Дангулов Савва Артемьевич
|
Другие персоны с фамилией Дангулов
Другие персоны с именем Савва Кто родился в этот день 24.01 Кто родился в этот год 1912 |
[11(24).1.1912, Армавир - 26.8.1989, Москва]
— прозаик.
Родился в семье служащих, коренных кубанцев, детство и юность провел в родном городе. После
окончания средней школы работал в местных газетах.
С 1934 публиковал не только в местной, но и в центральной печати характерные для 1930-х очерки о
героях первых пятилеток, о полетах всемирно известных летчиков: В.Чкалова, М.Громова, В.Коккинаки,
М.Водопьянова, В.Гризодубовой и др. Результатом журналистской работы Дангулов на строительстве
Гизельдонской ГЭС (Северная Осетия) стала первая книга рассказов. Находясь в армии, Дангулов
сотрудничал в военных газетах, в т.ч. в 1936 — в «Красной звезде». После окончания срока службы был
направлен в отдел печати Наркомата иностранных дел — это стало началом работы Дангулов в
дипломатической сфере, которая и определила основные литературные интересы писателя.
С началом Великой Отечественной войны Дангулов возвращается в «Красную звезду» в качестве
корреспондента на Западном, Калининском, Южном и Воронежском фронтах (1941-43).
В 1943 отозван на дипломатическую работу (1943-49). В послевоенные годы работает первым секретарем
посольства СССР в Бухаресте, затем — советником по прессе и культурным контактам.
В 1957 на этом материале была написана повесть «Игнат Лоба в Румынии». Более трех десятилетий
Дангулов ведет серьезную литературно-организационную работу: сначала в качестве заместителя
редактора журнала «Иностранная литература» (1955-69), затем — более 20 лет — на посту главного
редактора журнала «Советская литература» (на иностранные языки).
Критика советских лет выделяла в художественном творчестве Дангулов две взаимосвязанные темы —
ленинскую и «дипломатическую». Ленинская тема, начатая в рассказах и повестях (многие из них были
собраны в книге «Ленин разговаривает с Америкой», 1961), получила развитие в романах «Дипломаты»
(1966) и «Заутреня в Рапалло» (1983), повести «Тропа» (1965), пьесе «Признание» (1970), в написанном в
соавторстве с М.Г.Папава сценарии историко-биографического фильма «На одной планете» (1965) и др.
Эта тема достаточно органически вписывалась в характерное для ряда произведений 1960-х
«возвращение» к Ленину, связанное с верой в возможность построения «социализма с человеческим лицом»
(не только лениниана М.Шагинян, но и повесть Э.Казакевича «Синяя тетрадь», поэма А.Вознесенского
«Лонжюмо» и мн. др.). В этом ряду оказался и интерес к личностям А.Р.Вильямса, Г.Уэллса, Б.Шоу и в
особенности молодого американского публициста Джона Рида, автора книги о революции «Десять дней,
которые потрясли мир». Рассказ Дангулова «Друг» и написанная позднее книга о Д.Риде вполне
коррелировали с популярной инсценировкой романа в Театре на Таганке (1965).
Однако основным, что вызвало в свое время значительный интерес читателей к Дангулову-прозаику,
стало, по мнению критики, «активное освоение им новых аспектов международной темы». Дангулов
обращался и к фигурам предреволюционной России: такова пьеса «Неподсудный Горчаков» (1973), и
экскурсы в историю в других книгах. Действие пьесы происходит в 1860-70-е — в этом художественном
времени основными героями являются братья Б.Н. и В.Н.Чичерины (последний — отец советского
дипломата Г.В.Чичерина, одного из героев ряда других произведений Дангулов). Героем, объединившим
два пласта времени, стал канцлер А.М.Горчаков, соученик Пушкина по лицею, упоминаемый им в ряде
стих, и писем. Автор воспринимает своего героя через призму известной формулы Канта: «Характер
состоит из способности действовать согласно принципам» (эти слова Дангулов сделал эпиграфом к первой
редакции пьесы).
Большинство дипломатических сюжетов Дангулова относится к первым шагам на международной арене
молодой Советской страны и к разнообразным аспектам того, что в военные и послевоенные годы носило в
политике и в литературе название «борьбы за мир». Особой известностью пользовались романы
Дангулова «Дипломаты» (1966) — о сложной борьбе вокруг заключения в 1918 Брестского договора,
трилогия «Кузнецкий мост» (1972-79) — о советской дипломатии периода Второй мировой войны, ее
важной роли в создании антигитлеровской коалиции и в открытии второго фронта, а также роман
«Заутреня в Рапалло» (1983), который раскрывал историю Генуэзской конференции 1922. Не случайно,
готовя на рубеже 1970-80-х собрание сочинений в 5 т., Дангулов включил в него только именно эти три
романа, а также своеобразную творческую историю их — «Разыскания. Из книги "Пятнадцать дорог на
Эгль"» (1-е изд. этой книги, посвященной поэзии поиска, сбора документальных исторических материалов
было более кратким и называлось «Двенадцать дорог на Эгль»). Позднее, написав в 1983 роман
«Государева почта» (о секретной дипломатической миссии, возглавляемой молодым американским
дипломатом Буллитом), а также роман «Братина» (1986), автор связал их с «Заутреней в Рапалло»
сюжетообразующим героем — молодым человеком первых лет революции — Сергеем Цветовым. После
объединения трилогия получила название «Братина. Триптих».
Многое из того, о чем писал Дангулов, кратко и в самых общих чертах было известно. Но автор посвятил
своих читателей и во многие сокрытые в недрах архивов или памяти участников событий. Доступ к таким
материалам могли получить или те, кто лично присутствовал при дипломатических диалогах, или особо
приближенные к верхам государственной политики люди. Дангулов был и тем, и другим. Он не просто
пересказывал события, вошедшие в дипломатические летописи и тайны политических кулис, которые
достаточно долго оставались для литературы заповедными, а стремился разработать драматически
напряженные сюжеты, старался раскрыть внутренние истоки того или иного решения или поступка как
героев, реально существовавших в истории (Г.Чичерин, В.Литвинов, В.Боровский, А.Коллонтай, Черчилль,
Рузвельт и др.), так и вымышленных. Его роман «Кузнецкий мост» — не серия беллетризованных
иллюстраций истории, но «художественное произведение со своими законами воплощения характеров, с
элементами вымысла в тех местах книги, где развиваются перипетии индивидуальных судеб», где есть
«правда документа, помноженная на правду личного свидетельства» (Павловский А. — С.165). Особой
удачей романа явился выбор сюжетообразующих героев: Егор Бардин, Бекетовы и др. Их судьбы
позволили автору показать дипломатическую жизнь в ее основных ракурсах — Наркомат иностранных
дел, посольство, печать. Сумел показать Дангулов и проблемы семьи, дома с его укладом, традициями, не
всегда простыми отношениями. В свете исторических сдвигов в общественном сознании рубежа XX—XXI вв.
многие моменты в произведениях Дангулова требуют серьезных комментариев, а часто и осмысления с
новых позиций. Но есть в произведениях Дангулова и страницы, прямо связывающие их с событиями
нашего времени. Так, роман «Заутреня в Рапалло» интересен не только, как отмечала критика периода
перестройки, перекличкой двух «разрядок» — 1920-х и 1970-х, но и предчувствием, по определению
Н.Федоренко, «крутого излома» в исторических судьбах народов Востока и Запада. Своеобразно
проецируется на современность и фигура знаменитого норвежского ученого и путешественника Нансена,
чья общественная деятельность была направлена на борьбу с бедствиями, вызванными военными
катаклизмами. В романе «Государева почта» речь идет о том, что в последние годы получило название
«гуманитарной помощи», а роль Нансена как «всемирного посредника» прямо перекликается с некоторыми
аспектами совр. деятельности инспекторов ООН.
Значительно менее заметными на фоне политических романов Дангулова оказались другие его
произведения. Ряд его рассказов и повестей был написан на материале совр. и прошлой жизни родного
Дангулов степного Кавказа: «Крутина», «Мужик», «Запах семян» и др. Прототипом героя повести
«Учитель словесности» Астахова стал преподаватель школы, в которой учился Дангулов,—
Н.В.Очаповский, человек, одержимый любовью к своей профессии, сыгравший большую роль и в выборе
судьбы самого Дангулова. Размышления писателя о литературе и литераторах, о взаимосвязи и
взаимовлиянии искусств, о специфике труда писателя-историка отразились не только в книге
«Пятнадцать дорог на Эгль», но и в многочисленных статьях и рецензиях Дангулова. Итоговой в этом
отношении стала последняя книга Дангулова — «Художники. Литературные портреты» (1987). Герои ее —
зарубежные и советские писатели: М.Шолохов и А.Толстой, К.Симонов и К.Чуковский, Р.Гамзатов и
К.Кулиев, Б.Шоу, Г.Уэллс, Н.Саррот, А. Моравиа и др. На равных в книге присутствуют и художники:
М.Шагал, О.Верейский, Е.Моисеенко, А.Мыльников, Т.Салахов и др.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх