Розов Виктор Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Розов
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 21.08 Кто родился в этот год 1913 |
[8(21).8.1913, Ярославль — 28.9.2004, Москва]
— драматург.
Родился в семье бухгалтера. В г.Костроме окончил школу, работал на местной
текстильной фабрике, учился в индустриальном техникуме, но после 1-го курса
ушел из него. Увлечение театром привело юного Розова на сцену Костромского
ТРАМа (Театр рабочей молодежи), затем ТЮЗа (Театр юного зрителя), где он сыграл
несколько главных ролей (Фигаро, Скапена).
В 1934 поступил в училище при московском Театре Революции (класс
М.И.Бабановой), по окончании которого стал актером этого театра. В начале войны
ушел в народное ополчение Красной Пресни, был тяжело ранен и отправлен на
длительное лечение в тыл. Год, проведенный в госпиталях Владимира и Казани,
обогатил Розова ценными встречами и наблюдениями, знанием многих людских судеб
и жизненных ситуаций. Тогда же созрело и его окончательное решение о выборе
литературному пути. После выздоровления Розов поступил на заочное отделение
Литературного института им. М.Горького в Москве и по свежим впечатлениям фронта
написал первую пьесу «Семья Серебрийских» (1943). Попытка предложить ее
передвижному театру, где работал Розов, не дала результата. 13 лет пьеса
оставалась неизвестной для читателя и зрителя. Впервые она была опубликована в
1956 под названием «Вечно живые». В конце войны Розов оказался в Алма-Ате, куда
был приглашен Наталией Сац в качестве режиссера и актера созданного ею
Казахского театра для детей и юношества. Здесь он поставил 2 спектакля («Осада
Лейдена» и «Снежная королева»), а также инсценировал («для себя») роман
И.А.Гончарова «Обыкновенная история».
Спустя много лет эта инсценировка легла в основу спектакля театра «Современник»
(1966; реж. Г.Волчек), удостоенного Государственной премии СССР.
Дебют Розова как театрального автора состоялся в 1949 с появлением пьесы «Ее
друзья». Создавалась она на основе газетного очерка о судьбе молодой студентки,
которая потеряла зрение, но благодаря самоотверженной помощи своей подруги
сумела окончить институт. Пьеса, действие которой автор перенес из студенческой
среды в школьную, была поставлена в ЦДТ (1949; реж. О.И.Пыжова и Б.В.Бибиков),
положив начало длительному и плодотворному сотрудничеству драматурга с этим
театром. Следующая его пьеса — «Страница жизни», представленная в качестве
дипломной работы по окончании Литературного института, также появилась на сцене
ЦДТ (1953; реж. М.О.Кнебель). Названные пьесы не свободны от назидательности,
свойственной драматургии конца 1940-х — начала 1950-х, но в них уже
проглядывало нечто «розовское». В частности, образ Кости Полетаева («Страница
жизни»), сыгранный О.Ефремовым, вобрал в себя некоторые типичные черты молодого
героя Розова.
Настоящее рождение Розова как драматурга произошло в комедии «В добрый час!»
(поставлена в ЦДТ, 1954; реж. А.В.Эфрос). Незамысловатый рассказ о том, как
вчерашние десятиклассники поступают в вузы, автор превратил в реальное
нравственное испытание их характеров. Проблема «кем быть?» по ходу действия
вытеснялась другой, гораздо более важной — «каким быть?». Нежелание строить
свою судьбу по заранее уготованной схеме, неприятие догматической фальши
«громких слов», обходных путей к достижению цели, стремление к поискам
самостоятельной дороги в жизни, ко всему живому и честному — таковы основные
линии поведения молодого современника, чутко уловленные Р. в этой пьесе. Облик
ее главного героя Андрея Аверина получился неоднозначным, но он покорил сердца
зрителей своей жизненной узнаваемостью, неподдельностью. Мера доверия и
откровенности, с какой автор пьесы вел разговор с современником, была не совсем
обычна для драматургии тех лет. По словам постановщика спектакля А.Эфроса,
пьеса Розов внесла в литературу для театра «что-то более интимное,
непосредственное, сердечное» (Театр. 1983. №9. С.117). Стало ясно, что в
драматургию пришел новый и своеобразный талант, в отношении формы «воинствующе
немодный» (Ефремов О. // Там же. С.118), мастерство которого «как бы
незаметное, упрятанное вглубь» (Анастасьев А.— С.133). Появление его
приветствовали своими статьями такие опытные мастера драмы, как Н.Погодин и
А.Крон. Впоследствии Розов писал: «Можно не быть нефтяником или хлопкоробом,
политическим деятелем или артистом, но нельзя не быть хорошим человеком» (Мои
шестидесятые... С.325). Эта четкая нравственная программа, впервые заявленная в
«Добром часе», нашла свое продолжение и в более поздних пьесах Розова —
«Затейник» (1964), «Традиционный сбор» (1966), где обнажается драматическое
несоответствие между человеком и его делом. Нарушение этой гармонии
оборачивается кризисным состоянием души героя (Сергей Сорокин из «Затейника»,
Агния Шабина из «Сбора» и др.).
Комедия «В поисках радости» (поставлена в ЦДТ, 1956; реж. А.В.Эфрос) открыла
сквозную для творчества Розова тему борьбы с «вещизмом», с псевдоинтеллигентным
мещанским бытом, внутренне опустошающим человека. В этом смысле он
предшественник Юрия Трифонова с его известным циклом повестей «Обмен»,
«Предварительные итоги», «Долгое прощание». Образ Леночки из «Поисков радости»
написан драматургом с едким юмором, граничащим с сатирой. Розов намеренно пошел
на заострение, создав необычную по силе обобщения метафору — отцовская сабля,
которой Олег Савин рубит новомодную мебель. Недаром «розовские мальчики»,
протестующие против чрезмерной родительской опеки, рвущиеся к самостоятельной
жизни из ненавистного им «показушного» мира обывателей и приспособленцев, стали
одним из символов эпохи второй половины 1950-х. Их роли исполняли на сцене
О.Ефремов, О.Табаков, Г.Бортников и др., выросшие в профессиональном (да и не
только в профессиональном) отношении на пьесах Розова. В одном из последних
своих интервью драматург признавал, что в пьесе «В поисках радости» хотел
указать на «ту страшную опасность, которая подстерегает человека, коль скоро
все его усилия направлены на личное обогащение» (Театр. 1994. №5-6. С.5).
Предостережение это звучит сегодня особенно актуально. Как и в случае с «Добрым
часом», тема «Поисков радости» получила развитие в последующих пьесах Розова:
«Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1963), «Гнездо
глухаря» (1978). Их сближает единая авторская мысль о том, что взрослые люди,
зачастую не сознавая этого, «ведут неравный бой... против естества, против
законов жизни и, желая добра своим детям, делают их духовно горбатыми и
хромыми» (Мои шестидесятые... С.366).
Публикация драмы «Вечно живые» (1956), написанной еще в период войны, явилась
как бы вторым «открытием» Розова-драматурга (до этого его первым по времени
произведением считалась пьеса «Ее друзья»). «Вечно живые» стали не просто
началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под
руководством О.Ефремова. Эстетика писателя с его интересом к «скромному, но
честному реализму» (К.Рудницкий) совпала с эстетикой нового, только что
родившегося театра. Не менее важна была и этическая основа для их сближения:
драма Розова на примере судеб Бориса, Вероники, Владимира утверждала
действенность понятий долга и чести для того поколения «40-х роковых»,
молодость которого пришлась на годы войны. На основе пьесы Розова создал
сценарий одного из лучших советских фильмов — «Летят журавли» (1956; реж.
М.К.Калатозов), получившего международное признание (Золотая пальмовая ветвь на
Каннском кинофестивале).
Новое направление поисков Розова обозначилось в драме «В день свадьбы»,
напечатанной в «Новом мире» А.Т.Твардовского (1964. №3). В отличие от прежних
его пьес, здесь нет открытого поединка между персонажами. Борьба происходит
между правдой и ложью в душе человека. Герой драмы рабочий парень Михаил
Заболотный, вопреки своему естественному чувству и желанию, руководствуясь
догматическим пониманием «морального долга», идет на заведомо обреченное дело —
берет в жены нелюбимую Нюру Салову. Традиционная коллизия чувства и долга
воспроизведена здесь в двух противоположных вариантах: либо принижающей
человека (Михаил), либо возвышающей его (Нюра, принявшая трудное для себя,
неожиданное, но единственно достойное решение). Спектаклями «В день свадьбы»,
«Традиционный сбор», «Обыкновенная история» Розов укрепил свою творческую связь
с театром «Современник». Последним произведением писателя, поставленным в этом
театре, была пьеса «С вечера до полудня» (1968). Прототипом одного из основных
ее персонажей — писателя Жаркова, автора некогда популярных «производственных»
романов, безуспешно пытающегося угнаться за временем, послужил В.Н.Ажаев
(Путешествие в разные стороны. С.190).
