|
Соколов Владимир Николаевич
[18.4.1928, г.Лихославль Калининской (ныне Тверская) обл.— 24.1.1997, Москва]
— поэт.
Отец — инженер, участник Великой Отечественной войны; мать — учительница; брат
матери, М.Я.Козырев (1892-1942), был известным в свое время советским
писателем, в молодости писал стихи (автор слов песни «Ты смотри, никому не
рассказывай...»).
Детство и отрочество Соколова прошли в родном городе. Он рано начал слагать
стихи: «...я с детства был уверен <...> что я писатель, а с отрочества — что я
поэт» (Самые мои стихи. М., 1995. С.3). Глубокий след в душе Соколова оставил
арест отца в канун войны и смерть репрессированного дяди, М.Я.Козырева, в
сталинском лагере. В начале Великой Отечественной войны Соколов находился на
полевых работах под Саратовом, в 1943 жил на Урале. Осенью 1944 приехал в
освобожденный от блокады Ленинград, пытался поступить в военно-морское училище.
В 1947 был принят в Москве в Литературный институт им. А.М.Горького, который
окончил в 1952. Занимался в семинаре В.В.Казина. Большинство студентов первого
курса были недавними фронтовиками. «Поэтому мысль, что делал я тогда (в войну.—
Ред.), ставшая постоянной, привела меня к стихотворению "Памяти товарища",
которое оказалось моим поэтическим паспортом и первым моим стихотворением»
(Самые мои стихи. С.3). Стихотворение «Памяти товарища» было опубликовано в
1948 в газете «Комсомольская правда». Как вспоминал Е.Евтушенко, Соколов
«вывел» своих сверстников, считавших его своим литературных предтечей, «к теме
войны, с точки зрения невоевавших» (Литературная газ. 1965. 28 дек.). Первый
сборник стихов Соколова «Утро в пути» (1953) составили в основном эпические
стихи о трудном военном детстве, эвакуации, напряженных буднях тыла («Мужская
школа», 1950; «Хлеб», 1957, и др.). Память о минувшем в лирике поэта выступает
как высшая и неизменная нравственная мера всего. Даже в сугубо интимных стихах
(«Как страшно с тобой расставаться...», 1969) ощутима эта военная мера:
«Прощай. Я в любви не прощаю, / Прощай, поминай обо мне. / Я помнить тебя
обещаю, / Как в юности, как на войне». «Утро в пути» одобрительно встретил
С.Щипачев (Литературная газета. 1954. 8 янв.).
Тема военной памяти у Соколова перерастала в лирическое утверждение красоты
окружающего мира. Стихотворение «Как я хочу, чтоб строчки эти...» (1948) (им
Соколов не раз открывал свои сборники) воспринималось как поэтическая
«программа» Соколова-лирика: «Как я хочу, чтоб строчки эти / Забыли, что они
слова, / А стали: небо, крыши, ветер, / Сырых бульваров дерева! / Чтоб из
распахнутой страницы, / Как из раскрытого окна, / Раздался свет, запели птицы,
/Дохнула жизни глубина» (1948).
В 1950-е Соколов много ездил по стране, побывал на молодежных стройках
(Куйбышевгидрострой, Каховка, Братская ГЭС, Эстония), посетил Молдавию,
Казахстан, Грузию («...Я ощутил себя в поколении»). Тесные творческие контакты
надолго связали Соколова с Болгарией (стихи «Старые церкви» и др.).
В начале 1950-х в поэзии Соколова происходит отказ от оптимистического взгляда
на мир. Поэт осознает трагическое несовершенство бытия.
