|
Маковский Сергей Константинович
[15(27).8.1877, Петербург — 13.5.1962, Париж]
— поэт, художественный критик, искусствовед, издатель, мемуарист.
Сын известного живописца К.Е.Маковского. После распада семьи (1893) жил с матерью Ю.П.Маковской (урожденной Летковой).
В 1896 Маковский окончил Петербургское реальное училище Я.Г.Гуревича, в 1900 — естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С детских лет был увлечен живописью, литературой и музыкой, с 1898 участвовал в собраниях «Мира искусства». Дебютировал в печати статьей «В.М.Васнецов и Владимирский собор» (Мир Божий. 1898. №3), в последующие годы сотрудничал в журналах «Новое дело», «Журнал для всех», «Искусство», «Трудовой путь» и др., где помещал стих, и статьи о современном искусстве.
Первая книга Маковского «Собрание стихов» (1905), свидетельствовавшая о принадлежности автора к символистской школе, примечательна также приверженностью к поэтической традиции «чистого искусства», холодным эстетским устремлением к красоте слов и образов, формальному совершенству. Ориентированная во многом на творчество французских «парнасцев», поэзия Маковского оставалась далека от модернистского «экстремизма»: «Г.Маковский менее всего — молниеносный зигзаг, хаос, разрушение, менее всего оргиаст и пророк. <...> Нарядная и красивая, поэзия его ясна, понятна, полна возвышенного раздумья и мечтательности, прозрачной и нежной» (Евг.Ляцкий // Вестник Европы. 1907. №7. С.384); по наблюдению А.А.Измайлова, Маковский внутри своего литературного течения принадлежит не к «безумцам дерзновения, отважным фантазерам», а к «осторожным и сдержанным систематизаторам, удаляющим ненужные обрезки крайностей и дающим стройность необузданным порывам первых» (Биржевые ведомости. Утренний вып. 1905. №8997. 26 авг.).
Тех же панэстетических взглядов Маковский придерживался и в своих художественно-критических выступлениях, составивших 3 книги «Страниц художественной критики» (1906-13). Отрицая традиции академизма и передвижничества, он приветствовал искания западноевропейских мастеров конца XIX в. и художников «Мира искусства», способствовавших возрождению самоценного творчества, движимого собственно живописными (а не идейно-описательными) задачами. Вместе с тем Маковский отрицательно относился и к новейшим «левым» тенденциям в искусстве — к авангардным течениям, в которых усматривал лишь «эстетическое дикарство»; свою точку зрения он сформулировал в книгах «Силуэты русских художников» (Прага, 1922) и «Последние итоги живописи» (Берлин, 1922).
В 1920-е в Чехословакии под редакцией Маковский готовился к печати капитальный труд «Русская живопись» в 4-х томах (изд. не было осуществлено). «Ретроспективизм» художественных вкусов и пристрастий Маковский сказывался в его чрезвычайно активной культурно-общественной деятельности: он — один из основателей и член редакционного комитета журнала «Старые годы» (1907-17), посвященного описанию художественных и архитектурных памятников прошлого, редактор журнала «Русская икона» (1914), в 1912 — организатор выставки «Сто лет французской живописи (1812-1912)» в Петербурге (за образцовое устройство выставки награжден орденом Почетного легиона), один из учредителей Общества защиты памятников искусства и старины и других начинаний.
Наиболее значительная из культурных инициатив Маковского — ежемесячный литературно-художественный журнал «Аполлон», выходивший в 1909-17 под его редакцией. Ставший одним из наиболее известных и авторитетных печатных органов «нового» искусства, журнал строил свою деятельность под знаком эстетического идеала «аполлонизма» — символа самоценного, свободного и «стройного» творчества, развивающего живые и плодотворные худож. традиции и решающего сугубо художественные задачи, в соответствии со строгими требованиями вкуса и «меры». Маковский выступал в «Аполлоне» главным образом как художественный критик; его руководство сказывалось, в частности, в том, что из года в год художественные материалы в журнале занимали все более господствующее место.
В 1918 Маковский из Крыма отбыл за границу, поселился в Праге, с 1925 — в Париже.
В 1926-32 Маковский — один из редакторов парижской газете «Возрождение» и заведующий ее литературно-художественным отделом, в последующие годы был председателем Объединения русских писателей в Париже и редактором изданных этим Объединением двух сборников «Встреча» (Париж, 1945).
В 1949 — один из основателей (вместе с Ириной Яссен) и председатель редакционной коллегии парижского издательства «Рифма», специализировавшегося на выпуске сборника поэтов Русского зарубежья. По свидетельству Ю.К.Терапиано, «в литературной жизни эмиграции, особенно в послевоенный период ее существования, Сергей Константинович играл большую роль. Он, во-первых, был "живым примером", "живой памятью" ушедших времен для послевоенного поколения новой и прежней эмиграции, хранителем журнальных традиций и обычаев, а особенно — чистоты русского языка <...> он до удивительности умел жить интересами сегодняшнего дня, не приспособлялся к современной атмосфере, а вместе с „младшими" переживал и крупные события литературной жизни и мелочи» (Терапиано Ю. - С.181).
В эмиграции Маковский активно выступает как поэт: 8 сборников его стихотворений, изданных в 1941-63, «дают право говорить о поэтическом ренессансе этого поэта <...> это его "Вечерние огни"» (Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С.391). Отличавшиеся прежним стремлением к «парнассическому» совершенству формы, логической, смысловой и стилевой строгости, стихи Маковского были выдержаны преимущественно в медитативно-элегической тональности; направленные к осмыслению и утверждению «божественного строя» бытия, они тяготели к передаче «исторгнутых из сердца тайнозвучий» в пластике ясных и точных словесных образов: свою творческую миссию Маковский формулирует в стихотворном цикле «Ars poetica» (1940), посвященном памяти Иннокентия Анненского: «Спеши облечь мгновенный трепет / в пылающие ризы слов, / души внимай волшебный лепет, / журчанье тайных родников. / И пусть на зов творящей муки / ответит лирная строфа, / словами вызывая звуки, / невоплотимые в слова» («Вечер». С.7).
В стихах Маковского с похвалой отмечали их традиционализм, чуждость экспериментаторским увлечениям, подчеркивали, что Маковский «трезвенно-мудро и с великой благодарностью принимает жизнь» (Иваск Ю. [Рец. на книгу Маковского «Еще страница»] // Опыты. Нью-Йорк, 1958. Кн.9. С.93); в то же время констатировали и определенную ограниченность его поэтического дарования: «...при всей его талантливости Маковскому чего-то не хватало, чтобы его стихи стали подлинной поэзией. У него был вкус, большие версификаторские способности, но над его поэтическим творчеством всегда ощущался налет риторики» (Бахрах А. — С.96).
Мемуарные и критико-аналитические очерки, посвященные семейным воспоминаниям, описанию встреч с известными деятелями русской культуры, а также осмыслению их творчества, собраны в двух книгах Маковского — «Портреты современников» (Нью-Йорк, 1955) и «На Парнасе "Серебряного века"» (Мюнхен, 1962), принадлежащих к числу наиболее значительных и содержательных источников по истории русской литературно-художественной жизни начала XX в.; замысел третьей мемуарной книги, в которую, в частности, должен был войти очерк «Николай Гумилев по личным воспоминаниям» (Новый журнал. Нью-Йорк. 1964. Кн.77), остался неосуществленным. Большинство очерков Маковского заключает в себе симбиоз собственно мемуарных зарисовок и аналитических эссе (авторское определение: «книга личных воспоминаний и критических разборов» — На Парнасе Серебряного века. С.9); создаваемые Маковским интеллектуальные портреты современников складываются из индивидуальных впечатлений и ретроспективных размышлений о делах и судьбах представителей «предреволюционного Парнаса».
Соч.:
Страницы художественной критики: Кн.1. СПб., 1906; 2-е изд. СПб., 1909; Кн.2. СПб., 1909; Кн.3. СПб., 1913;
Талашкино: Изделия мастерских кн. М.Кл.Тенишевой. СПб., 1905;
В.А.Серов: Очерк. Пг., 1915;
Графика М.В.Добужинского. Берлин, 1922 (текст Маковского и Ф.Ф.Нотгафта);
Народное искусство Подкарпатской Руси. Прага, 1925;
Вечер: Вторая книга стихов (1918-1940). Париж, [1941];
Somnium breve: стихи. Париж, 1948;
Год в усадьбе: стихи. Париж, 1949;
Круг и тень: Пятая книга стихов. Париж, 1951;
На пути земном: Шестая книга стихов. Париж, 1953;
В лесу: Седьмая книга стихов. Мюнхен, 1956;
Еще страница: Восьмая книга стихов: , 1957;
Requiem: Девятая книга стихов. Париж, 1963;
Письма к И.Чиннову. 1953-1961 // Новый журнал. Нью-Йорк, 1989. Кн.177;
Переписка В.И.Иванова с С.К.Маковским / подгот. текста Н.А.Богомолова и С.С.Гречишкина, вступ. статья Н.А.Богомолова, комм. Н.А.Богомолова и О.А.Кузнецовой // Новое литературное обозрение. 1994. №10 (Вячеслав Иванов. Материалы и публикации);
Силуэты русских художников. М., 1999;
Портреты современников / сост., подгот. текста и комм. Е.Г.Домогацкой, Ю.Н.Симоненко. М., 2000.
Лит.:
Злобин В.А. С.К.Маковский — поэт и человек // Возрождение. Париж, 1958. №79;
Анненков Ю. Дневник моих встреч. Нью-Йорк, 1966. Т.2. С.229-236. Переизд. М., 1991;
Вейдле В. О тех, кого уже нет. Сергей Маковский // Новое русское слово. 1977. 1 мая;
Анненский И.Ф. Письма к С.К.Маковскому / публ. А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1976 год. Л., 1978;
Шаховская 3. Рассказы. Статьи. Стихи. Париж, 1978. С.163-165;
Бахрах А. По памяти, по записям: Литературные портреты. Париж, 1980. С.94-98;
Корецкая И.В. «Аполлон» // Русская литература и журналистика начала XX в. 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984;
Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Париж; Нью-Йорк, 1987. С.181-186.
А.В.Лавров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|