Поворот драматургии в начале 1970-х к «производственной» теме отчасти затронул
и Розова. Обращение писателя к жизни заводского коллектива, этике трудовых
отношений (комедия «Ситуация», 1973) не принесло ему удачи, несмотря на то, что
пьесу ставили такие мастера, как М.А.Ульянов в Театре им. Е.Вахтангова и
А.В.Эфрос в Театре на Малой Бронной. Основная коллизия ее (борьба вокруг
премии, заработанной Виктором Лесиковым) не обрела в итоге четкого жанрового
решения: вместо комедии получилась скорее бытовая драма. Не случайно тема
«премии» более остро прозвучала в «Протоколе одного заседания» А.Гельмана
(1974), построенном по законам открыто публицистической пьесы. Не стала
достижением Розов и комедия «Четыре капли» (1974), где он пытался найти новую
для себя драматургическую форму, введя «голос автора», разъясняющий читателю и
зрителю вполне понятные, очевидные вещи. Учительство Розова, являясь сильной и
органичной чертой его таланта, может оборачиваться, однако, и излишней
дидактичностью, наставительностью.
С годами позиция Розова-драматурга становилась жестче, что влекло за собой
характерные внутрижанровые сдвиги. Еще в комедии «Неравный бой» обнаружилось,
что «мягкий, деликатный Розов, оказывается, может быть злым и гневным»
(Анастасьев А.— С.161). Новым подтверждением тому явилась его пьеса «Гнездо
глухаря» (1978), неожиданно натолкнувшаяся на цензурные препятствия.
Опубликованная через год после ее написания (Театр. 1979. №2), она с большим
трудом пробивалась на сцену, но в итоге стала одной из популярных современных
пьес. Сам факт ее постановки в Московском театре сатиры (1980; реж. В.Н.Плучек)
свидетельствовал о том, что в разнообразной палитре Розова-драматурга имеются и
сатирические краски. Центральную роль Судакова, добытчика материальных благ,
охраняющего «престижное» положение и быт своей разваливающейся семьи, сыграл в
этом спектакле А.Д.Папанов.
Нелегкая судьба ожидала и драму Розова «Кабанчик». Написанная в
«доперестроечный» период (1983), она из-за препятствий, чинимых
перестраховщиками, смогла появиться в печати и на сцене лишь в 1987. По
определению А.Салынского, эта пьеса о том, «как грехи отцов тяжким бременем
ложатся на души детей» (Современная драматургия. 1987. №1. С.33). Показательна
она и в отношении того, как изменился эмоциональный колорит драматургии Розова.
Ушел в прошлое светлый, обаятельный мир юности, наполнявший его произведения
1950-60-х. Воинствующих «розов-ских мальчиков» сменил молодой герой (Алексей
Кашин), который стал жертвой неправедной жизни своих высокопоставленных
родителей. Здесь особенно ощутимо умение Розова «чувствовать своих героев как
чьих-то сыновей, чьих-то внуков» (Табаков О. Розов и его театр // Мои
шестидесятые... С.372). Его «Кабанчик» напоминает о том, что оружием гласности
следует пользоваться осторожно, ибо у публично разоблачаемых преступников тоже
имеются дети, которым бывает не по силам пережить обрушившуюся на них правду.
Постановку пьесы осуществил Театр им. Е.Вахтангова (1987; реж. А.Шапиро).
В конце 1980-х Розов опубликовал драму «Дома» (о судьбе молодых воинов,
вернувшихся из Афганистана), комедию «Скрытая пружина» (о нравах, царящих ныне
в творческой среде). Обе пьесы тесно связаны с раздумьями писателя о совр.
действительности, мн. стороны которой вызывают у него чувство разочарования и
горечи (см. его интервью «Вся моя жизнь...» // Театр. 1994. №5-6. С.2-8).
Автобиографическая (Путешествие в разные стороны. М., 1987) и мемуарная
(Удивление перед жизнью. М., 2000) книги Розова вместили в себя многие события
его личной жизни, историю создания и постановки отдельных пьес, впечатления от
зарубежных поездок, портреты актеров и режиссеров, современников драматурга.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх