|
Дангулов Савва Артемьевич (Артёмович)
[11(24).1.1912, Армавир - 26.8.1989, Москва]
— прозаик.
Родился в семье служащих, коренных кубанцев, детство и юность провел в родном городе. После окончания средней школы работал в местных газетах.
С 1934 публиковал не только в местной, но и в центральной печати характерные для 1930-х очерки о героях первых пятилеток, о полетах всемирно известных летчиков: В.Чкалова, М.Громова, В.Коккинаки, М.Водопьянова, В.Гризодубовой и др. Результатом журналистской работы Дангулов на строительстве Гизельдонской ГЭС (Северная Осетия) стала первая книга рассказов. Находясь в армии, Дангулов сотрудничал в военных газетах, в т.ч. в 1936 — в «Красной звезде». После окончания срока службы был направлен в отдел печати Наркомата иностранных дел — это стало началом работы Дангулов в дипломатической сфере, которая и определила основные литературные интересы писателя.
С началом Великой Отечественной войны Дангулов возвращается в «Красную звезду» в качестве корреспондента на Западном, Калининском, Южном и Воронежском фронтах (1941-43).
В 1943 отозван на дипломатическую работу (1943-49). В послевоенные годы работает первым секретарем посольства СССР в Бухаресте, затем — советником по прессе и культурным контактам.
В 1957 на этом материале была написана повесть «Игнат Лоба в Румынии». Более трех десятилетий Дангулов ведет серьезную литературно-организационную работу: сначала в качестве заместителя редактора журнала «Иностранная литература» (1955-69), затем — более 20 лет — на посту главного редактора журнала «Советская литература» (на иностранные языки).
Критика советских лет выделяла в художественном творчестве Дангулов две взаимосвязанные темы — ленинскую и «дипломатическую». Ленинская тема, начатая в рассказах и повестях (многие из них были собраны в книге «Ленин разговаривает с Америкой», 1961), получила развитие в романах «Дипломаты» (1966) и «Заутреня в Рапалло» (1983), повести «Тропа» (1965), пьесе «Признание» (1970), в написанном в соавторстве с М.Г.Папава сценарии историко-биографического фильма «На одной планете» (1965) и др. Эта тема достаточно органически вписывалась в характерное для ряда произведений 1960-х «возвращение» к Ленину, связанное с верой в возможность построения «социализма с человеческим лицом» (не только лениниана М.Шагинян, но и повесть Э.Казакевича «Синяя тетрадь», поэма А.Вознесенского «Лонжюмо» и мн. др.). В этом ряду оказался и интерес к личностям А.Р.Вильямса, Г.Уэллса, Б.Шоу и в особенности молодого американского публициста Джона Рида, автора книги о революции «Десять дней, которые потрясли мир». Рассказ Дангулова «Друг» и написанная позднее книга о Д.Риде вполне коррелировали с популярной инсценировкой романа в Театре на Таганке (1965).
Однако основным, что вызвало в свое время значительный интерес читателей к Дангулову-прозаику, стало, по мнению критики, «активное освоение им новых аспектов международной темы». Дангулов обращался и к фигурам предреволюционной России: такова пьеса «Неподсудный Горчаков» (1973), и экскурсы в историю в других книгах. Действие пьесы происходит в 1860-70-е — в этом художественном времени основными героями являются братья Б.Н. и В.Н.Чичерины (последний — отец советского дипломата Г.В.Чичерина, одного из героев ряда других произведений Дангулов). Героем, объединившим два пласта времени, стал канцлер А.М.Горчаков, соученик Пушкина по лицею, упоминаемый им в ряде стих, и писем. Автор воспринимает своего героя через призму известной формулы Канта: «Характер состоит из способности действовать согласно принципам» (эти слова Дангулов сделал эпиграфом к первой редакции пьесы).
Большинство дипломатических сюжетов Дангулова относится к первым шагам на международной арене молодой Советской страны и к разнообразным аспектам того, что в военные и послевоенные годы носило в политике и в литературе название «борьбы за мир». Особой известностью пользовались романы Дангулова «Дипломаты» (1966) — о сложной борьбе вокруг заключения в 1918 Брестского договора, трилогия «Кузнецкий мост» (1972-79) — о советской дипломатии периода Второй мировой войны, ее важной роли в создании антигитлеровской коалиции и в открытии второго фронта, а также роман «Заутреня в Рапалло» (1983), который раскрывал историю Генуэзской конференции 1922. Не случайно, готовя на рубеже 1970-80-х собрание сочинений в 5 т., Дангулов включил в него только именно эти три романа, а также своеобразную творческую историю их — «Разыскания. Из книги "Пятнадцать дорог на Эгль"» (1-е изд. этой книги, посвященной поэзии поиска, сбора документальных исторических материалов было более кратким и называлось «Двенадцать дорог на Эгль»). Позднее, написав в 1983 роман «Государева почта» (о секретной дипломатической миссии, возглавляемой молодым американским дипломатом Буллитом), а также роман «Братина» (1986), автор связал их с «Заутреней в Рапалло» сюжетообразующим героем — молодым человеком первых лет революции — Сергеем Цветовым. После объединения трилогия получила название «Братина. Триптих».
