|
Борисова Майя Ивановна (псевдонимы Майская; М.Чернышёва; М.Юрьева)
[21.5.1932, Ленинград — 1.2.1996, Петербург; похоронена в пос. Репено под
Петербургом]
— поэт, прозаик.
Родители — служащие. Предки — из купеческого сословия. «Мой прадед,— писала
Борисова,— имел в Апраксином дворе мастерскую и лавку. Он появился в Питере
подростком, с двумя младшими сестренками, убежав от холеры из Смоленской
губернии... А другой прадед Григорий Иванович явился в Северную Пальмиру,
снявшись с малоплодородных вологодских земель... И стал заниматься, если можно
так выразиться, конным бурлачеством: таскал по Неве груженые баржи» (На пользу
земле, амбару, отечеству. Заметки о российском купечестве // Нева. 1988. №1.
С.197,202).
Борисова всегда гордилась, что она в Петербурге в пятом поколении. Неслучайно
Ленинград-Петербург занимает в ее стихах огромное и принципиальное место.
«Неточный, памятный, крылатый, неповторимый силуэт» — эти слова вполне могли бы
стать основой поэтической геральдики Борисовой «...Край мой дедич, край мой
отчич» — так написала она в стих. «Три печали о любимом городе». В рассказе
«Сундук и древо» она воскрешает лица дедов, прадедов, бабки, матери. О своих
близких, переживших блокаду, она писала: «...они пережили блокаду достойно,
мужественно, неустанно хлопоча и трудясь в чью-то пользу... Когда я слышу фразу
"не отдали врагу", то вспоминаю теток. Вот уж кто поистине не отдал врагу
ничего! В числе других жителей они не отдали врагу родного города. Не отдали на
растерзание голоду и холоду своего гнезда, сохранили и мебель и книги... Не
продали, не обменяли, что могли бы продать и обменять, не сожгли того, что само
просилось в топливо. Главное, тетки не отдали врагу самих себя: своей доброты,
своего безграничного гостеприимства и хлебосольства» (Ритуальные жесты. Повесть
и рассказы. Л., 1983. С. 180.)
В 1950 Борисова окончила отделение журналистики филологического факультета ЛГУ
и по распределению уехала в Абакан, где работала литературным сотрудником и
заведующей отделом культуры в редакции газете «Советская Хакасия», а затем в
газете «Красноярский комсомол». Она много ездила, заполняя путевые блокноты
записями, сведениями, мимолетными портретами, взятыми интервью и стихами.
Первое стихотворение — «Начало пути» — опубликовано в газете «Советская
Хакасия» (1955. 5 сент.) под псевдонимом М.Майская. Псевдоним не прижился —
возможно, из-за своей подчеркнутой красивости, но, скорее всего, из-за рано
проявившейся в Борисовой тяги к достоверности, в т.ч. и по отношению к самой
себе. Достоверность, правдивость, точность — характерные черты дарования
Борисова, сочетающиеся у нее с лирической углубленностью. Газетная практика,
требовавшая внимательности к текущей жизни, не могла не сказаться и в стихах
Борисовой: при всей своей лиричности они всегда имеют под собой некую твердую
жизненную основу.
Первый сборничек стихов, всего лишь 12 страниц, вышел в Красноярске и назывался
«Лирические стихи». Следующий, «Вечерние окна» (1961), заключал в себе
воспоминания о школе, детстве, университетских годах, Ленинграде; наиболее
интересны в нем стихи о сибирской природе, представляющие собою как бы рисунки
карандашом. Некоторые стихи стали популярными, а стих. «Дорожное»,
опубликованное в «Комсомольской правде» (1958. 8 июля), стало лейтмотивом
известной в те годы повести В.Аграновского «Нам — восемнадцать...» Позже
Борисова писала: «Мое счастье и удача в том, что личная молодость совпала тогда
с молодостью целинных совхозов, Дивногорска, с резким "омоложением" поэзии,
наконец...» Тогда, в конце 1950-х и в 1960-е, возникло целое поколение поэтов,
окрыленных «оттепелью», очевидностью перемен в общественной жизни и в душах,
поведении людей. Публицистическое начало, отзывчивость на тревоги и запросы дня
роднит Борисову с поколением Евг.Евтушенко, А.Вознесенского, А.Рождественского,
но эта сторона ее поэзии быстро, от книги к книге, проникается у нее
рефлектирующим началом, сродни философскому. У нее немало стихов, проникнутых
медитативностью, глубокими и неторопливыми раздумьями.
В 1988, накануне тех лет, что потом назовут «перестройкой», Борисова пишет о
том, что «трещины трогают свод, дрожью фундамент пронзен...» Сейчас это
воспринимается как пророчество. Чуткость к подземным шорохам, обостренный слух
на зарождение глубинных тектонических сдвигов, грозящих бедой в не столь
отдаленном будущем, придавали поэзии Борисовой внутренний драматический, а то и
трагический звук. Он не всегда улавливался современниками, поскольку сама плоть
стихов Борисовой была очень насыщена красками, мелодиями и запахами жизни,
множеством моментально схваченных лиц, характерных движений, ситуаций, бытовых
поворотов и сценок, данных в плотной реалистической манере.
