Ромашов Андрей Павлович
|
Другие персоны с фамилией Ромашов
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 26.08 Кто родился в этот год 1926 |
[26.8.1926, д.Шляпино Ильинского р-на Пермской обл. — 10.8.1995,
г.Екатеринбург]
— прозаик.
Ромашов родился в крестьянской семье. Дед по матери — лесообъездчик в бывшем
имении Строгановых. В нояб. 1943 ушел добровольцем в армию. Демобилизовался
летом 1946.
В 1951 окончил историко-филологический факультет Пермского университета.
Студентом приглашался в археологические партии по раскопке «чудских древностей»
под руководством ленинградского археолога Отто Бадера. Осенью 1951 безуспешно
пытался поступить в аспирантуру в Институт русской литературы (Пушкинский Дом).
3 года проработал учителем на маленьких станциях Забайкальской железной дороги.
По возвращении на Урал работал в газете «Лесник Прикамья» и редактором
литературных передач на Пермской телестудии. С середины 1970-х жил в
Свердловске. Член СП с 1966.
Первым крупным произведением Ромашова стала повесть «Раннее утро» (1957). Этот
год оказался переломным не столько благодаря повести, сколько участию во
Всесоюзном совещании молодых писателей, куда Ромашов привез пацифистский
рассказ о войне — «Огонь». С помощью руководителя семинара Г.Троепольского
рассказ «Огонь» был напечатан в воронежском журнале «Подъем» (1959. №4).
Под воздействием литературы, выходящей за пределы официально рекомендованного,
формируется широкое философско-гуманистическое мировоззрение Ромашова. Не
случайно появление среди его настольных книг памятника древней буддийской
литературы — «Дхаммапады» в переводе В.Н.Топорова (I960). Исторические повести
Ромашова о судьбах «первонасельников» Прикамья в X-XV вв. («Лесные всадники»,
1959; «Земля для всех», 1963) не содержат характерной для социалистического
реализма социально-классовой ориентации. Драматические конфликты уходят в глубь
патриархально-родовых отношений и в сферу борьбы с природой. Эпическая,
несколько романтизированная фигура новгородского крестьянина Кондратия Руса
внушает надежду на мирное сосуществование народностей с разными религиозными
верованиями.
В 1960-80-е Ромашов стремительно растет как художник-реалист, мыслитель и
социолог. Его интересуют острейшие мировоззренческие вопросы, преимущественно
те, которые до «перестройки» не были предметом широкого обсуждения. К примеру,
что такое революционный гуманизм — социальная справедливость или крайняя
жестокость? Утверждение последнего содержится в образных коллизиях повести
«Первый снег» (1965). Правда, «цепочка зла» началом которой послужил расстрел
невиновного охотника, приговоренного «революционным судом», несколько
логизирована, но главное остается: Гражданская война предстает бессмысленной
братоубийственной бойней.
«Первый снег» вызывает заметное критическое охлаждение к творчеству Ромашова.
Еще большие возражения со стороны приверженцев партийной литературы вызывает
вторая повесть о Гражданской войне — «Одолень-трава» (1974). Если первая
повесть вскрывает преступность гуманизма «революционного», то вторая пишется в
защиту гуманизма «абстрактного». Носителем доброты и сострадания к «красным» и
«белым» оказывается лесник Никифор — обрусевший потомок древних жителей
Прикамья. Природный ум и острая наблюдательность таежника позволяют «человеку
из народа» понять крайности обеих сторон. Революционной жестокости
красноармейца Семена противопоставляется рефлексивность умного белогвардейского
офицера, который хорошо понимает, как «дорого обойдется России сказочка о
земном рае». Для одного из главных руководителей Пермской писательской
организации эти слова стали основанием, чтобы назвать повесть «Одолень-трава»
«антисоветчиной». Повесть вышла в Перми отдельным изданием лишь благодаря
энергичной поддержке со стороны Виктора Астафьева.
