 1983, 1991, 1997.
       В 1980-х — начале 1990-х главной темой творчества Ромашова становится крестьянская Россия. Тревожные раздумья о ее будущем передает старообрядческая легенда, зафиксированная в подготовительных материалах к произведению «Бог отдал Сатане кроткую, богобоязненную Русь, чтобы испытать ее: не отречется ли она от Бога?»
       В эти годы завершена первая часть задуманной трилогии — роман «Осташа-скоморох» (1993), действие которого происходит в канун Первой мировой войны (от Пасхи 1913 до Масленицы 1914). Особенный смысл придается образам «скомороха» Осташи (сельского краснобая, песенника, сказочника) и его жены «колдуньи» Парани. С этими персонажами связывается множество фольклорных жанров: это песни, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, сатирические сказки, исторические рассказы (о князе Владимире и об Иване Грозном), утопические легенды о стране счастья Беловодье, духовные песнопения и стихи, языческие заклинания на Масленицу, песни девушек на Троицу, заговоры, пословицы и присловья. Фольклор — это богатейший духовный потенциал крестьянства, связанный с извечной сменой времен года и непреложным ритмом земледельческих работ. С точки зрения крестьянского сознания, жалкими и ненужными представляются социалисты разного толка, в особенности городские женщины, призывающие крестьян «на борьбу с капиталом». Жизнь идет своим чередом, в ней постоянно что-то отмирает, а что-то нарождается (распадается патриархальная община, молодежь тянется в город). Поступательное движение Ромашов улавливает в духовном развитии личности, в просвещении, в новых формах хозяйствования (выход на отруба). Жизнь сама ищет ответы на самые сложные вопросы и не требует насильственного вмешательства. Читатель волен принимать или не принимать авторскую философию — сам Ромашов, овладевший искусством максимально сжатого, объективированного письма, ни на чем не настаивает. Его роман предостерегает от необдуманных и поспешных решений.
       Замысел объемного повествования, которое предполагалось довести до коллективизации, остался неосуществленным. Трудно уловить логику, по какой связана с предыдущими произведениями последняя повесть Ромашова под названием «Ярость». По особенностям жанра это философская притча о трагической судьбе художника в первобытные времена. Очевидно лишь, что тема не была случайной для Ромашова.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:44:46 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"