От ощущения катастрофы и возникает в ее лирике тревога и желание предупредить —
как взмахнуть сигнальным флажком, чтобы хотя бы приостановить скольжение к
обрыву.
Плотность и осязаемость мира, данного в подробностях, свидетельствовали о
внимательном освоении Б. не только русской классической поэзии, но и
реалистической прозы.
И действительно, она не раз выступала и как прозаик. Не говоря уже о разного
рода газетных очерках и репортажах, зарисовках периода ее красноярской газетной
работы, она написала в разное время немало рассказов. Лучшие из них были
собраны в книге «Ритуальные жесты» (Л., 1983). Они очень близки ее стихам и по
особой лирической «фактуре», и по острому рефлектирующему началу. В какой-то
степени это и своеобразный комментарий к ее стихам, к ее внутренней душевной
озабоченности.
Она задумывается в своих рассказах об истоках жизни — не столько
онтологических, сколько прямых, связывающих человека с историей его предков.
Параллельно с прозой и в теснейшей мировозренческой и эмоциональной связи с нею
она осмысляет себя более глубоко и в лирике. Ее личность насыщается токами,
идущими не только из современности или грозящего бедой будущего, но и из
прошлого. «Повышенная чуткость к течению исторического времени, к традициям, к
народным истокам народной культуры» — эти характерные черты Борисовой отмечает
Адольф Урбан (Урбан А. Поэмы Майи Борисовой // Борисова М. Грибной дождь. Поэмы
и диалоги. Л., 1970. С. 8). Критик, написавший эти слова в 1970, еще не мог
знать, но верно предчувствовал, что в творчестве Б. духовное начало
многообразно. В последние годы жизни, возможно, под влиянием углубленного
интереса к истории своего рода, движимая внутренней потребностью найти
устойчивые скрепы бытия, она обращается к духовной истории своего народа, к его
вере. Ее удачным и законченным опытом в этом направлении был житийный очерк о
преподобном Кирилле Белозерском, а также своеобразная книга о малолетних
царевичах, претерпевших трагическую судьбу («Птенцы под шапкой Мономаха»,
1999).
Борисова написала немало произведений для детей, заслуженно пользующихся
успехом и у маленьких читателей, и у взрослых. Много сил отдала Борисова и
переводам. Она переводила Яна Райниса и Аспазию (с латышского), Низами (с
азербайджанского), Алымкана Дегенбаева (с киргизского), Василия Ледкова (с
ненецкого) и многие другие.
Соч.:
Лирические стихи. Красноярск, 1957;
На первом перевале. Красноярск, 1958;
Вечерние окна. Красноярск, 1961;
Белый свет. М., 1963;
Покупайте веселые сны! Красноярск, 1964;
Арр-Бус и говорящая лошадь: рассказы. 1965;
Избранная лирика. М., 1965;
Интереснее пешком. Л., 1967, 1973;
Стихи. П., 1967;
Каменный берег: Новые стихи. Л., 1967;
Пегас-69: стихи. Л., 1969;
Грибной дождь: Поэмы и диалоги. Л., 1970;
Восемь весенних песенок. Л., 1970;
Олени ждут солнца: Четыре рассказа и одна сказка просвер. Л., 1971;
Мы гуляем по Летнему саду. Л., 1972;
Часозвон. Л., 1973; Пришли мы вчетвером. Л., 1974;
Пока вчера еще сегодня. Л., 1975;
У красавицы Невы. Л., 1976;
Птица Дождь. Л., 1977;
Равновесие. Л., 1977;
Малая Невка. Книга лирики. Л., 1976;
Разговор: стихи разных лет. Л., 1979;
Ритуальные жесты: повесть // Звезда. 1980. №3;
Птенцы под шапкой Мономаха // Нева. 1998. №4;
Иди, Кирилл, на Белое озеро // Рассказы о православных святых. СПб., 1999.
Лит.:
М.И.Борисова // Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель.
М., 1981. Т.4;
Никульков А. В начале восхождения // Сибирские огни. 1960. №2;
Мотяшов И. Путешествие в красоту // Москва. 1961. №10;
Красухин Г Утверждение разумного // Москва. 1964. №5;
Киреева А. [Рец. «Белый свет»] // Юность. 1964. №8;
Соловьев Вл. Поэтический метод и познание поэта // Нева. 1967. №7;
Лурье С. Борьба за высоту // Нева. 1970. №12;
Крыщук Н. Притяжение земли // Звезда. 1985. №10;
Рубашкин А. Майя-светлое имя // Звезда. 2002. №5.
А.И.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|