Розов Виктор Сергеевич [21.08.1913-28.09.2004]

Розов Виктор Сергеевич
       [8(21).8.1913, Ярославль — 28.9.2004, Москва]
       — драматург.
       Родился в семье бухгалтера. В г.Костроме окончил школу, работал на местной текстильной фабрике, учился в индустриальном техникуме, но после 1-го курса ушел из него. Увлечение театром привело юного Розова на сцену Костромского ТРАМа (Театр рабочей молодежи), затем ТЮЗа (Театр юного зрителя), где он сыграл несколько главных ролей (Фигаро, Скапена).
       В 1934 поступил в училище при московском Театре Революции (класс М.И.Бабановой), по окончании которого стал актером этого театра. В начале войны ушел в народное ополчение Красной Пресни, был тяжело ранен и отправлен на длительное лечение в тыл. Год, проведенный в госпиталях Владимира и Казани, обогатил Розова ценными встречами и наблюдениями, знанием многих людских судеб и жизненных ситуаций. Тогда же созрело и его окончательное решение о выборе литературному пути. После выздоровления Розов поступил на заочное отделение Литературного института им. М.Горького в Москве и по свежим впечатлениям фронта написал первую пьесу «Семья Серебрийских» (1943). Попытка предложить ее передвижному театру, где работал Розов, не дала результата. 13 лет пьеса оставалась неизвестной для читателя и зрителя. Впервые она была опубликована в 1956 под названием «Вечно живые». В конце войны Розов оказался в Алма-Ате, куда был приглашен Наталией Сац в качестве режиссера и актера созданного ею Казахского театра для детей и юношества. Здесь он поставил 2 спектакля («Осада Лейдена» и «Снежная королева»), а также инсценировал («для себя») роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история».
       Спустя много лет эта инсценировка легла в основу спектакля театра «Современник» (1966; реж. Г.Волчек), удостоенного Государственной премии СССР.
       Дебют Розова как театрального автора состоялся в 1949 с появлением пьесы «Ее друзья». Создавалась она на основе газетного очерка о судьбе молодой студентки, которая потеряла зрение, но благодаря самоотверженной помощи своей подруги сумела окончить институт. Пьеса, действие которой автор перенес из студенческой среды в школьную, была поставлена в ЦДТ (1949; реж. О.И.Пыжова и Б.В.Бибиков), положив начало длительному и плодотворному сотрудничеству драматурга с этим театром. Следующая его пьеса — «Страница жизни», представленная в качестве дипломной работы по окончании Литературного института, также появилась на сцене ЦДТ (1953; реж. М.О.Кнебель). Названные пьесы не свободны от назидательности, свойственной драматургии конца 1940-х — начала 1950-х, но в них уже проглядывало нечто «розовское». В частности, образ Кости Полетаева («Страница жизни»), сыгранный О.Ефремовым, вобрал в себя некоторые типичные черты молодого героя Розова.
       Настоящее рождение Розова как драматурга произошло в комедии «В добрый час!» (поставлена в ЦДТ, 1954; реж. А.В.Эфрос). Незамысловатый рассказ о том, как вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор превратил в реальное нравственное испытание их характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась другой, гораздо более важной — «каким быть?». Нежелание строить свою судьбу по заранее уготованной схеме, неприятие догматической фальши «громких слов», обходных путей к достижению цели, стремление к поискам самостоятельной дороги в жизни, ко всему живому и честному — таковы основные линии поведения молодого современника, чутко уловленные Р. в этой пьесе. Облик ее главного героя Андрея Аверина получился неоднозначным, но он покорил сердца зрителей своей жизненной узнаваемостью, неподдельностью. Мера доверия и откровенности, с какой автор пьесы вел разговор с современником, была не совсем обычна для драматургии тех лет. По словам постановщика спектакля А.Эфроса, пьеса Розов внесла в литературу для театра «что-то более интимное, непосредственное, сердечное» (Театр. 1983. №9. С.117). Стало ясно, что в драматургию пришел новый и своеобразный талант, в отношении формы «воинствующе немодный» (Ефремов О. // Там же. С.118), мастерство которого «как бы незаметное, упрятанное вглубь» (Анастасьев А.— С.133). Появление его приветствовали своими статьями такие опытные мастера драмы, как Н.Погодин и А.Крон. Впоследствии Розов писал: «Можно не быть нефтяником или хлопкоробом, политическим деятелем или артистом, но нельзя не быть хорошим человеком» (Мои шестидесятые... С.325). Эта четкая нравственная программа, впервые заявленная в «Добром часе», нашла свое продолжение и в более поздних пьесах Розова — «Затейник» (1964), «Традиционный сбор» (1966), где обнажается драматическое несоответствие между человеком и его делом. Нарушение этой гармонии оборачивается кризисным состоянием души героя (Сергей Сорокин из «Затейника», Агния Шабина из «Сбора» и др.).
       Комедия «В поисках радости» (поставлена в ЦДТ, 1956; реж. А.В.Эфрос) открыла сквозную для творчества Розова тему борьбы с «вещизмом», с псевдоинтеллигентным мещанским бытом, внутренне опустошающим человека. В этом смысле он предшественник Юрия Трифонова с его известным циклом повестей «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание». Образ Леночки из «Поисков радости» написан драматургом с едким юмором, граничащим с сатирой. Розов намеренно пошел на заострение, создав необычную по силе обобщения метафору — отцовская сабля, которой Олег Савин рубит новомодную мебель. Недаром «розовские мальчики», протестующие против чрезмерной родительской опеки, рвущиеся к самостоятельной жизни из ненавистного им «показушного» мира обывателей и приспособленцев, стали одним из символов эпохи второй половины 1950-х. Их роли исполняли на сцене О.Ефремов, О.Табаков, Г.Бортников и др., выросшие в профессиональном (да и не только в профессиональном) отношении на пьесах Розова. В одном из последних своих интервью драматург признавал, что в пьесе «В поисках радости» хотел указать на «ту страшную опасность, которая подстерегает человека, коль скоро все его усилия направлены на личное обогащение» (Театр. 1994. №5-6. С.5). Предостережение это звучит сегодня особенно актуально. Как и в случае с «Добрым часом», тема «Поисков радости» получила развитие в последующих пьесах Розова: «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1963), «Гнездо глухаря» (1978). Их сближает единая авторская мысль о том, что взрослые люди, зачастую не сознавая этого, «ведут неравный бой... против естества, против законов жизни и, желая добра своим детям, делают их духовно горбатыми и хромыми» (Мои шестидесятые... С.366).
