Маковский Сергей Константинович
|
Другие персоны с фамилией Маковский
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 27.08 Кто родился в этот год 1877 |
[15(27).8.1877, Петербург — 13.5.1962, Париж]
— поэт, художественный критик, искусствовед, издатель, мемуарист.
Сын известного живописца К.Е.Маковского. После распада семьи (1893) жил с матерью Ю.П.Маковской
(урожденной Летковой).
В 1896 Маковский окончил Петербургское реальное училище Я.Г.Гуревича, в 1900 — естественное
отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С детских лет был
увлечен живописью, литературой и музыкой, с 1898 участвовал в собраниях «Мира искусства».
Дебютировал в печати статьей «В.М.Васнецов и Владимирский собор» (Мир Божий. 1898. №3), в
последующие годы сотрудничал в журналах «Новое дело», «Журнал для всех», «Искусство», «Трудовой
путь» и др., где помещал стих, и статьи о современном искусстве.
Первая книга Маковского «Собрание стихов» (1905), свидетельствовавшая о принадлежности автора к
символистской школе, примечательна также приверженностью к поэтической традиции «чистого
искусства», холодным эстетским устремлением к красоте слов и образов, формальному совершенству.
Ориентированная во многом на творчество французских «парнасцев», поэзия Маковского оставалась
далека от модернистского «экстремизма»: «Г.Маковский менее всего — молниеносный зигзаг, хаос,
разрушение, менее всего оргиаст и пророк. <...> Нарядная и красивая, поэзия его ясна, понятна, полна
возвышенного раздумья и мечтательности, прозрачной и нежной» (Евг.Ляцкий // Вестник Европы. 1907.
№7. С.384); по наблюдению А.А.Измайлова, Маковский внутри своего литературного течения
принадлежит не к «безумцам дерзновения, отважным фантазерам», а к «осторожным и сдержанным
систематизаторам, удаляющим ненужные обрезки крайностей и дающим стройность необузданным
порывам первых» (Биржевые ведомости. Утренний вып. 1905. №8997. 26 авг.).
Тех же панэстетических взглядов Маковский придерживался и в своих художественно-критических
выступлениях, составивших 3 книги «Страниц художественной критики» (1906-13). Отрицая традиции
академизма и передвижничества, он приветствовал искания западноевропейских мастеров конца XIX в. и
художников «Мира искусства», способствовавших возрождению самоценного творчества, движимого
собственно живописными (а не идейно-описательными) задачами. Вместе с тем Маковский отрицательно
относился и к новейшим «левым» тенденциям в искусстве — к авангардным течениям, в которых
усматривал лишь «эстетическое дикарство»; свою точку зрения он сформулировал в книгах «Силуэты
русских художников» (Прага, 1922) и «Последние итоги живописи» (Берлин, 1922).
В 1920-е в Чехословакии под редакцией Маковский готовился к печати капитальный труд «Русская
живопись» в 4-х томах (изд. не было осуществлено). «Ретроспективизм» художественных вкусов и
пристрастий Маковский сказывался в его чрезвычайно активной культурно-общественной деятельности:
он — один из основателей и член редакционного комитета журнала «Старые годы» (1907-17),
посвященного описанию художественных и архитектурных памятников прошлого, редактор журнала
«Русская икона» (1914), в 1912 — организатор выставки «Сто лет французской живописи (1812-1912)» в
Петербурге (за образцовое устройство выставки награжден орденом Почетного легиона), один из
учредителей Общества защиты памятников искусства и старины и других начинаний.
Наиболее значительная из культурных инициатив Маковского — ежемесячный
литературно-художественный журнал «Аполлон», выходивший в 1909-17 под его редакцией. Ставший
одним из наиболее известных и авторитетных печатных органов «нового» искусства, журнал строил свою
деятельность под знаком эстетического идеала «аполлонизма» — символа самоценного, свободного и
«стройного» творчества, развивающего живые и плодотворные худож. традиции и решающего сугубо
художественные задачи, в соответствии со строгими требованиями вкуса и «меры». Маковский выступал в
«Аполлоне» главным образом как художественный критик; его руководство сказывалось, в частности, в
том, что из года в год художественные материалы в журнале занимали все более господствующее место.
В 1918 Маковский из Крыма отбыл за границу, поселился в Праге, с 1925 — в Париже.
В 1926-32 Маковский — один из редакторов парижской газете «Возрождение» и заведующий ее
литературно-художественным отделом, в последующие годы был председателем Объединения русских
писателей в Париже и редактором изданных этим Объединением двух сборников «Встреча» (Париж, 1945).
В 1949 — один из основателей (вместе с Ириной Яссен) и председатель редакционной коллегии парижского
издательства «Рифма», специализировавшегося на выпуске сборника поэтов Русского зарубежья. По
свидетельству Ю.К.Терапиано, «в литературной жизни эмиграции, особенно в послевоенный период ее
существования, Сергей Константинович играл большую роль. Он, во-первых, был "живым примером",
"живой памятью" ушедших времен для послевоенного поколения новой и прежней эмиграции, хранителем
журнальных традиций и обычаев, а особенно — чистоты русского языка <...> он до удивительности умел
жить интересами сегодняшнего дня, не приспособлялся к современной атмосфере, а вместе с „младшими"
переживал и крупные события литературной жизни и мелочи» (Терапиано Ю. - С.181).
В эмиграции Маковский активно выступает как поэт: 8 сборников его стихотворений, изданных в 1941-63,
«дают право говорить о поэтическом ренессансе этого поэта <...> это его "Вечерние огни"» (Струве Г.
Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С.391). Отличавшиеся прежним стремлением к
«парнассическому» совершенству формы, логической, смысловой и стилевой строгости, стихи Маковского
были выдержаны преимущественно в медитативно-элегической тональности; направленные к осмыслению
и утверждению «божественного строя» бытия, они тяготели к передаче «исторгнутых из сердца
тайнозвучий» в пластике ясных и точных словесных образов: свою творческую миссию Маковский
формулирует в стихотворном цикле «Ars poetica» (1940), посвященном памяти Иннокентия Анненского:
«Спеши облечь мгновенный трепет / в пылающие ризы слов, / души внимай волшебный лепет, / журчанье
тайных родников. / И пусть на зов творящей муки / ответит лирная строфа, / словами вызывая звуки, /
невоплотимые в слова» («Вечер». С.7).
В стихах Маковского с похвалой отмечали их традиционализм, чуждость экспериментаторским увлечениям,
подчеркивали, что Маковский «трезвенно-мудро и с великой благодарностью принимает жизнь» (Иваск Ю.
[Рец. на книгу Маковского «Еще страница»] // Опыты. Нью-Йорк, 1958. Кн.9. С.93); в то же время
констатировали и определенную ограниченность его поэтического дарования: «...при всей его
талантливости Маковскому чего-то не хватало, чтобы его стихи стали подлинной поэзией. У него был
вкус, большие версификаторские способности, но над его поэтическим творчеством всегда ощущался
налет риторики» (Бахрах А. — С.96).
Мемуарные и критико-аналитические очерки, посвященные семейным воспоминаниям, описанию встреч с
известными деятелями русской культуры, а также осмыслению их творчества, собраны в двух книгах
Маковского — «Портреты современников» (Нью-Йорк, 1955) и «На Парнасе "Серебряного века"» (Мюнхен,
1962), принадлежащих к числу наиболее значительных и содержательных источников по истории русской
литературно-художественной жизни начала XX в.; замысел третьей мемуарной книги, в которую, в
частности, должен был войти очерк «Николай Гумилев по личным воспоминаниям» (Новый журнал.
Нью-Йорк. 1964. Кн.77), остался неосуществленным. Большинство очерков Маковского заключает в себе
симбиоз собственно мемуарных зарисовок и аналитических эссе (авторское определение: «книга личных
воспоминаний и критических разборов» — На Парнасе Серебряного века. С.9); создаваемые Маковским
интеллектуальные портреты современников складываются из индивидуальных впечатлений и
ретроспективных размышлений о делах и судьбах представителей «предреволюционного Парнаса».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх