|
Крандиевская Наталья Васильевна
[21.1 (2.2).1888, Москва — 17.9.1963, Ленинград]
— поэтесса.
Отец Крандиевской — публицист, издатель («Бюллетени литературы и жизни» и др.),
мать — А.Р.Крандиевская-Тархова, писательница. В доме, где жили родители, часто
собирались литераторы. В этой обстановке сама Крандиевская начала писать стихи
с 7 лет, печататься в московских журналах — с 13 лет. Ее творчество было
отмечено вниманием именитых современников. И.Бунин, когда Крандиевская принесла
ему свои стихи (1903), подчеркнув ряд недостатков, благословил 15-летнего
поэта: «Стихи у Вас все-таки с корешком. Писать будете. Я потому и браню Вас,
дорогой коллега» (Воспоминания. С.42). Впоследствии, в России и за границей,
Бунин продолжал высоко ценить творчество Крандиевской, считал ее любимой и
единственной своей ученицей. Стихи Крандиевской хвалили А.Блок и Ф.Сологуб,
отмечали А.Ахматова и К.Чуковский, выделяли среди других С.Маршак и О.Форш,
В.Шишков и К.Федин, из более молодых ее современников — Б.Слуцкий.
В семейном архиве сохранилась тетрадь ранних стихов Крандиевской, собранных ее
старшим братом (см.: Чернов А.- С.5).
В 1913 в издательстве К.Ф.Некрасова вышла первая книга лирики Крандиевской с
обложкой работы М.Добужинского (у него и Л.Бакста Крандиевская занималась в
студии). Книга была сочувственно встречена критикой, отметившей ум и
одаренность автора. Тем не менее Крандиевская не займет заслуженного места ни в
истории литературы, ни в сердцах широкого круга читателей. Когда в 1970-е
Крандиевскую как бы откроют заново, окажется, что даже вполне компетентные
исследователи знают ее творчество недостаточно. Отчасти повинна в этом была
жизнь, судьба Крандиевской — в ее мир, уже замужней женщины и матери, властно
вошла очень большая любовь.
В 1915 она связала свою судьбу с А.Толстым, в 1918 выехала с ним и детьми из
голодающей Москвы на Украину, а затем в эмиграцию — «многотрудное... странствие
по чужим землям, длившееся четыре года» (Воспоминания. С.139); в 1923 по
обоюдному желанию Крандиевская и А.Толстой вернулись на родину. Совместная
жизнь их продолжалась до 1935. Более чем 20 лет жизни Крандиевская были
заполнены одним: «Все силы были отданы семье и работе с мужем. Я была его
секретарем, советчиком, критиком, часто просто переписчиком. Я вела иностранную
корреспонденцию с издателями, подбирала нужные материалы к "Петру...", правила
корректуры, заполняла декларации фининспектора...» («Автобиография». Цит. по:
Чернов А.— С.8-9). Об этом и в стихах: «Так — целым миром пренебречь / для
одного тебя, чтоб тенью / у ног твоих покорно лечь» («Вечерний свет». С.23). На
этом основании в некоторых материалах о Крандиевской утверждается, что на все
время жизни с А.Толстым до его ухода из семьи Крандиевская перестала быть
поэтом. Это не так.
В 1919 в Одессе вышла вторая книга стихов Крандиевская, в 1922 в Берлине —
третья, в 1925 в Ленинграде — книга для детей «Звериная почта». Известно, что
Крандиевская написала ряд стихов для либретто оперы Ю.Шапорина «Декабристы».
Была, разумеется, и «придушенность» (определение самой Крандиевской)
собственного творчества во имя всепоглощающей радости служения столь любимой
семье, в которой росло уже четверо детей. Но все эти годы Крандиевская
продолжала писать детские стихи и песни, вела дневники. А.Толстой высоко ценил
поэтический дар Крандиевской, считал ее «настоящим поэтом и мастером» (Толстой
Д. Начало жизни // Нева. 1971. №1. С.26). Обаятельный облик ее нашел отражение
в характерах самых любимых героинь А.Толстого — сестер Кати и Даши Булавиных
(«Хождение по мукам»), в воспоминаниях родных и друзей. Сохранились 176 писем
А.Толстого к Крандиевской.