Вершинным произведением творчества Ромашова по праву считается философская
повесть «Диофантовы уравнения» (1981), написанию которой предшествовало
многолетнее изучение, философии, культуры и быта поздней античности (события
происходят в египетской Александрии в V в.). По условиям времени Ромашов
обращается к иносказательным формам выражения темы (зарождение т.н. нового
мышления), достигая почти парадоксального взаимопроникновения эпохи раннего
христианства и послереволюционной советской действительности. Главный смысл
выражается уже в самом названии. Математическая формула становится
художественным образом-понятием, подобно тому как это происходит с бажовской
«живинкой» — словом, обнаруженным в производственной лексике. Диофантовы
уравнения, не имеющие единственного решения, переносятся на область социальных
теорий. Из рассуждений античной женщины-философа Гипатии (героини повести)
читатель делает вывод, что марксизм-ленинизм, претендующий на окончательное
слово в вопросы истории и философии, искусства и литературы и т.д., не более
чем одна из множества «проб» или «подстановок к неизвестному».
Затруднительно было нанести столь основательный удар по «всеобъясняющей»
системе взглядов в столь корректной форме. Наступал конец обязательному
цитатничеству, сковывавшему живую творческую мысль на протяжении более
полувека. Не удивительно, что повесть была опубликована вопреки охранительным
тенденциям, в провинции достаточно сильным (Урал. 1981. №4; редактор журнала —
Валентин Лукьянин). «Диофантовы уравнения» переиздавались в
Свердловске-Екатеринбурге в 1983, 1991, 1997.
В 1980-х — начале 1990-х главной темой творчества Ромашова становится
крестьянская Россия. Тревожные раздумья о ее будущем передает старообрядческая
легенда, зафиксированная в подготовительных материалах к произведению «Бог
отдал Сатане кроткую, богобоязненную Русь, чтобы испытать ее: не отречется ли
она от Бога?»
В эти годы завершена первая часть задуманной трилогии — роман «Осташа-скоморох»
(1993), действие которого происходит в канун Первой мировой войны (от Пасхи
1913 до Масленицы 1914). Особенный смысл придается образам «скомороха» Осташи
(сельского краснобая, песенника, сказочника) и его жены «колдуньи» Парани. С
этими персонажами связывается множество фольклорных жанров: это песни,
плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, сатирические сказки, исторические
рассказы (о князе Владимире и об Иване Грозном), утопические легенды о стране
счастья Беловодье, духовные песнопения и стихи, языческие заклинания на
Масленицу, песни девушек на Троицу, заговоры, пословицы и присловья. Фольклор —
это богатейший духовный потенциал крестьянства, связанный с извечной сменой
времен года и непреложным ритмом земледельческих работ. С точки зрения
крестьянского сознания, жалкими и ненужными представляются социалисты разного
толка, в особенности городские женщины, призывающие крестьян «на борьбу с
капиталом». Жизнь идет своим чередом, в ней постоянно что-то отмирает, а что-то
нарождается (распадается патриархальная община, молодежь тянется в город).
Поступательное движение Ромашов улавливает в духовном развитии личности, в
просвещении, в новых формах хозяйствования (выход на отруба). Жизнь сама ищет
ответы на самые сложные вопросы и не требует насильственного вмешательства.
Читатель волен принимать или не принимать авторскую философию — сам Ромашов,
овладевший искусством максимально сжатого, объективированного письма, ни на чем
не настаивает. Его роман предостерегает от необдуманных и поспешных решений.
Замысел объемного повествования, которое предполагалось довести до
коллективизации, остался неосуществленным. Трудно уловить логику, по какой
связана с предыдущими произведениями последняя повесть Ромашова под названием
«Ярость». По особенностям жанра это философская притча о трагической судьбе
художника в первобытные времена. Очевидно лишь, что тема не была случайной для
Ромашова.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх