|
Зуров Леонид Фёдорович
[18.4.(1.5)1902, г.Остров Псковской губ. — 9.9.1971, Париж]
— прозаик.
Родился в купеческой семье. Рано потеряв мать, воспитывался бабушкой. Учился в Псковском реальном училище им. Цесаревича Алексея. В окт. 1918 «по зову совести» юным добровольцем пошел в пулеметную команду 2-го Островского стрелкового полка Северо-Западной армии генерала Юденича, участвовал в походе на Петроград. Дважды раненный Зуров возвращался в строй; в 1919 интернирован в Эстонии. Учился на археологическом факультете в Праге, затем жил в Риге, где работал такелажником в порту, маляром, секретарем журнале «Перезвоны». В рижском издательстве «Саламандра» в 1928 вышли первые книги Зурова — сборник рассказов «Кадет» и повесть «Отчина».
«Отчина» возникла как результат работы автора в архиве Псково-Печерского монастыря, находившегося тогда на территории Эстонской республики. Повесть рисует историю этой обители и Псковской земли в трудные годы Ливонской войны и похода Ивана Грозного на Псков. «"Отчина" посвящена общерусской теме самостояния Руси, теме стремления к смиренному ("в страхе Божием"), трудовому и мирному житию, нарушаемому чужими воителями, теме военной беды и обороны Русской земли...» (Андреев Н. «Отчина» и ее автор. С.139). Писатель запечатлел крестный путь Руси, которая предстает у Зурова как действительно святая земля, осеняемая иконами, оглашаемая колокольным звоном и молитвенным пением. Картины трагических испытаний прошлого перекликаются в книге с современностью.
Первые книги Зурова привлекли внимание И.А.Бунина, который высоко оценил худож. дарование молодого писателя. По настоянию Бунина Зуров в 1929 переезжает во Францию и становится его личным секретарем. В семье Буниных Зуров прожил долгие годы и впоследствии стал наследником и публикатором бунинского архива. Крест над могилой Буниных в Париже сделан по зарисовке Зурова с древнего русского памятника.
На протяжении полувековой жизни вдали от родины Зуров оставался подлинно русским человеком, жил Россией и ее судьбами. Он хорошо знал и любил свой родной край — Псковскую землю, его интересовала русская деревня, ее быт и люди.
В 1935,1937 и 1938 он совершает археолого-этнографические поездки по русским районам Прибалтики, реставрирует Никольскую надвратную церковь и звонницу в Псково-Печерском монастыре, возвращая им первозданную красоту, публикует статьи и заметки историко-этнографического характера.
В предвоенные годы Зуров занимал пост председателя Союза молодых писателей в Париже, оставив память о себе как о доброжелательном и справедливом человеке. Его рассказы и повести печатались в журнале «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», газете «Последние новости».
Действие романов Зуров «Древний путь» (1933), «Поле» (1938), рассказов 1930-х происходит в годы Первой мировой и Гражданской войн в пограничных с линией фронта областях, переходящих то к немцам, то к большевикам. Книги Зурова — бесценное свидетельство большого художника, запечатлевшего образ родины на разломе русской истории. Трагический раскол народа, вакханалия братоубийства, когда смерть человека становится заурядным явлением, крушение вековых нравственных устоев — таково содержание его произведений. Как могло случиться, что русский труженик-крестьянин стал убийцей и грабителем, усвоившим мораль: «А только слово одно, что буржуй. Все потомство бить надо»? Об этом мучительно размышляет молодой офицер, герой рассказа «Дозор» (1937) — представитель «потерянного поколения» русской молодежи, часть которого сложила головы в борьбе с большевиками, часть сгинула в застенках НКВД или влачила одинокое существование в изгнании.
Для Зурова характерно широкое, обобщенное изображение исторического времени. С необычайной живостью Зуров удается передать «чувство русской земли», и в центре всех его книг — «Россия. Ее поле. Ее небо, дыхание» (Варшавский В.— С.453). Стихийное движение огромных масс людей, запечатленное Зуровым, панорама «страшных лет» России, экзистенциальная тема человека, захваченного кровавым вихрем истории и пытающегося сохранить свою человечность, свою веру на «трудной земле», особый реализм Зурова, когда отстраненное авторское повествование контрастирует с катастрофичностью совершающихся событий, сила чувственного восприятия мира, конкретность и метафорическое богатство письма — все эти моменты роднят книги Зурова с художественным миром эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». В романе «Поле» богатый и набожный мужик Ермолай спасается от преследующих его красноармейцев. Тяжело раненный, он прячется с женой в лесу. «Но земля была холодна, и трудно было на ней иззябшему, раненому, бежавшему от людей, потерявшему много крови человеку, и единственно, что можно было делать, это греться на этой земле друг другом, человеческой, единственной, живой, родственной теплотой». Символ России, пошедшей «древним путем» Христа, распятой и погребаемой, видится в Плащанице, к которой приникает герой в финале романа «Древний путь».
В послевоенные годы Зуров публикуется в журнале «Новоселье», «Новом журнале» (Нью-Йорк). Лучшие рассказы Зурова 1930-50-х вошли в сборник «Марьянка» (Париж, 1958). «В ней так много поэзии, света и свежести, она пронизана такой любовью к православной Родине, что хочется ее страницы знать наизусть. Рассказы «Град», «Ксана», «Гуси-лебеди» — несомненно шедевры русской прозы» (Стрижев А.Н.— С.10). Долгие годы Зуров работал над большим романом о днях октябрьского переворота «Зимний дворец», оставшимся незаконченным. Зуров совершил поездку в Шотландию, где произвел исследование о предках М.Ю.Лермонтова.
В последние годы жизни близкими друзьями Зурова были Б.К.Зайцев, М.Э.Грин, С.Ю.Прегель. На приглашение переехать в СССР Зуров ответил отказом. Писатель полагал, что освобождение России «придет вследствие религиозно-духовного возрождения нашего народа, придет изнутри, и этот процесс возрождения потребует значительного количества времени» (Кудрявцев В. — С.608).
«Во всем его облике сквозило что-то светлое, стремительное... Зуров был глубоко верующим человеком... Он мог писать только о России, о ее исторических путях и судьбах, о русском народе с его возможностями высшего духовного подъема и крайнего падения» (Величковская Т. — С. 573, 586, 588). Похоронен в русском некрополе Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. Книги Зурова останутся в отечественной литературе как свидетельство чуткого и совестливого очевидца русской трагедии и русской стойкости.
Соч.:
Марьянка: рассказы. Париж, 1958;
Воспоминания // Новый журнал. Нью-Йорк. 1962. №69;
Древний путь: роман // Север. 1992. №6;
Поле: роман // Север. 1992. №7;
Обитель: повести, рассказы, очерки, воспоминания. М., 1999.
Лит.:
Библиография // Зуров Л.Ф. Обитель. С.616-621;
Варшавский В. [Рец.: «Поле»] // Современные записки. Париж. 1938. Т.66;
Андреев Н. «Отчина» и ее автор // Новый журнал. 1971. №105. С.139-147;
Андреев Н. Л.Ф.Зуров // Новый журнал. 1971. №105. С.274-276;
Шаховская 3.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991. С.274-276;
Линник Ю. [Предисл.] // Север. 1992. №6. С.65-67;
Дранов А.В. Зуров Леонид Федорович // Писатели русского Зарубежья. М., 1997;
Голубева Л. И.А.Бунин и Л.Ф.Зуров. История отношений // Вопросы литературы. 1998. №4;
Стрижев А.Н. Леонид Федорович Зуров: Биографический очерк // Зуров Л.Ф. Обитель. М., 1999. С.3-10;
Величковская Т. О Л.Ф.Зурове // Зуров Л.Ф. Обитель. М., 1999. С.567-590;
Кудрявцев В. Дома и в лодке с Леонидом Зуровым // Зуров Л.Ф. Обитель. М., 1999. С.591-615.
Мраморное О. Кровь и куний мех // НГ Ex libris. 1999. 11 нояб.;
Стрижев А.Н. Леонид Зуров: героика и благочестие // Москва. 2003. №1. С.228-231.
А.М.Любомудров
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|