       Публикация драмы «Вечно живые» (1956), написанной еще в период войны, явилась как бы вторым «открытием» Розова-драматурга (до этого его первым по времени произведением считалась пьеса «Ее друзья»). «Вечно живые» стали не просто началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под руководством О.Ефремова. Эстетика писателя с его интересом к «скромному, но честному реализму» (К.Рудницкий) совпала с эстетикой нового, только что родившегося театра. Не менее важна была и этическая основа для их сближения: драма Розова на примере судеб Бориса, Вероники, Владимира утверждала действенность понятий долга и чести для того поколения «40-х роковых», молодость которого пришлась на годы войны. На основе пьесы Розова создал сценарий одного из лучших советских фильмов — «Летят журавли» (1956; реж. М.К.Калатозов), получившего международное признание (Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале).
       Новое направление поисков Розова обозначилось в драме «В день свадьбы», напечатанной в «Новом мире» А.Т.Твардовского (1964. №3). В отличие от прежних его пьес, здесь нет открытого поединка между персонажами. Борьба происходит между правдой и ложью в душе человека. Герой драмы рабочий парень Михаил Заболотный, вопреки своему естественному чувству и желанию, руководствуясь догматическим пониманием «морального долга», идет на заведомо обреченное дело — берет в жены нелюбимую Нюру Салову. Традиционная коллизия чувства и долга воспроизведена здесь в двух противоположных вариантах: либо принижающей человека (Михаил), либо возвышающей его (Нюра, принявшая трудное для себя, неожиданное, но единственно достойное решение). Спектаклями «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Обыкновенная история» Розов укрепил свою творческую связь с театром «Современник». Последним произведением писателя, поставленным в этом театре, была пьеса «С вечера до полудня» (1968). Прототипом одного из основных ее персонажей — писателя Жаркова, автора некогда популярных «производственных» романов, безуспешно пытающегося угнаться за временем, послужил В.Н.Ажаев (Путешествие в разные стороны. С.190).
       Поворот драматургии в начале 1970-х к «производственной» теме отчасти затронул и Розова. Обращение писателя к жизни заводского коллектива, этике трудовых отношений (комедия «Ситуация», 1973) не принесло ему удачи, несмотря на то, что пьесу ставили такие мастера, как М.А.Ульянов в Театре им. Е.Вахтангова и А.В.Эфрос в Театре на Малой Бронной. Основная коллизия ее (борьба вокруг премии, заработанной Виктором Лесиковым) не обрела в итоге четкого жанрового решения: вместо комедии получилась скорее бытовая драма. Не случайно тема «премии» более остро прозвучала в «Протоколе одного заседания» А.Гельмана (1974), построенном по законам открыто публицистической пьесы. Не стала достижением Розов и комедия «Четыре капли» (1974), где он пытался найти новую для себя драматургическую форму, введя «голос автора», разъясняющий читателю и зрителю вполне понятные, очевидные вещи. Учительство Розова, являясь сильной и органичной чертой его таланта, может оборачиваться, однако, и излишней дидактичностью, наставительностью.
       С годами позиция Розова-драматурга становилась жестче, что влекло за собой характерные внутрижанровые сдвиги. Еще в комедии «Неравный бой» обнаружилось, что «мягкий, деликатный Розов, оказывается, может быть злым и гневным» (Анастасьев А.— С.161). Новым подтверждением тому явилась его пьеса «Гнездо глухаря» (1978), неожиданно натолкнувшаяся на цензурные препятствия. Опубликованная через год после ее написания (Театр. 1979. №2), она с большим трудом пробивалась на сцену, но в итоге стала одной из популярных современных пьес. Сам факт ее постановки в Московском театре сатиры (1980; реж. В.Н.Плучек) свидетельствовал о том, что в разнообразной палитре Розова-драматурга имеются и сатирические краски. Центральную роль Судакова, добытчика материальных благ, охраняющего «престижное» положение и быт своей разваливающейся семьи, сыграл в этом спектакле А.Д.Папанов.
       Нелегкая судьба ожидала и драму Розова «Кабанчик». Написанная в «доперестроечный» период (1983), она из-за препятствий, чинимых перестраховщиками, смогла появиться в печати и на сцене лишь в 1987. По определению А.Салынского, эта пьеса о том, «как грехи отцов тяжким бременем ложатся на души детей» (Современная драматургия. 1987. №1. С.33). Показательна она и в отношении того, как изменился эмоциональный колорит драматургии Розова. Ушел в прошлое светлый, обаятельный мир юности, наполнявший его произведения 1950-60-х. Воинствующих «розов-ских мальчиков» сменил молодой герой (Алексей Кашин), который стал жертвой неправедной жизни своих высокопоставленных родителей. Здесь особенно ощутимо умение Розова «чувствовать своих героев как чьих-то сыновей, чьих-то внуков» (Табаков О. Розов и его театр // Мои шестидесятые... С.372). Его «Кабанчик» напоминает о том, что оружием гласности следует пользоваться осторожно, ибо у публично разоблачаемых преступников тоже имеются дети, которым бывает не по силам пережить обрушившуюся на них правду. Постановку пьесы осуществил Театр им. Е.Вахтангова (1987; реж. А.Шапиро).
       В конце 1980-х Розов опубликовал драму «Дома» (о судьбе молодых воинов, вернувшихся из Афганистана), комедию «Скрытая пружина» (о нравах, царящих ныне в творческой среде). Обе пьесы тесно связаны с раздумьями писателя о совр. действительности, мн. стороны которой вызывают у него чувство разочарования и горечи (см. его интервью «Вся моя жизнь...» // Театр. 1994. №5-6. С.2-8). Автобиографическая (Путешествие в разные стороны. М., 1987) и мемуарная (Удивление перед жизнью. М., 2000) книги Розова вместили в себя многие события его личной жизни, историю создания и постановки отдельных пьес, впечатления от зарубежных поездок, портреты актеров и режиссеров, современников драматурга.

Соч.:
       СС: в 3 т. М., 2001;
       Мои шестидесятые...: Пьесы и статьи / послесл. О.Табакова. М., 1969;
       Из бесед с молодыми литераторами. М., 1970;
       В добрый час!: пьесы. М., 1973;
       Избранное. М., 1983;
       Путешествие в разные стороны: Автобиографическая проза. М., 1987;
       Кабанчик // Современная драматургия. 1987. №1;
       Дома // Современная драматургия. 1989. №2;
       Скрытая пружина // Театр. 1989. №6;
       Из прошлого: проза и стихи. М., 1995;
       Удивление перед жизнью. М., 2000.

Лит.:
       Погодин Н. «В добрый час!» // Литературная газета. 1955. 29 янв.;
       Крон А. Рождение драматурга // Театр. 1955. №5;
       Соловьева И. Герои и темы Виктора Розова // Новый мир. 1960. №8;
       Анастасьев А. Виктор Розов: Очерк творчества. М., 1966;
       Саппак В., Шитова В. Простые истины // Семь лет в театре. М., 1968;
       Рудницкий К. О пьесах А.Арбузова и В.Розова // Вопросы театра. М., 1975;
       Традиционный сбор: Портрет драматурга В. Розова глазами его друзей // Театр. 1983. №9.

В.П.Муромский

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:41:42 UTC