|
Божнев Борис Борисович
[24.7(5.8).1898, Ревель — 24.12.1969, Марсель]
— поэт.
Родился в семье преподавателя литературы и истории Василия Божнева. Вскоре отец
будущего поэта умер, а мать вышла замуж за Бориса Гершуни, двоюродного брата
видного деятеля партии эсеров Григория Гершуни, которым Божнев был усыновлен.
Отсюда и отчество — Борисович. Детство и юность Божнева прошли в Петербурге. С
ранних лет Божнев проявляет интерес к искусству, причем не только к литиратуре,
но — в не меньшей степени — к музыке и живописи. Недаром среди его друзей можно
назвать молодого С.Прокофьева, поздней — художника Х.Сутина и др.
В 1919, с целью получения высшего образования, он уезжает в Париж, где на
первых порах средства на жизнь добывает перепиской нот. В Париже Божнев
сближается с литературно-художественной богемой, становится членом «Палаты
поэтов» и одним из инициаторов группы «Через» — эмигрантских литературных
объединений, достаточно тесно связанных с французским
художественно-литературным авангардом 1920-х. Среди знакомцев Б.Элюар и Тцара,
Делоне и Леже. Как поэт Божнев дебютирует в сборнике «Русская лирика», изданном
в Софии в 1920. Затем следует ряд публикаций в эмигрантских изданиях Франции.
А в 1924 в московском альманахе «Недра» увидели свет 3 стих., подписанные
«Борис Божнев». Следующая публикация стихов Божнева на родине осуществилась
лишь 67 лет спустя — в 1991.
В 1925 в Париже вышел первый поэтический сборник Божнев, не без вызова
названный «Борьба за несуществование». Книга стала событием в литературной
жизни русского Парижа. О ней в эмигрантской прессе писали многие, а мнения
высказывались полярные: от «И Божнев божий с неба обронен» (Б.Поплавский) и
сравнений с И.Анненским до обвинений в «безликой розановщине» и ярлыка
«писсуарная поэзия». «По странному капризу, своему первому стихотворному
сборнику Божнев дал почти программное заглавие "Борьба за несуществование" и
свою поэтическую карьеру начинал с блеском» (Бахрах Д.— С.157). В пределах этой
книги Божнев не чужд поэтики русского имажинизма, а нарочитый, но как бы
наивный антиэстетизм в соединении со «ставкой на образ», иначе говоря —
метафору, при традиционнейшей метрике (ямб) придает стихам своеобразие. Об
определенных «имажинистских симпатиях» Божнева говорят и стихотворные
посвящения А.Кусикову, С.Есенину.
Второй сборник Божнева «Фонтан» (1927) заключал в себе 18 восьмистиший, которые
с блеском и не без оттенка пародии имитировали метафизическую поэзию XIX в.
Книга вызвала единодушное одобрение рецензентов, среди которых следует выделить
В.Набокова и Ю.Айхенвальда, отметившего «философическую струю» в поэтическом
«фонтане» Божнева. Несомненный интерес представляет и «шахматная поэма» «Скорбь
2 — Утешь 4» (1929). Весьма ощутимо в поэзии Божнева и «цветовое» начало, не
случайно с начала 1920-х он выступает и в амплуа художника, работающего в
манере примитивизма.
Весьма точно характеризует «противоречивую стилистическую ориентацию» поэзии
Божнева современный исследователь и редактор «Собрания стихотворений»
Л.Флейшман: «С одной стороны, в его лирике отчетливо проявляются черты
экспериментальных исканий в области стиховой семантики <...>. В этом отношении
Божнев, конечно, учитывал опыт Пастернака и Цветаевой <...>. С другой —
последовательная, хоть и ненавязчивая "игра" с традициями "легкой поэзии"
пушкинской плеяды и с традицией "медитативного" фрагмента Баратынского —
Тютчева. Ни с одним из этих полюсов — ни с авангардистским, ни с
архаизированно-"пушкинским", даже "державинским" — Божнева невозможно полностью
отождествить; весь эффект состоит в колебаниях между обоими, в непредсказуемых
сочетаниях компонентов разных стилистических систем, в парадоксальном их
сочетании» (Флейшман Л.— С.14).
С конца 1920-х Божнев начинает постепенно как бы «исчезать» из «большой
прессы». Правда, в 1936 у него выходят сразу 2 книги, но они остаются
практически не замеченными.
В конце 1930-х поэт переходит к своеобразному самиздату. Это главным образом
поэмы, такие как «Саннодержавие» (1939), «Оратория для дождя, мужского голоса и
тумана» (1948), «Колокольный звон над "Царство Божие внутри нас"» (1948), «Уход
солдат на русско-японскую войну» (1949), «Утро после чтения "Братьев
Карамазовых"» (1949) и др. Заметим, что названия у Божнева всегда необычны,
даже эпатажны; поэмы, отпечатанные ничтожным тиражом на бумаге XVIII в. и
снабженные авторскими же рисунками, расходились среди немногочисленных друзей и
поклонников Божнева. В продажу они не поступали. Более того, об их
существовании мало кто знал.
После войны Божнев жил на юге Франции, почти не общаясь с представителями
эмигрантской литературы, занимался живописью и коллекционированием полотен
«наивного жанра». Вместе с тем продолжал писать и стихи: по-русски и
по-французски.
Соч.:
Собр. стихотворений: в 2 т. Беркли, 1987-89;
Борьба за несуществование. СПб.: Инапресс, 1999;
Элегия эллическая. Томск: Водолей, 2000;
Стихи // Русская литература. 1991. №1. С.246-252;
Русская Атлантида: поэзия русской эмиграции. М., 1998. С.39-46.
Лит.:
Бахрах А. По памяти, по записям. Париж, 1980;
Флейшман Л. О Борисе Божневе // Божнев Б. Собрание стихотворений: в 2 т.
Беркли, 1987. Т.1. С.7-19;
Макарова И. Очерки истории русской литературы XX в. СПб., 1995. С.79-82;
Кубрик А. Молчание и зеркала // Литературное обозрение. 1996. №2. С.83-88;
Витковасий Е. Борис Божнев: Парижский самиздат // Встречи: альманах-ежегодник.
Вып. 26. Филадельфия, 2002. С.113-115.
В.Ю.Бобрецов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|