AZ-libr.ру

информационный портал





Ильина Наталья Иосифовна [19.05.1914-19.01.1994]

Ильина Наталья Иосифовна
       [6(19).5.1914, Петербург — 19.1.1994, Москва]
       — прозаик, критик, фельетонист и пародист, автор мемуаров.
       Родилась в дворянской семье (мать — из старинного дворянского рода Воейковых): прадед — герой войны 1812, дед — ученый и журналист, соратник И.Аксакова, дядя — известный ученый-географ, друг Ю.Шокальского и Д.Менделеева. Мать, Елена Дмитриевна, окончила Бестужевские курсы, знала несколько языков, впоследствии занималась преподаванием и переводами Отец, Иосиф Сергеевич, потомственный морской офицер, окончил Петербургский морской корпус (его предок был героем Чесменского сражения), но после Цусимы, в знак протеста против позора русского флота, ушел в артиллерию. Первую мировую войну закончил подполковником. В Гражданскую войну отец Ильиной — убежденный сторонник белогвардейского движения, отступая с захватываемых большевиками территорий, увозил с собой семью — из Самары в Екатеринбург, Омск, Иркутск, наконец, в Харбин (1920). Ильина получила образование в одной из лучших харбинских школ, училась на Ориентальном факультете Харбинского института ориентальных и коммерческих наук (1932-36), где ее мать преподавала английский яз. Одновременно Ильина принимала активное участие в работе Харбинской театральной студии, которую основала известная артистка из круга К.Станиславского — Е.Корнакова.
       Не закончив институт, Ильина переезжает в Шанхай, работает в эмигрантской газете «Шанхайская заря», впервые публикует серию фельетонов под псевдонимом Мисс Пэн. Вскоре Ильина с несколькими товарищами по работе принимает участие в создании русской еженедельной газете «Шанхайский базар». Это был, по ее определению, «веселый и злой журнальчик», в работе которого участвовал ряд известных русских эмигрантов, в т.ч. А.Вертинский, с которым Ильина познакомилась и даже подружилась в газете «Шанхайская заря».
       С нападением Германии на Советский Союз Ильина все больше проникается патриотическими настроениями. «Шанхайский базар» начинает враждовать с инакомыслящими эмигрантскими изданиями и организациями, подвергается преследованиям полиции и в 1941 прекращает свое существование. С этого же года Ильина начинает сотрудничать в Шанхайском отделении ТАСС и печатается в эмигрантском издании советской ориентации — газете «Новая жизнь». Из публикаций этого времени Ильина позднее составила свою первую книгу «Иными глазами. Очерки шанхайской жизни» (1946), которую К.Чуковский находил даже более интересной, чем ее творчество последних лет.
       В 1947 Ильина вернулась в СССР. После сравнительно недолгой жизни в Казани (снимала угол и работала стенографисткой) она перебралась в Москву, поступила, по рекомендации К.Симонова, в Литературный институт им. М.Горького, правда, только на заочное отделение (1948-53), но и это дало ей возможность профессионально заниматься литературным трудом. В СССР Ильина печатается с 1950 — в журнале «Новый мир», «Крокодил» выходят ее фельетоны, сатирические рецензии, подрабатывает она в «Новом мире» и литературным консультантом. О своей работе в «Новом мире» под руководством А.Твардовского Ильина позднее расскажет в статье «Мои продолжительные уроки» («Огонек». 1988.№ 17).
       Настоящая известность приходит к Ильиной после «хрущевской оттепели», когда все большее количество журналов и газет публикует ее едкие и остроумные фельетоны, статьи, высмеивающие разного рода негативные явления в государственной и литературной жизни: шпиономанию, многочисленные нелепости быта («День рождения», 1960; «Белогорская крепость», 1968; «Автомобильный психоз», 1985, и др.), демагогические, лживые и лицемерные публикации о несуществующих «завоеваниях», в частности, колхозного строя, обилие «секретарской литературы», которую неимоверными тиражами плодили, используя свое служебное положение, «номенклатурные творцы», закрывая дорогу талантливым и нужным читателям книгам («К вопросу о традициях и новаторстве в жанре "дамской повести"», 1963; «Сомнительная свежесть» и «Сказки Брянского леса», обе — 1966; «Литература и массовый тираж...», 1969, и др.). Особой известностью пользовались ее сатирические произведения, опубликованные в «Новом мире»,— острого пера Ильиной больше всего боялись те, кто, по ее выражению, «боролся за право писать плохо». Начиная с 1960-х сатирические произведения Ильиной выходят отдельными книгами: «Внимание: опасность!» (1960); «Смех — дело серьезное» (1963); «Что-то тут не клеится» (1968); «Тут все написано» и «Светящиеся табло» (обе — 1971) и др.
       В 1979 наиболее известные статьи, фельетоны и пародии Ильина объединила в сборнике сатирической прозы «Белогорская крепость», в 1991 — в сборнике статей и фельетонов «Власть тьмы» (статья, давшая название всей книге,— «"Плоды просвещения", или "Власть тьмы"» — представляет собой блестящий сатирический разбор школьного учебника по советской литературе 1989).
       По мнению критики, главная книга Ильиной — автобиографический роман «Возвращение» (1-я кн.— 1957, после этого Ильина была принята в СП СССР, 2-я кн.- 1965; в 1969 обе книги вышли отдельным изд.). Роман вызвал очень большой читательский интерес, это было практически первое, ставшее широко известным произведение о Русском зарубежье, написанное на основе собственного опыта. Читатели и критики ждали продолжения в том же духе. Правда, сама Ильина как-то обмолвилась, что в «беллетристике ей выше среднего уровня не подняться», поэтому она возвращается к сатире, но ведь по-настоящему талантливые люди, как правило, скромны в самооценках. Сатирические произведения Ильина пользовались большим успехом — их очень высоко ценили люди, чье мнение для Ильиной (да и не только для нее) было наивысшим критерием оценки — А.Ахматова, К.Чуковский и др. К.Чуковский книгу Ильиной «Внимание: опасность!» назвал «краткой энциклопедией советской литературы».
       Причина «отказа» от продолжения романных традиций была в другом. По свидетельству друзей, Ильина роман «Возвращение» «не очень любила и старалась не переиздавать» (Литературная газета. 1994. №4. 26 янв.). В нем слишком силен был критический пафос в отношении к прошлому и слишком безоглядна вера в то, что она надеялась обрести на родине и что оказалось мифом. «В эту страну я приехала, уверенная в том, что знаю, куда еду, а затем — где нахожусь и вообще прекрасно во всем разбираюсь. Друзья мои и я, выросшие за рубежом, верили советской печати, а иностр. и эмигрантской не верили. И мы считали: можно, и находясь вдали от страны, ее понимать. Достаточно изучать классиков марксизма, читать советскую прессу... и все тебе будет ясно. На невежестве основанная самоуверенность постепенно исчезала»,— напишет Ильина позднее («Дороги и судьбы». С. 327).
       Подлинное понимание того, что происходит в жизни родной земли, совпало у Ильиной, с детства владевшей высокой культурой общения, с появлением новых друзей, как из старшего поколения, так и более молодых (А.Ахматова, К. и Л.Чуковские, А.Твардовский, Б.Можаев, Ю.Трифонов, Г.Бакланов, Н.Толстой, Б.Ахмадулина и др.). Самым близким другом и мужем ее стал выдающийся русский лингвист профессор А.А.Реформатский.
       На протяжении ряда лет Ильина печатала в периодике отрывки из автобиографической прозы, воспоминания о тех людях, за встречи с которыми она была благодарна судьбе, а временами — и печальные строки прощания. Подобно сатирической прозе, отдельные «узлы» этих сюжетов тоже начинали складываться в книги — «Судьбы. Из давних встреч» (1980), «Дороги. Автобиографическая проза» (1983).
       В 1985 появилась итоговая книга мемуаров Ильиной — «Дороги и судьбы», где все ранее опубликованные и новые материалы были соединены воедино. За 5 лет книга была издана три раза и стала подлинно классическим произведением мемуаристики советского периода. Известный литературовед Л.Я.Гинзбург говорила о Ильиной, что ей удалось «воссоздать человеческую прелесть и необычность тех, о ком она писала» так, что «осенний холод пробрал...» (Литературная газета. 2000. №23).
       Ильина писала и о «знаменитостях», и просто о родных и близких людях. Их дороги и судьбы складывались в историю, отражали неповторимое время, являли собой уникальные уроки жизни. Ильина не пыталась анализировать творчество А.Ахматовой, она интересна ей как явление художественной жизни, важен масштаб ее личности, увиденной именно в контексте истории культуры. Поэт «от акмеизма», названного О.Мандельштамом «тоской по мировой культуре», поэт, в творчестве которого современные исследователи видят «культурные слои» от державинского, пушкинского до нервалианского, а рядом — просвеченная этим же лучом мировой культуры русская семья с многовековыми традициями подлинной интеллигентности: бабушка, с ее удивительными письмами (глубочайший патриотизм и человечность, выраженные в удивительном русском языке, унаследованном внучкой), мать, пафосом всей жизни которой стало непрекращающееся в самых тяжелых условиях общение с высочайшими интеллектуальными и нравственными ценностями и передача этого пафоса идущим вослед. «Человеку, развившему свой интеллект, легче переносить невзгоды, ибо обеспечен тыл, куда можно уйти. Жизнь не удалась, рухнуло то и рухнуло это, но остаются книги, музыка, живопись, и тот, кто умеет этим наслаждаться, выстоит, не пропадет. "Пока есть книги, жизнь еще хороша!" — писала мать в своем дневнике. Этот тыл она стремилась обеспечить и дочерям». Главной книгой Ильиной, возможно, была автобиографическая проза с ее мастерским сочетанием документальности и художественности. Ильина никогда не вела дневников, но делала короткие заметки в настольном календаре, записи на отдельных листках, складывая их в папки,— вдруг пригодятся. После ее смерти на столе осталась последняя неразобранная папка — наброски к ненаписанному роману «Второе возвращение», жанровые зарисовки, фрагменты давних записей. М.Тимофеева в предисловии к публикации «Из последней папки» подвела итог: «Все, что она написала во всех жанрах, напоминает о том, что есть цели, от которых нельзя отрекаться: достоинство, внутренняя свобода, естественность и здравый смысл». А в статье, опубликованной через несколько дней после некролога, друзья подчеркивали, что Ильина «...была из тех редких людей, которые оказывают воздействие не только на узкий круг знакомых, но и на духовный климат всего общества». (Литературная газета. 1994. №4).

Соч.:
       Иными глазами: Очерки шанхайской жизни. Шанхай, 1945;
       Внимание: опасность!: Литературные фельетоны и пародии. П., 1960;
       Не надо оваций! М., 1964;
       Что-то тут не клеится: Фельетоны. М, 1968;
       Возвращение: роман. Кн. 1 и 2. М, 1969;
       Тут все написано М., 1971;
       Светящиеся табло: Фельетоны разных лет. М., 1971;
       Почему мы вернулись на Родину: сб. М, 1987. С.189-197;
       Белогорская крепость: Сатирическая проза 1955-85. М., 1989;
       Власть тьмы: Статьи и фельетоны М., 1991;
       Дороги и судьбы: Автобиографическая проза. М., 1991;
       Из последней папки: Записи разных лет. 1957-93 // Литературная газета. 2000. №23. 7, 13 июня.

Лит.:
       Рощин М. Долгие дни возвращения // Новый мир. 1966. №5,
       Грекова И. Разветвление дорог. // Октябрь. 1983. №10;
       Киреев Р. Обретение лада // Знамя. 1985. №11;
       Иванова Т. Наталья, Ольга, Мариетта // В мире книг. 1986. №12,
       Биуль-Зидгинидзе Н. Литературная критика журнал «Новый мир» А.Т.Твардовского М., 1996;
       Ахмадулина Б., Бакланов Г., Можоев Б. Памяти Н.Ильиной // Литературная газета. 1994 №4, 26 янв.;
       Тимофеева Н. Вступительная заметка к публикации «Из последней папки» // Литературная газета. 2002. №23. 7-13 июля.

К.Ф.Бикбулатова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:41:50 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"