В 1958 вышла вторая книга стихов Соколова «Трава под снегом», в названии
которой угадывалось состояние лирического героя, ждущего своей весны. В
сборнике были включены характерные для Соколова стихи: «Все прозрачно в мире —
это свойство...», «Из переулка — сразу в сон...», «Когда стреляют в воздух на
дуэли...» (все — 1956). В связи с выходом третьего сборника Соколова «На
солнечной стороне» (1961) А.Урбан писал: «Он окружающий мир обращает в свое
чувство». В ранней лирике Соколов складывается внутренняя тема его поэзии —
поиски гармонии между миром и человеком. Важный смысл в этом обретает «музыка»
— символ гармонии: «Спасибо, музыка, за то, / Что ты меня не оставляешь, / Что
ты лица не закрываешь / Себя не прячешь ни за что. / Спасибо, музыка, за то, /
Что ты единственное чудо, / Что ты душа, а не причуда, / Что для кого-то ты
ничто» («Спасибо, музыка, за то...», 1960). В стихах о природе («Цикады», 1963;
«Первый снег», 1965, и др.), наполненных радостным открытием первозданной
чистоты мира, Соколов — мастер в передаче тонкости ощущений, вещности,
предметности материального мира, ясности его линий и контуров: «Все прозрачно в
мире — это свойство / Голубых больших осенних дней, / Птиц охватывает
беспокойство: / Гнезда их становятся видней. / Все открыто пристальному взору —
/ Дно речное, паутинки нить. / Очень любит осень в эту пору / Отобрать,
отсеять, отцедить» («Все прозрачно в мире — это свойство...», 1956). В
пейзажной лирике прослеживаются устойчивые образы (дом, сад, дорога, след, снег
и др.). Снег (у Соколова много «снежных» названий стихотворений и сборников:
«Первый снег», «Новый снег», «Снег в сентябре») — некое исходное начало в
природной стихии в мире поэта. В любовной лирике, элегичной, напевной,
музыкальной, подкупающей благородной сдержанностью выражения чувств, снег
напоминает иную стихию — любовную.
К середине 1960-х Соколов обрел творческую зрелость; в это время выходят
известные поэтические книги: «Смена дней» (1965), «Разные годы» (1966),
значительная часть новых стихов вошла в книгу «Снег в сентябре» (1968), в
сборнике «Избранная лирика» (1967). В поэзию Соколова входит тема «малой
родины» («Звезда полей...» (1963); «У верховьев Волги» (1965); «Ростов
Великий...» (1965) и др.): «Хотел бы я долгие годы / На родине милой пожить, /
Любить ее светлые воды / И темные воды любить» («Хотел бы я долгие годы...»,
1963). Стихотворение Соколова «Звезда полей...» воспринимается как заповедь
верности Родине: «Звезда полей, звезда полей над отчим домом / И матери моей
печальная рука... / Осколок песни той вчера над тихим Доном / Из чуждых уст
настиг издалека. / И воцарился мир, забвенью не подвластный, / И воцарилась
даль — во славу ржи и льна...» В этом мироощущении Соколов близок к Н.Рубцову,
Ю.Кузнецову, Н.Тряпкину и др. В традиции, нравственном опыте прошлого Соколов
видит «врачующую» силу: «Вдали от всех парнасов, / От мелочных сует / Со мной
опять Некрасов / И Афанасий Фет. / Они со мной ночуют / В моем селе глухом. /
Они меня врачуют/ Классическим стихом» («Вдали от всех парнасов...», 1960).
В середине 1970-х Соколов выпускает книги «Четверть века» (1975), «Позднее
утро», «Городские стихи» (обе — 1977), «Спасибо, музыка» (1978). Мн. стихи
воспринимаются как сокровенная дума умудренного жизненным опытом человека.
«Живя перемеченным метой празднеств и бедствий», Соколов прошел «испытание
временем, испытание веком, испытание бременем и родным человеком». В подтексте
стихов угадывается боль пережитого. Они все больше окрашиваются элегической
интонацией. Лирика Соколова обретает новый настрой: «Не поддаваться времени, /
Его собою полнить / И даже в поздней темени / О том, что будем помнить. / Не
надо плакать, милая, / Ты наших поколений. / Стань домом, словом, силою /
Больших преодолений» («Ты плачешь в зимней темени...», 1971). Интонация
раздумья пронизывает и многие стихи, созданные в 1980-е. О тональности сб.
