Браун Николай Леопольдович
|
Другие персоны с фамилией Браун
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 15.01 Кто родился в этот год 1902 |
[2(15).1.1902 (по др. сведениям — 16(28).11.1900), с.Парахино Тульской губ.—
12.11.1975, Ленинград]
— поэт.
Род Браунов идет из австрийской Богемии (ныне Чехия), откуда во второй половине
XIX в. переселился в Россию дед будущего поэта, капельмейстер Викентий
Христофор Браун. Родившийся в семье сельского учителя, окончивший Орловскую
гимназию, Николай, уже помышлявший о литературной карьере, в 1919 отправился в
Петроград. Там испытывает множество профессий: санитара «Скорой помощи»,
пожарного, агента управления по постройке железной дороги, делопроизводителя
при газете «Красный путь»... Сыграл как профессиональный актер около 20 ролей в
театре при знаменитой «Вилле Родэ».
В 1921 поступил в Педагогический институт им. А.И.Герцена, который окончил,
обучаясь с перерывами, в 1929. Одновременно учился в институте истории
искусств. Стал активным деятелем литературного объединения педагогического
института «Мастерская слова» (наряду с М.Комиссаровой, Н.Вагнером, Г.Сорокиным
и др.) и одним из создателей студенческого машинописного журнала «Мысль», где в
№1 рядом расположились стихи его и Н.Заболоцкого (1922). Близко знал
Н.Гумилева, Н.Клюева; выносил тело С.Есенина из гостиницы «Англетер».
В 1923 Браун вошел в инициативную группу при журнале «Красный студент», где и
состоялась первая публикация его стихов «Моя песня повенчана с Севером...»
(№2-3). Известность молодому поэту принесло стих. «Россия», напечатанное в
одном из первых номеров журнала «Звезда» (1924. №2). После появления первой
книги стихов Брауна «Мир и мастер» (издание автора, 1926) творческая активность
его усиливается. Он входит в группу «Содружество», нацеленную на
совершенствование художественного мастерства (из поэтов там были
Вс.Рождественский, М.Фроман, М.Комиссарова), в 1930 — в группу «Ленинград»
(А.Прокофьев, А.Гитович, Б.Лихарев, В.Саянов), склонную к поэтической агитации
в массах.
В 1928 тайно обвенчался с поэтессой М.Комиссаровой, ставшей его спутницей до
конца дней. В составе литературной бригады побывал на Украине (1929). Постоянно
выступает на литературных дискуссиях, становится членом оргкомитета Союза
советских писателей, делегатом его I съезда, где выступает с докладом (1934).
Во время Великой Отечественной войны Браун сотрудничал в газете «Красный
Балтийский флот», создал множество публицистических и сатирических стихов,
песен, либретто оперы «Севастопольцы» (совм. с С.Спасским, композитором
М.Ковалем). Участвовал в героическом переходе кораблей Балтийского флота из
Таллина в Кронштадт, проявив исключительное мужество (см. его «Поэму похода» //
Звезда. 1982. №1, а также: Филиппов Г.— С.104-107). Образцом мемориального
искусства стали тексты Б. для братских могил Серафимовского кладбища в
Ленинграде (напр.: «Здесь мертвые спокойны за живых»). В послевоенные годы
жизнь Брауна не отличалась яркими событиями. Он заведует отделом поэзии ж.
«Звезда», руководит при нем литературным объединением (там обретают поэтический
голос А.Кушнер, В.Соснора, А.Городницкий и др.). Печатается постоянно.
Переводит с украинского и белорусского. Но последние годы жизни омрачаются
трагическими обстоятельствами и личного, и мировоззренческого характера: арест
и осуждение в 1969 сына, православного поэта-монархиста. Самый сильный и
драматический цикл Брауна «Скорбные строки» с посвящением «моему сыну,
политическому заключенному брежневской эпохи», до сих пор полностью не
опубликован (см.: Григорян В. Поэт-монярхист Николай Браун // Вера. 2003.
№23-24).
Творчество Брауна претерпело заметную эволюцию. В стихах 1920-х (книги «Мир и
мастер», «Новый круг», 1928) тема преодоления изначальной косности мира усилием
творческого созидания реализовывалась в модернистском ключе при торжестве
романтического пафоса. Чувствуются разные влияния — от Н.Тихонова до К.Вагинова
и О.Мандельштама; от Б.Пастернака до раннего Н.Заболоцкого. Собственно
«броуновское» начало охарактеризовал позднее Вс.Рождественский: перед нами поэт
«ясно выраженного "звукового" типа — как бывают поэты изобразительного,
"зрительного" склада» (цит. по: Филиппов Г.— С.60). По выражению самого Брауна,
«риторический вымах», декларативное начало торжествовали в его стихах 1920-х.
Здесь зори сплетаются в узел, костяные звезды обозначаются в небе; у солнц
ощущается «невесомая поступь», поэт чувствует «запах молоточный» и «тесный хор
кустов и площадей». Образную ткань стихов формирует рациональный
экспрессионизм.
В сборнике «Действие словом» (1932) доминирует традиция Маяковского,
органически Брауном не усвоенная. Стихотворная публицистика на политическую
«злобу дня» («Речь к безработным Германии», «Краткая история Красной Армии» и
т.п.) свидетельствовала: «социальному заказу» Брауну чужд. Это подтвердила и
его поэма о Баварской республике «Мюнхен» (1933). Зато в 1930-е обнаружилась
тяга к лирике философского раздумья, к постижению органической целостности мира
(«Гриф», «Тютчев», «Осенний лист упал на колею...»). В интимной лирике
раскрылось сполна и песенное дарование поэта («Ты уйдешь. Будет северный
май...», «В глубине ночного сада...» и др.). В военные годы оно будет связано
преимущественно с патриотической темой; про «Песню гнева» (композитор Б.Гольц)
Д.Шостакович скажет: «Какая мощь! Какой драматизм! Это же произведение
вагнеровской силы!» (см.: Филиппов Г.— С.114). Особого успеха Браун достиг в
эти годы в жанре лирического монолога (цикл «Письма с войны»; стихи «Ярославна»
— одно из лучших вольных переложений из «Слова о полку Игореве»).
В послевоенное десятилетие героем лирики Брауна становится природа, а это не
отвечало идеологической доктрине тех лет, когда поощрялись стихотворная
политическая публицистика и эпические поэмы о возрождении страны. «Уйдя в
тень», Браун заново родился в конце 1950-х. Со сборником «Живопись» (1963)
(затем — «Я жгу костер», 1966; «Вехи времени», 1971) стал складываться новый
мир поэта, родственный не Маяковскому, а Есенину, и направленный не на волевое
преобразование мира, а на постижение глубинных тайн бытия. Знаменательно
название первого раздела книги «Вехи времени» — «Родники». «Риторический вымах»
сохранился в этих стихах, но он вместил в себя лирическую тонкость. Все
увиденное и прочувствованное — шорох трав, трепет лунной выси, знобкая
рассветная роса — заносится в открытую тетрадь, и мир кажется сказочной птицей,
прилетевшей из детства и наконец-то пойманной поэтом («Среди природы я — как
летописец...»). Вершиной творчества Брауна стала его предсмертная книга,
которая так и называлась: «К вершине века» (1975). Здесь произошел качественный
скачок из душевности в духовность, когда пережитое предельно концентрируется в
слове прямом, даже порой аскетичном и твердящем об одном: о трагической сути
бытия («Слова мои стали костром...», «Дон Кихот», «Когда я говорю с самим
собой...», «Память» и др.).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх