Ильина Наталья Иосифовна
|
Другие персоны с фамилией Ильина
Другие персоны с именем Наталья Кто родился в этот день 19.05 Кто родился в этот год 1914 |
[6(19).5.1914, Петербург — 19.1.1994, Москва]
— прозаик, критик, фельетонист и пародист, автор мемуаров.
Родилась в дворянской семье (мать — из старинного дворянского рода Воейковых): прадед — герой войны
1812, дед — ученый и журналист, соратник И.Аксакова, дядя — известный ученый-географ, друг
Ю.Шокальского и Д.Менделеева. Мать, Елена Дмитриевна, окончила Бестужевские курсы, знала
несколько языков, впоследствии занималась преподаванием и переводами Отец, Иосиф Сергеевич,
потомственный морской офицер, окончил Петербургский морской корпус (его предок был героем
Чесменского сражения), но после Цусимы, в знак протеста против позора русского флота, ушел в
артиллерию. Первую мировую войну закончил подполковником. В Гражданскую войну отец Ильиной —
убежденный сторонник белогвардейского движения, отступая с захватываемых большевиками
территорий, увозил с собой семью — из Самары в Екатеринбург, Омск, Иркутск, наконец, в Харбин (1920).
Ильина получила образование в одной из лучших харбинских школ, училась на Ориентальном факультете
Харбинского института ориентальных и коммерческих наук (1932-36), где ее мать преподавала английский
яз. Одновременно Ильина принимала активное участие в работе Харбинской театральной студии, которую
основала известная артистка из круга К.Станиславского — Е.Корнакова.
Не закончив институт, Ильина переезжает в Шанхай, работает в эмигрантской газете «Шанхайская заря»,
впервые публикует серию фельетонов под псевдонимом Мисс Пэн. Вскоре Ильина с несколькими
товарищами по работе принимает участие в создании русской еженедельной газете «Шанхайский базар».
Это был, по ее определению, «веселый и злой журнальчик», в работе которого участвовал ряд известных
русских эмигрантов, в т.ч. А.Вертинский, с которым Ильина познакомилась и даже подружилась в газете
«Шанхайская заря».
С нападением Германии на Советский Союз Ильина все больше проникается патриотическими
настроениями. «Шанхайский базар» начинает враждовать с инакомыслящими эмигрантскими изданиями и
организациями, подвергается преследованиям полиции и в 1941 прекращает свое существование. С этого
же года Ильина начинает сотрудничать в Шанхайском отделении ТАСС и печатается в эмигрантском
издании советской ориентации — газете «Новая жизнь». Из публикаций этого времени Ильина позднее
составила свою первую книгу «Иными глазами. Очерки шанхайской жизни» (1946), которую К.Чуковский
находил даже более интересной, чем ее творчество последних лет.
В 1947 Ильина вернулась в СССР. После сравнительно недолгой жизни в Казани (снимала угол и работала
стенографисткой) она перебралась в Москву, поступила, по рекомендации К.Симонова, в Литературный
институт им. М.Горького, правда, только на заочное отделение (1948-53), но и это дало ей возможность
профессионально заниматься литературным трудом. В СССР Ильина печатается с 1950 — в журнале
«Новый мир», «Крокодил» выходят ее фельетоны, сатирические рецензии, подрабатывает она в «Новом
мире» и литературным консультантом. О своей работе в «Новом мире» под руководством А.Твардовского
Ильина позднее расскажет в статье «Мои продолжительные уроки» («Огонек». 1988.№ 17).
Настоящая известность приходит к Ильиной после «хрущевской оттепели», когда все большее количество
журналов и газет публикует ее едкие и остроумные фельетоны, статьи, высмеивающие разного рода
негативные явления в государственной и литературной жизни: шпиономанию, многочисленные нелепости
быта («День рождения», 1960; «Белогорская крепость», 1968; «Автомобильный психоз», 1985, и др.),
демагогические, лживые и лицемерные публикации о несуществующих «завоеваниях», в частности,
колхозного строя, обилие «секретарской литературы», которую неимоверными тиражами плодили,
используя свое служебное положение, «номенклатурные творцы», закрывая дорогу талантливым и
нужным читателям книгам («К вопросу о традициях и новаторстве в жанре "дамской повести"», 1963;
«Сомнительная свежесть» и «Сказки Брянского леса», обе — 1966; «Литература и массовый тираж...»,
1969, и др.). Особой известностью пользовались ее сатирические произведения, опубликованные в
«Новом мире»,— острого пера Ильиной больше всего боялись те, кто, по ее выражению, «боролся за право
писать плохо». Начиная с 1960-х сатирические произведения Ильиной выходят отдельными книгами:
«Внимание: опасность!» (1960); «Смех — дело серьезное» (1963); «Что-то тут не клеится» (1968); «Тут все
написано» и «Светящиеся табло» (обе — 1971) и др.
В 1979 наиболее известные статьи, фельетоны и пародии Ильина объединила в сборнике сатирической
прозы «Белогорская крепость», в 1991 — в сборнике статей и фельетонов «Власть тьмы» (статья, давшая
название всей книге,— «"Плоды просвещения", или "Власть тьмы"» — представляет собой блестящий
сатирический разбор школьного учебника по советской литературе 1989).
По мнению критики, главная книга Ильиной — автобиографический роман «Возвращение» (1-я кн.— 1957,
после этого Ильина была принята в СП СССР, 2-я кн.- 1965; в 1969 обе книги вышли отдельным изд.).
Роман вызвал очень большой читательский интерес, это было практически первое, ставшее широко
известным произведение о Русском зарубежье, написанное на основе собственного опыта. Читатели и
критики ждали продолжения в том же духе. Правда, сама Ильина как-то обмолвилась, что в
«беллетристике ей выше среднего уровня не подняться», поэтому она возвращается к сатире, но ведь
по-настоящему талантливые люди, как правило, скромны в самооценках. Сатирические произведения
Ильина пользовались большим успехом — их очень высоко ценили люди, чье мнение для Ильиной (да и не
только для нее) было наивысшим критерием оценки — А.Ахматова, К.Чуковский и др. К.Чуковский книгу
Ильиной «Внимание: опасность!» назвал «краткой энциклопедией советской литературы».
Причина «отказа» от продолжения романных традиций была в другом. По свидетельству друзей, Ильина
роман «Возвращение» «не очень любила и старалась не переиздавать» (Литературная газета. 1994. №4.
26 янв.). В нем слишком силен был критический пафос в отношении к прошлому и слишком безоглядна вера
в то, что она надеялась обрести на родине и что оказалось мифом. «В эту страну я приехала, уверенная в
том, что знаю, куда еду, а затем — где нахожусь и вообще прекрасно во всем разбираюсь. Друзья мои и я,
выросшие за рубежом, верили советской печати, а иностр. и эмигрантской не верили. И мы считали: можно,
и находясь вдали от страны, ее понимать. Достаточно изучать классиков марксизма, читать советскую
прессу... и все тебе будет ясно. На невежестве основанная самоуверенность постепенно исчезала»,—
напишет Ильина позднее («Дороги и судьбы». С. 327).
Подлинное понимание того, что происходит в жизни родной земли, совпало у Ильиной, с детства
владевшей высокой культурой общения, с появлением новых друзей, как из старшего поколения, так и
более молодых (А.Ахматова, К. и Л.Чуковские, А.Твардовский, Б.Можаев, Ю.Трифонов, Г.Бакланов,
Н.Толстой, Б.Ахмадулина и др.). Самым близким другом и мужем ее стал выдающийся русский лингвист
профессор А.А.Реформатский.
На протяжении ряда лет Ильина печатала в периодике отрывки из автобиографической прозы,
воспоминания о тех людях, за встречи с которыми она была благодарна судьбе, а временами — и
печальные строки прощания. Подобно сатирической прозе, отдельные «узлы» этих сюжетов тоже
начинали складываться в книги — «Судьбы. Из давних встреч» (1980), «Дороги. Автобиографическая
проза» (1983).
В 1985 появилась итоговая книга мемуаров Ильиной — «Дороги и судьбы», где все ранее опубликованные
и новые материалы были соединены воедино. За 5 лет книга была издана три раза и стала подлинно
классическим произведением мемуаристики советского периода. Известный литературовед Л.Я.Гинзбург
говорила о Ильиной, что ей удалось «воссоздать человеческую прелесть и необычность тех, о ком она
писала» так, что «осенний холод пробрал...» (Литературная газета. 2000. №23).
Ильина писала и о «знаменитостях», и просто о родных и близких людях. Их дороги и судьбы
складывались в историю, отражали неповторимое время, являли собой уникальные уроки жизни. Ильина
не пыталась анализировать творчество А.Ахматовой, она интересна ей как явление художественной
жизни, важен масштаб ее личности, увиденной именно в контексте истории культуры. Поэт «от акмеизма»,
названного О.Мандельштамом «тоской по мировой культуре», поэт, в творчестве которого современные
исследователи видят «культурные слои» от державинского, пушкинского до нервалианского, а рядом —
просвеченная этим же лучом мировой культуры русская семья с многовековыми традициями подлинной
интеллигентности: бабушка, с ее удивительными письмами (глубочайший патриотизм и человечность,
выраженные в удивительном русском языке, унаследованном внучкой), мать, пафосом всей жизни которой
стало непрекращающееся в самых тяжелых условиях общение с высочайшими интеллектуальными и
нравственными ценностями и передача этого пафоса идущим вослед. «Человеку, развившему свой
интеллект, легче переносить невзгоды, ибо обеспечен тыл, куда можно уйти. Жизнь не удалась, рухнуло
то и рухнуло это, но остаются книги, музыка, живопись, и тот, кто умеет этим наслаждаться, выстоит, не
пропадет. "Пока есть книги, жизнь еще хороша!" — писала мать в своем дневнике. Этот тыл она
стремилась обеспечить и дочерям». Главной книгой Ильиной, возможно, была автобиографическая проза с
ее мастерским сочетанием документальности и художественности. Ильина никогда не вела дневников, но
делала короткие заметки в настольном календаре, записи на отдельных листках, складывая их в папки,—
вдруг пригодятся. После ее смерти на столе осталась последняя неразобранная папка — наброски к
ненаписанному роману «Второе возвращение», жанровые зарисовки, фрагменты давних записей.
М.Тимофеева в предисловии к публикации «Из последней папки» подвела итог: «Все, что она написала во
всех жанрах, напоминает о том, что есть цели, от которых нельзя отрекаться: достоинство, внутренняя
свобода, естественность и здравый смысл». А в статье, опубликованной через несколько дней после
некролога, друзья подчеркивали, что Ильина «...была из тех редких людей, которые оказывают
воздействие не только на узкий круг знакомых, но и на духовный климат всего общества». (Литературная
газета. 1994. №4).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх