Божнев Борис Борисович
[05.08.1898-24.12.1969]

  Другие персоны с фамилией Божнев
Другие персоны с именем Борис
Кто родился в этот день 05.08
Кто родился в этот год 1898

       [24.7(5.8).1898, Ревель — 24.12.1969, Марсель]
       — поэт.
       Родился в семье преподавателя литературы и истории Василия Божнева. Вскоре отец будущего поэта умер, а мать вышла замуж за Бориса Гершуни, двоюродного брата видного деятеля партии эсеров Григория Гершуни, которым Божнев был усыновлен. Отсюда и отчество — Борисович. Детство и юность Божнева прошли в Петербурге. С ранних лет Божнев проявляет интерес к искусству, причем не только к литиратуре, но — в не меньшей степени — к музыке и живописи. Недаром среди его друзей можно назвать молодого С.Прокофьева, поздней — художника Х.Сутина и др.
       В 1919, с целью получения высшего образования, он уезжает в Париж, где на первых порах средства на жизнь добывает перепиской нот. В Париже Божнев сближается с литературно-художественной богемой, становится членом «Палаты поэтов» и одним из инициаторов группы «Через» — эмигрантских литературных объединений, достаточно тесно связанных с французским художественно-литературным авангардом 1920-х. Среди знакомцев Б.Элюар и Тцара, Делоне и Леже. Как поэт Божнев дебютирует в сборнике «Русская лирика», изданном в Софии в 1920. Затем следует ряд публикаций в эмигрантских изданиях Франции.
       А в 1924 в московском альманахе «Недра» увидели свет 3 стих., подписанные «Борис Божнев». Следующая публикация стихов Божнева на родине осуществилась лишь 67 лет спустя — в 1991.
       В 1925 в Париже вышел первый поэтический сборник Божнев, не без вызова названный «Борьба за несуществование». Книга стала событием в литературной жизни русского Парижа. О ней в эмигрантской прессе писали многие, а мнения высказывались полярные: от «И Божнев божий с неба обронен» (Б.Поплавский) и сравнений с И.Анненским до обвинений в «безликой розановщине» и ярлыка «писсуарная поэзия». «По странному капризу, своему первому стихотворному сборнику Божнев дал почти программное заглавие "Борьба за несуществование" и свою поэтическую карьеру начинал с блеском» (Бахрах Д.— С.157). В пределах этой книги Божнев не чужд поэтики русского имажинизма, а нарочитый, но как бы наивный антиэстетизм в соединении со «ставкой на образ», иначе говоря — метафору, при традиционнейшей метрике (ямб) придает стихам своеобразие. Об определенных «имажинистских симпатиях» Божнева говорят и стихотворные посвящения А.Кусикову, С.Есенину.
       Второй сборник Божнева «Фонтан» (1927) заключал в себе 18 восьмистиший, которые с блеском и не без оттенка пародии имитировали метафизическую поэзию XIX в. Книга вызвала единодушное одобрение рецензентов, среди которых следует выделить В.Набокова и Ю.Айхенвальда, отметившего «философическую струю» в поэтическом «фонтане» Божнева. Несомненный интерес представляет и «шахматная поэма» «Скорбь 2 — Утешь 4» (1929). Весьма ощутимо в поэзии Божнева и «цветовое» начало, не случайно с начала 1920-х он выступает и в амплуа художника, работающего в манере примитивизма.
       Весьма точно характеризует «противоречивую стилистическую ориентацию» поэзии Божнева современный исследователь и редактор «Собрания стихотворений» Л.Флейшман: «С одной стороны, в его лирике отчетливо проявляются черты экспериментальных исканий в области стиховой семантики <...>. В этом отношении Божнев, конечно, учитывал опыт Пастернака и Цветаевой <...>. С другой — последовательная, хоть и ненавязчивая "игра" с традициями "легкой поэзии" пушкинской плеяды и с традицией "медитативного" фрагмента Баратынского — Тютчева. Ни с одним из этих полюсов — ни с авангардистским, ни с архаизированно-"пушкинским", даже "державинским" — Божнева невозможно полностью отождествить; весь эффект состоит в колебаниях между обоими, в непредсказуемых сочетаниях компонентов разных стилистических систем, в парадоксальном их сочетании» (Флейшман Л.— С.14).
       С конца 1920-х Божнев начинает постепенно как бы «исчезать» из «большой прессы». Правда, в 1936 у него выходят сразу 2 книги, но они остаются практически не замеченными.
       В конце 1930-х поэт переходит к своеобразному самиздату. Это главным образом поэмы, такие как «Саннодержавие» (1939), «Оратория для дождя, мужского голоса и тумана» (1948), «Колокольный звон над "Царство Божие внутри нас"» (1948), «Уход солдат на русско-японскую войну» (1949), «Утро после чтения "Братьев Карамазовых"» (1949) и др. Заметим, что названия у Божнева всегда необычны, даже эпатажны; поэмы, отпечатанные ничтожным тиражом на бумаге XVIII в. и снабженные авторскими же рисунками, расходились среди немногочисленных друзей и поклонников Божнева. В продажу они не поступали. Более того, об их существовании мало кто знал.
       После войны Божнев жил на юге Франции, почти не общаясь с представителями эмигрантской литературы, занимался живописью и коллекционированием полотен «наивного жанра». Вместе с тем продолжал писать и стихи: по-русски и по-французски.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:19:40 UTC