«Новые времена» (1986) говорят строчки открывающего книгу стих.: «Сумрак
зазеленевший, / Лиственный, тополиный. / Душу мою задевший, / Юный такой,
старинный, / Стань для одних свиданьем, / А для других хоть словом, / Помороси
о давнем, / Пошелести о новом» («Сумрак зазеленевший...»). Творческие искания
Соколова этих лет отразились в книгах «Долина» (1981), «Избранные произведения»
в 2-х томах (1981), «Стихотворения» (1983).
В лирике появляются элементы сказочного, фантастического. «Каждый поэт в душе
сюрреалист,— признавался позднее Соколов — Даже Гомер. Даже Пушкин. (Сон
Татьяны, скачущий всадник в «Медном всаднике» и т.д.) Другое дело, как он с
этой иррациональностью поступает. Без ирреальности, иррационального невозможно
поймать переход мгновения в вечность» (Посещение. М., 1992. С.102). В своих
исканиях Соколов остается верен «поэтике мгновения», придерживаясь ее и в
крупных жанрах — поэмах «Смена дней», 1960; «Улица», 1966; «Шадринск», 1967;
«Сюжет», 1976, построенных по принципу лирического цикла. Поэмы
«Александровский сад» (1984) и незавершенная «Алиби» являются, по определению
автора, «вольными» поэмами, где одновременно сосуществуют и лирика, и эпос, и
драма, и трагедия. В поэме «Пришелец» (1991) использованы элементы
фантастического. Придерживаясь классической традиции, Соколов следовал
программе: «В каждом уловленном часе или мгновении должна быть частица
вечности».
В последние годы Соколов выпустил два сборника стихов: «Посещение» (1992) и
«Самые мои стихи», последний составлен, по признанию поэта, «вдохновенно и
строго». В него вошли стихи, созданные почти за полвека работы в русской
литературе. Название сборника «Посещение» ассоциируется со строчками известного
стихотворения Ф.И.Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты
роковые...» Книга пронизана раздумьями поэта о трагическом состоянии эпохи,
зараженной духовным омертвением: «Я устал от двадцатого века, / От его
окровавленных рек. / И не надо мне прав человека — / Я давно уже не человек»
(«Я устал от двадцатого века...», 1988).
Соч.:
Избранные произведения: в 2 т. / предисл. Е.Евтушенко. М., 1981;
Четверть века: Избранные стихотворения. 1948-75 / вступ. статья В.Кожинова. М.,
1975;
Сюжет. Стихи и поэма. М., 1980;
Избранное. М., 1989;
Самые мои стихи. М., 1995;
Неповторимый венец: Стихотворения и поэмы. М., 1999;
Белые ветки России: Стихотворения. Поэмы. М., 2000.
Лит.:
Михайлов О. «Твой белый парус крепок...» // Дружба народов. 1969. №6;
Урбан А. Образ человека — образ времени. Л., 1971. С.302-311;
Пикач А.Н. Спасибо, век! // Сверстники: Сборник молодых критиков. М., 1980.
С.215-227;
Кожинов В.В. «Стихи должны быть как открытое окно» // Кожинов В. Статьи о
современной литературе. М., 1982. С.129-161;
Михайлов А.В. Портреты. М., 1983. С.312-341;
Чупринин С.И. Крупным планом. М., 1983. С.131-144;
Куняев С.С. «Дохнула жизни глубина» // О поэзии В. Соколова: Сборник молодых
критиков. М., 1985. С.207-217;
Македонов А.П. Свершения и кануны. М., 1985. С.270-283;
Запевалов В.Н. Поэзия Владимира Соколова // Литература в школе. 1989. №1.
С.45-53;
Библиографический указатель. Торжок, 1998;
Копытцева И.М. Поэзия В.Н.Соколова: К 75-летию со дня рождения: Книга для
учителя. Великий Новгород, 2003.
В.Н.Запевалов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|