Многое из того, о чем писал Дангулов, кратко и в самых общих чертах было известно. Но автор посвятил своих читателей и во многие сокрытые в недрах архивов или памяти участников событий. Доступ к таким материалам могли получить или те, кто лично присутствовал при дипломатических диалогах, или особо приближенные к верхам государственной политики люди. Дангулов был и тем, и другим. Он не просто пересказывал события, вошедшие в дипломатические летописи и тайны политических кулис, которые достаточно долго оставались для литературы заповедными, а стремился разработать драматически напряженные сюжеты, старался раскрыть внутренние истоки того или иного решения или поступка как героев, реально существовавших в истории (Г.Чичерин, В.Литвинов, В.Боровский, А.Коллонтай, Черчилль, Рузвельт и др.), так и вымышленных. Его роман «Кузнецкий мост» — не серия беллетризованных иллюстраций истории, но «художественное произведение со своими законами воплощения характеров, с элементами вымысла в тех местах книги, где развиваются перипетии индивидуальных судеб», где есть «правда документа, помноженная на правду личного свидетельства» (Павловский А. — С.165). Особой удачей романа явился выбор сюжетообразующих героев: Егор Бардин, Бекетовы и др. Их судьбы позволили автору показать дипломатическую жизнь в ее основных ракурсах — Наркомат иностранных дел, посольство, печать. Сумел показать Дангулов и проблемы семьи, дома с его укладом, традициями, не всегда простыми отношениями. В свете исторических сдвигов в общественном сознании рубежа XX—XXI вв. многие моменты в произведениях Дангулова требуют серьезных комментариев, а часто и осмысления с новых позиций. Но есть в произведениях Дангулова и страницы, прямо связывающие их с событиями нашего времени. Так, роман «Заутреня в Рапалло» интересен не только, как отмечала критика периода перестройки, перекличкой двух «разрядок» — 1920-х и 1970-х, но и предчувствием, по определению Н.Федоренко, «крутого излома» в исторических судьбах народов Востока и Запада. Своеобразно проецируется на современность и фигура знаменитого норвежского ученого и путешественника Нансена, чья общественная деятельность была направлена на борьбу с бедствиями, вызванными военными катаклизмами. В романе «Государева почта» речь идет о том, что в последние годы получило название «гуманитарной помощи», а роль Нансена как «всемирного посредника» прямо перекликается с некоторыми аспектами совр. деятельности инспекторов ООН.
Значительно менее заметными на фоне политических романов Дангулова оказались другие его произведения. Ряд его рассказов и повестей был написан на материале совр. и прошлой жизни родного Дангулов степного Кавказа: «Крутина», «Мужик», «Запах семян» и др. Прототипом героя повести «Учитель словесности» Астахова стал преподаватель школы, в которой учился Дангулов,— Н.В.Очаповский, человек, одержимый любовью к своей профессии, сыгравший большую роль и в выборе судьбы самого Дангулова. Размышления писателя о литературе и литераторах, о взаимосвязи и взаимовлиянии искусств, о специфике труда писателя-историка отразились не только в книге «Пятнадцать дорог на Эгль», но и в многочисленных статьях и рецензиях Дангулова. Итоговой в этом отношении стала последняя книга Дангулова — «Художники. Литературные портреты» (1987). Герои ее — зарубежные и советские писатели: М.Шолохов и А.Толстой, К.Симонов и К.Чуковский, Р.Гамзатов и К.Кулиев, Б.Шоу, Г.Уэллс, Н.Саррот, А. Моравиа и др. На равных в книге присутствуют и художники: М.Шагал, О.Верейский, Е.Моисеенко, А.Мыльников, Т.Салахов и др.
Соч.:
СС: в 5 т. М., 1982-84;
Неподсудный Горчаков // Театр. 1973. №8;
Учитель словесности: повести и рассказы. М., 1974;
Пятнадцать дорог на Эгль. М., 1975;
Легендарный Джон Рид / соавт. А.С.Дангулов. М., 1978;
Новый посол: рассказы, повести. М., 1985;
В доме на Пятницкой [воспоминания о встречах с редактором журнала «Иностранная литература»] // Иностранная литература. 1985. №7;
В те далекие близкие годы // Новый мир. 1985. №5;
Братина. Триптих. М., 1986;
Художники. Литературные портреты. М., 1987.
Лит.:
Агаров Н. Поиск и открытие // Звезда. 1970. №1;
Павловский А. Стратегия борьбы за мир // Нева. 1975. № 11;
Ортенберг Д. Время не властно: писатели на фронте. М., 1975. С.257-269;
Баруздин С. Люди и книги: литературные заметки. М., 1978. С.190-197;
Чан Динь Ши. Время и художественный мир писателя... // Вопросы русской литературы. Львов. 1979. Вып.1 (33);
Федоренко Н. Роман в движении. Заметки о книгах С.Дангулова // Вопросы литературы. 1980. №8;
Федоренко Н. Роман в движении. Заметки о книгах С.Дангулова // Федоренко Н. Мысли и образ. М., 1985. С.317-341;
Семибратова И.В. Подлинный голос истории // Знамя. 1984. №4;
Зборовец И. Русская советская историко-революционная драматургия 1970-80-х. Харьков, 1990. С.46-47, 83-85.
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|