«Расхождение путей» Крандиевская пережила очень тяжело, но чудо любви и
благодарную память о ней пронесла вместе с болью до конца дней — об этом
Крандиевская вела разговор в удивительных по глубине психологизма, такта,
душевной красоты стихах, вышедших уже посмертно. Огонь огромного чувства,
озаривший молодость («Алексей — с гор вода...»), даже после ожога светил. Этот
«Вечерний свет» (название сб. 1972), мерцающий в собственно интимной лирике
(«Он не приходит перед сном», «Люби другую, с ней дели...», «Больше не будет
свидания...» и др.), не гаснет и в философских размышлениях о родной земле,
которая так много значила для обоих, о жизни и смерти, о месте человека в
мироздании, о связи времен, о природе, о творчестве, так зримо демонстрирующих
возможные пути воплощения традиций, органическую внутреннюю связь К. с любимым
поэтом Ф. Тютчевым.
Войну Крандиевская встретила в Ленинграде, провела неразлучно с родным городом
самые тяжкие его блокадные дни. Это тоже отразилось в стихах — цикле «В осаде»,
посвященном сыну-фронтовику. Эти стихи постигнет странная судьба. Книга
блокадной лирики Крандиевской «Дорога», уже набранная, в 1946 будет рассыпана
после доклада А.Жданова о журнале «Звезда» и «Ленинград», от нее останется
только обложка. Но, может быть, именно это спасло К. от более страшных
испытаний: тех ли, что выпали на долю «героев» доклада — А.Ахматовой и
М.Зощенко, или тех, которые Крандиевская не исключала для себя с 1930-х: «Лифт,
поднимаясь, гудит / Хлопнула дверь — не ко мне. / Слушаю долго гудки / Мимо
летящих машин...» Не случайно в семейном архиве хранится фото, на котором к
дому, где жила Крандиевская, подъезжает «черная Маруся» — милицейская, из НКВД,
машина. В результате непомерных переживаний от разлуки с А.Толстым Крандиевская
тяжело болела, к концу жизни ослепла.
Итак — три книги стихов в начале пути, три «этапных» книги посмертно, три
прекрасных сына, внуки (о них — тоже в стихах) — наверное, не так уж мало. И
все же имя поэтессы страдало от забвения. Крандиевская никогда не
воспользовалась «семейными связями» — ни самого А.Толстого, ни занимавших
позднее высокое положение в науке и искусстве сыновей для устройства своих
литературных дел. Но где-то в глубине души, очевидно, жила надежда на более
полный выход к читателям. Во всяком случае, в начале 1960-х она составила, по
сути дела, программу издания всего написанного ею, начиная с середины 1930-х,
расположив материал по циклам: «Разлука» (1935-38), «Виноградный лист»
(1938-40), «На озере Селигер» (1938-40), «В осаде» (1941-43), «Памяти
А.Н.Толстого» (1945-46), «Когда виден берег» (1946-57), «Венок сонетов. Ключ»
(1954), «Вечерний свет» (1958-61).
Крандиевская никогда не входила ни в какие поэтические группировки Серебряного
века — как И.Бунин и А.Толстой. Как и они, Крандиевская принадлежала к
«золотой» классической традиции. Ее поэтическое наследие не прочитано до конца.
Но без лучших ее стихов уже невозможно себе представить поэзию XX в. так же,
как без А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Соч.:
Стихотворения. М., 1913;
Стихи. Книга вторая. Одесса, 1919;
От лукавого. Книга стихов. М.; Берлин, 1922;
Звериная почта. Л., 1925;
Вечерний свет. Л., 1972;
Воспоминания. Л., 1977;
Стихотворения. М., 1985;
Дорога. М., 1985;
Грозовой венок: Стихи и поэма. СПб., 1992.
Лит.:
Мануйлов В. О Н.В.Крандиевской-Толстой // Крандиевская Н. Вечерний свет. Л.,
1972;
Иоффе С.А. Живут стихи. Иркутск, 1979;
Лидин В.Г. Каватина // Люди и встречи. М., 1980. С.123-125;
Крандиевский Ф.Ф. Рассказ об одном путешествии // Звезда. 1981. №1;
А.Н.Толстой. Материалы и исследования. М., 1985;
Катаев В. [Предисл.] // Крандиевская Н. Стихотворения. М., 1985;
Толстая М.А. Тихая музыка памяти // Нева. 1987. №7,8;
Глезер Л.А. Записки букиниста. М., 1989. С.200-203;
Чернов А. Утаенный подвиг Натальи Крандиевской // Крандиевская Н. Грозовой
свет. СПб., 1992. С.5-20.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|