AZ-libr.ру

информационный портал





Дангулов Савва Артемьевич
[24.01.1912-26.08.1989]

  Другие персоны с фамилией Дангулов
Другие персоны с именем Савва
Кто родился в этот день 24.01
Кто родился в этот год 1912

       [11(24).1.1912, Армавир - 26.8.1989, Москва]
       — прозаик.
       Родился в семье служащих, коренных кубанцев, детство и юность провел в родном городе. После окончания средней школы работал в местных газетах.
       С 1934 публиковал не только в местной, но и в центральной печати характерные для 1930-х очерки о героях первых пятилеток, о полетах всемирно известных летчиков: В.Чкалова, М.Громова, В.Коккинаки, М.Водопьянова, В.Гризодубовой и др. Результатом журналистской работы Дангулов на строительстве Гизельдонской ГЭС (Северная Осетия) стала первая книга рассказов. Находясь в армии, Дангулов сотрудничал в военных газетах, в т.ч. в 1936 — в «Красной звезде». После окончания срока службы был направлен в отдел печати Наркомата иностранных дел — это стало началом работы Дангулов в дипломатической сфере, которая и определила основные литературные интересы писателя.
       С началом Великой Отечественной войны Дангулов возвращается в «Красную звезду» в качестве корреспондента на Западном, Калининском, Южном и Воронежском фронтах (1941-43).
       В 1943 отозван на дипломатическую работу (1943-49). В послевоенные годы работает первым секретарем посольства СССР в Бухаресте, затем — советником по прессе и культурным контактам.
       В 1957 на этом материале была написана повесть «Игнат Лоба в Румынии». Более трех десятилетий Дангулов ведет серьезную литературно-организационную работу: сначала в качестве заместителя редактора журнала «Иностранная литература» (1955-69), затем — более 20 лет — на посту главного редактора журнала «Советская литература» (на иностранные языки).
       Критика советских лет выделяла в художественном творчестве Дангулов две взаимосвязанные темы — ленинскую и «дипломатическую». Ленинская тема, начатая в рассказах и повестях (многие из них были собраны в книге «Ленин разговаривает с Америкой», 1961), получила развитие в романах «Дипломаты» (1966) и «Заутреня в Рапалло» (1983), повести «Тропа» (1965), пьесе «Признание» (1970), в написанном в соавторстве с М.Г.Папава сценарии историко-биографического фильма «На одной планете» (1965) и др. Эта тема достаточно органически вписывалась в характерное для ряда произведений 1960-х «возвращение» к Ленину, связанное с верой в возможность построения «социализма с человеческим лицом» (не только лениниана М.Шагинян, но и повесть Э.Казакевича «Синяя тетрадь», поэма А.Вознесенского «Лонжюмо» и мн. др.). В этом ряду оказался и интерес к личностям А.Р.Вильямса, Г.Уэллса, Б.Шоу и в особенности молодого американского публициста Джона Рида, автора книги о революции «Десять дней, которые потрясли мир». Рассказ Дангулова «Друг» и написанная позднее книга о Д.Риде вполне коррелировали с популярной инсценировкой романа в Театре на Таганке (1965).
       Однако основным, что вызвало в свое время значительный интерес читателей к Дангулову-прозаику, стало, по мнению критики, «активное освоение им новых аспектов международной темы». Дангулов обращался и к фигурам предреволюционной России: такова пьеса «Неподсудный Горчаков» (1973), и экскурсы в историю в других книгах. Действие пьесы происходит в 1860-70-е — в этом художественном времени основными героями являются братья Б.Н. и В.Н.Чичерины (последний — отец советского дипломата Г.В.Чичерина, одного из героев ряда других произведений Дангулов). Героем, объединившим два пласта времени, стал канцлер А.М.Горчаков, соученик Пушкина по лицею, упоминаемый им в ряде стих, и писем. Автор воспринимает своего героя через призму известной формулы Канта: «Характер состоит из способности действовать согласно принципам» (эти слова Дангулов сделал эпиграфом к первой редакции пьесы).
