  | 
 
Браун Николай Леопольдович
       
[2(15).1.1902 (по др. сведениям — 16(28).11.1900), с.Парахино Тульской губ.— 
12.11.1975, Ленинград]  
       
— поэт. 
       
Род Браунов идет из австрийской Богемии (ныне Чехия), откуда во второй половине 
XIX в. переселился в Россию дед будущего поэта, капельмейстер Викентий 
Христофор Браун. Родившийся в семье сельского учителя, окончивший Орловскую 
гимназию, Николай, уже помышлявший о литературной карьере, в 1919 отправился в 
Петроград. Там испытывает множество профессий: санитара «Скорой помощи», 
пожарного, агента управления по постройке железной дороги, делопроизводителя 
при газете «Красный путь»... Сыграл как профессиональный актер около 20 ролей в 
театре при знаменитой «Вилле Родэ». 
       
В 1921 поступил в Педагогический институт им. А.И.Герцена, который окончил, 
обучаясь с перерывами, в 1929. Одновременно учился в институте истории 
искусств. Стал активным деятелем литературного объединения педагогического 
института «Мастерская слова» (наряду с М.Комиссаровой, Н.Вагнером, Г.Сорокиным 
и др.) и одним из создателей студенческого машинописного журнала «Мысль», где в 
№1 рядом расположились стихи его и Н.Заболоцкого (1922). Близко знал 
Н.Гумилева, Н.Клюева; выносил тело С.Есенина из гостиницы «Англетер». 
       
В 1923 Браун вошел в инициативную группу при журнале «Красный студент», где и 
состоялась первая публикация его стихов «Моя песня повенчана с Севером...» 
(№2-3). Известность молодому поэту принесло стих. «Россия», напечатанное в 
одном из первых номеров журнала «Звезда» (1924. №2). После появления первой 
книги стихов Брауна «Мир и мастер» (издание автора, 1926) творческая активность 
его усиливается. Он входит в группу «Содружество», нацеленную на 
совершенствование художественного мастерства (из поэтов там были 
Вс.Рождественский, М.Фроман, М.Комиссарова), в 1930 — в группу «Ленинград» 
(А.Прокофьев, А.Гитович, Б.Лихарев, В.Саянов), склонную к поэтической агитации 
в массах.  
       
В 1928 тайно обвенчался с поэтессой М.Комиссаровой, ставшей его спутницей до 
конца дней. В составе литературной бригады побывал на Украине (1929). Постоянно 
выступает на литературных дискуссиях, становится членом оргкомитета Союза 
советских писателей, делегатом его I съезда, где выступает с докладом (1934). 
       
Во время Великой Отечественной войны Браун сотрудничал в газете «Красный 
Балтийский флот», создал множество публицистических и сатирических стихов, 
песен, либретто оперы «Севастопольцы» (совм. с С.Спасским, композитором 
М.Ковалем). Участвовал в героическом переходе кораблей Балтийского флота из 
Таллина в Кронштадт, проявив исключительное мужество (см. его «Поэму похода» // 
Звезда. 1982. №1, а также: Филиппов Г.— С.104-107). Образцом мемориального 
искусства стали тексты Б. для братских могил Серафимовского кладбища в 
Ленинграде (напр.: «Здесь мертвые спокойны за живых»). В послевоенные годы 
жизнь Брауна не отличалась яркими событиями. Он заведует отделом поэзии ж. 
«Звезда», руководит при нем литературным объединением (там обретают поэтический 
голос А.Кушнер, В.Соснора, А.Городницкий и др.). Печатается постоянно. 
Переводит с украинского и белорусского. Но последние годы жизни омрачаются 
трагическими обстоятельствами и личного, и мировоззренческого характера: арест 
и осуждение в 1969 сына, православного поэта-монархиста. Самый сильный и 
драматический цикл Брауна «Скорбные строки» с посвящением «моему сыну, 
политическому заключенному брежневской эпохи», до сих пор полностью не 
опубликован (см.: Григорян В. Поэт-монярхист Николай Браун // Вера. 2003. 
№23-24). 
       
Творчество Брауна претерпело заметную эволюцию. В стихах 1920-х (книги «Мир и 
мастер», «Новый круг», 1928) тема преодоления изначальной косности мира усилием 
творческого созидания реализовывалась в модернистском ключе при торжестве 
романтического пафоса. Чувствуются разные влияния — от Н.Тихонова до К.Вагинова 
и О.Мандельштама; от Б.Пастернака до раннего Н.Заболоцкого. Собственно 
«броуновское» начало охарактеризовал позднее Вс.Рождественский: перед нами поэт 
«ясно выраженного "звукового" типа — как бывают поэты изобразительного, 
"зрительного" склада» (цит. по: Филиппов Г.— С.60). По выражению самого Брауна, 
«риторический вымах», декларативное начало торжествовали в его стихах 1920-х. 
Здесь зори сплетаются в узел, костяные звезды обозначаются в небе; у солнц 
ощущается «невесомая поступь», поэт чувствует «запах молоточный» и «тесный хор 
кустов и площадей». Образную ткань стихов формирует рациональный 
экспрессионизм. 
       
В сборнике «Действие словом» (1932) доминирует традиция Маяковского, 
органически Брауном не усвоенная. Стихотворная публицистика на политическую 
«злобу дня» («Речь к безработным Германии», «Краткая история Красной Армии» и 
т.п.) свидетельствовала: «социальному заказу» Брауну чужд. Это подтвердила и 
его поэма о Баварской республике «Мюнхен» (1933). Зато в 1930-е обнаружилась 
тяга к лирике философского раздумья, к постижению органической целостности мира 
(«Гриф», «Тютчев», «Осенний лист упал на колею...»). В интимной лирике 
раскрылось сполна и песенное дарование поэта («Ты уйдешь. Будет северный 
май...», «В глубине ночного сада...» и др.). В военные годы оно будет связано 
преимущественно с патриотической темой; про «Песню гнева» (композитор Б.Гольц) 
Д.Шостакович скажет: «Какая мощь! Какой драматизм! Это же произведение 
вагнеровской силы!» (см.: Филиппов Г.— С.114). Особого успеха Браун достиг в 
эти годы в жанре лирического монолога (цикл «Письма с войны»; стихи «Ярославна» 
— одно из лучших вольных переложений из «Слова о полку Игореве»). 
       
В послевоенное десятилетие героем лирики Брауна становится природа, а это не 
отвечало идеологической доктрине тех лет, когда поощрялись стихотворная 
политическая публицистика и эпические поэмы о возрождении страны. «Уйдя в 
тень», Браун заново родился в конце 1950-х. Со сборником «Живопись» (1963) 
(затем — «Я жгу костер», 1966; «Вехи времени», 1971) стал складываться новый 
мир поэта, родственный не Маяковскому, а Есенину, и направленный не на волевое 
преобразование мира, а на постижение глубинных тайн бытия. Знаменательно 
название первого раздела книги «Вехи времени» — «Родники». «Риторический вымах» 
сохранился в этих стихах, но он вместил в себя лирическую тонкость. Все 
увиденное и прочувствованное — шорох трав, трепет лунной выси, знобкая 
рассветная роса — заносится в открытую тетрадь, и мир кажется сказочной птицей, 
прилетевшей из детства и наконец-то пойманной поэтом («Среди природы я — как 
летописец...»). Вершиной творчества Брауна стала его предсмертная книга, 
которая так и называлась: «К вершине века» (1975). Здесь произошел качественный 
скачок из душевности в духовность, когда пережитое предельно концентрируется в 
слове прямом, даже порой аскетичном и твердящем об одном: о трагической сути 
бытия («Слова мои стали костром...», «Дон Кихот», «Когда я говорю с самим 
собой...», «Память» и др.).
 
Соч.: 
       
Стихотворения. Л, 1933;  
       
Стихотворения. Л., 1968. (Б-ка советской поэзии); Избранное: в 2 т. Л., 1972;  
       
На невских берегах. Л., 1986.
 
Лит.:
       
Тихонов Н. Ленинградские поэты // Литературная учеба. 1934. №6. С.56-59;  
       
Васильева И. Слышать время // Звезда. 1962. №9. С.196-200;  
       
Соловьев Б. Мастер и воин // Нева. 1973. №5. С.185-190;  
       
Антокольский П. Николай Браун // Антокольский П. Путевой журнал писателя. М., 
1976. С.235-240;  
       
Филиппов Г. Николай Браун: Жизнь и поэзия. Л., 1981.
 
Г.В.Филиппов 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
 
Оглавление | Все источники 
 | 
 
 
 
 
 
 |