       Большинство дипломатических сюжетов Дангулова относится к первым шагам на международной арене молодой Советской страны и к разнообразным аспектам того, что в военные и послевоенные годы носило в политике и в литературе название «борьбы за мир». Особой известностью пользовались романы Дангулова «Дипломаты» (1966) — о сложной борьбе вокруг заключения в 1918 Брестского договора, трилогия «Кузнецкий мост» (1972-79) — о советской дипломатии периода Второй мировой войны, ее важной роли в создании антигитлеровской коалиции и в открытии второго фронта, а также роман «Заутреня в Рапалло» (1983), который раскрывал историю Генуэзской конференции 1922. Не случайно, готовя на рубеже 1970-80-х собрание сочинений в 5 т., Дангулов включил в него только именно эти три романа, а также своеобразную творческую историю их — «Разыскания. Из книги "Пятнадцать дорог на Эгль"» (1-е изд. этой книги, посвященной поэзии поиска, сбора документальных исторических материалов было более кратким и называлось «Двенадцать дорог на Эгль»). Позднее, написав в 1983 роман «Государева почта» (о секретной дипломатической миссии, возглавляемой молодым американским дипломатом Буллитом), а также роман «Братина» (1986), автор связал их с «Заутреней в Рапалло» сюжетообразующим героем — молодым человеком первых лет революции — Сергеем Цветовым. После объединения трилогия получила название «Братина. Триптих».
       Многое из того, о чем писал Дангулов, кратко и в самых общих чертах было известно. Но автор посвятил своих читателей и во многие сокрытые в недрах архивов или памяти участников событий. Доступ к таким материалам могли получить или те, кто лично присутствовал при дипломатических диалогах, или особо приближенные к верхам государственной политики люди. Дангулов был и тем, и другим. Он не просто пересказывал события, вошедшие в дипломатические летописи и тайны политических кулис, которые достаточно долго оставались для литературы заповедными, а стремился разработать драматически напряженные сюжеты, старался раскрыть внутренние истоки того или иного решения или поступка как героев, реально существовавших в истории (Г.Чичерин, В.Литвинов, В.Боровский, А.Коллонтай, Черчилль, Рузвельт и др.), так и вымышленных. Его роман «Кузнецкий мост» — не серия беллетризованных иллюстраций истории, но «художественное произведение со своими законами воплощения характеров, с элементами вымысла в тех местах книги, где развиваются перипетии индивидуальных судеб», где есть «правда документа, помноженная на правду личного свидетельства» (Павловский А. — С.165). Особой удачей романа явился выбор сюжетообразующих героев: Егор Бардин, Бекетовы и др. Их судьбы позволили автору показать дипломатическую жизнь в ее основных ракурсах — Наркомат иностранных дел, посольство, печать. Сумел показать Дангулов и проблемы семьи, дома с его укладом, традициями, не всегда простыми отношениями. В свете исторических сдвигов в общественном сознании рубежа XX—XXI вв. многие моменты в произведениях Дангулова требуют серьезных комментариев, а часто и осмысления с новых позиций. Но есть в произведениях Дангулова и страницы, прямо связывающие их с событиями нашего времени. Так, роман «Заутреня в Рапалло» интересен не только, как отмечала критика периода перестройки, перекличкой двух «разрядок» — 1920-х и 1970-х, но и предчувствием, по определению Н.Федоренко, «крутого излома» в исторических судьбах народов Востока и Запада. Своеобразно проецируется на современность и фигура знаменитого норвежского ученого и путешественника Нансена, чья общественная деятельность была направлена на борьбу с бедствиями, вызванными военными катаклизмами. В романе «Государева почта» речь идет о том, что в последние годы получило название «гуманитарной помощи», а роль Нансена как «всемирного посредника» прямо перекликается с некоторыми аспектами совр. деятельности инспекторов ООН.
       Значительно менее заметными на фоне политических романов Дангулова оказались другие его произведения. Ряд его рассказов и повестей был написан на материале совр. и прошлой жизни родного Дангулов степного Кавказа: «Крутина», «Мужик», «Запах семян» и др. Прототипом героя повести «Учитель словесности» Астахова стал преподаватель школы, в которой учился Дангулов,— Н.В.Очаповский, человек, одержимый любовью к своей профессии, сыгравший большую роль и в выборе судьбы самого Дангулова. Размышления писателя о литературе и литераторах, о взаимосвязи и взаимовлиянии искусств, о специфике труда писателя-историка отразились не только в книге «Пятнадцать дорог на Эгль», но и в многочисленных статьях и рецензиях Дангулова. Итоговой в этом отношении стала последняя книга Дангулова — «Художники. Литературные портреты» (1987). Герои ее — зарубежные и советские писатели: М.Шолохов и А.Толстой, К.Симонов и К.Чуковский, Р.Гамзатов и К.Кулиев, Б.Шоу, Г.Уэллс, Н.Саррот, А. Моравиа и др. На равных в книге присутствуют и художники: М.Шагал, О.Верейский, Е.Моисеенко, А.Мыльников, Т.Салахов и др.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 16:02:16 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"