|
Таубер Екатерина Леонидовна
[20.11(3.12).1903, Харьков — 6.11.1987, Мужен, Франция]
— поэт, прозаик, критик.
Отец — юрист, доцент Харьковского университета, позже — профессор Харьковского торгового иниститута. В 1920 Таубер эмигрировала с родителями в Белград. Окончила французское отделение Белградского университета. 4 года преподавала французский язык и литературу в сербской школе. Вышла замуж за Константина Старова; переехав во Францию, поселилась на Ривьере. После Второй мировой войны 16 лет преподавала русский язык в лицее Карно в Канне. В этот период сблизилась с Б.Зайцевым, И.Буниным, Д.Кленовским. Последние годы жизни Таубер прошли в г.Мужене.
Первые стихи Таубер опубликовала в 1927. В 1933 участвовала в издании антологии современной югославской поэзии, сделала для нее переводы. Первый сборник стихов «Одиночество» вышел в Берлине в 1935. Г.Адамович отметил влияние А.Ахматовой и, указав на достоинства стихов этого сборника — «изящество, грусть», «задумчивая сдержанность»,— назвал их «комнатными». Он писал: «У Екатерины Таубер есть дарование. Но... ей пока приходится верить "в кредит"» (Последние новости. 1935. 20 июня). В.Ходасевич также увидел опасность для молодого поэта в замкнутости: «Ее стихи не только о себе, но еще слишком "для себя"». При этом В.Ходасевич считал, что этим сборником Таубер как поэт заявила о своем своеобразии. «Для Таубер каждый миг жизни — тема, потому что сама жизнь переживается ею поэтически, и это прекрасно отличает ее от весьма многих современных поэтов. Залог открытого пути к мастерству для Таубер — в ее непосредственной отзывчивости, в ее очень глубоком напряженном лиризме, в той искренности и живости, которыми так несомненно ее стихи отмечены» (Возрождение. 1935. 25 июля).
Если в сборнике «Одиночество» преобладали мотивы печали, разлада с миром («От счастия стихов не пишут»), то в сборниках «Под сенью оливы» (Париж, 1948) и «Плечо с плечом» (Париж, 1955) зазвучали более жизнеутверждающие ноты. Преодолев былую замкнутость, Таубер откликается на события современной жизни. Она пишет о тяжести разлуки с любимыми во время Второй мировой войны, во многих стихах звучит тема России. «В отличие от большинства поэтов "незамеченного поколения" Екатерина Таубер в лежащих перед нами стихах на судьбу свою не жалуется ("И вот опять плечо с плечом, / И снова жизнь прекрасна в малом")» (Забежинский Г. // Новый журнал. 1955. №42. С.302). Истоки оптимизма Таубер критик находит в ее вере в «благодать и благость Божию». Г.Забежинский улавливает перекличку между некоторыми стихами Таубер и Р.М.Рильке, указывая при этом на оригинальность ее поэзии. «Голос у Таубер подчас наивно-трогательный, подчас беспощадно-точный, но чаще всего серьезный, вдумчивый и в то же время верующий — мало похож на голоса других живущих во Франции поэтов» (Там же).
В 1973 Таубер опубликовала сборник стихов «Нездешний дом» (Мюнхен), а в 1984 — сборник «Верность» (Париж), в котором она собрала все, что считала лучшим в своей поэзии. Выход последней книги был замечен критикой. Т.Фесенко силу поэзии Таубер увидела в ее умении передать восприятие «простого мира дремлющих вещей», «наполняя свои стихи бытовыми черточками, делающими их чрезвычайно живыми» (Новый журнал. 1985. №158. С.304). Ю.Кублановский, напоминая о том, что поэзию Таубер признавали такие взыскательные ценители, как В.Ходасевич, И.Бунин, 3.Гиппиус, что ее лирику печатали ведущие ж. Русского зарубежья, указывает на значительность ее духовных корней. «Поэзия Таубер глубоко и органично пропитана православным духом. В отличие от уже привычной нам современные лирики она вовсе не имморально. Ее стихия — смирение, а не бунт, не самоутверждение» (Грани. 1984. №131. С.291). А.Радашкевич проводит параллели между поэзией Таубер и поэтами-романтиками прошлого столетия — Ленау, Эйхендорфом, а также находит в ней отклики романсной музыки Рахманинова и Танеева. «Главным мотивом творчества Е.Таубер можно полагать мимолетность сущего. Ее-то поэт и стремится запечатлеть...». «"Верность" внушает сегодняшнему читателю острую ностальгию по той "былой России" Екатерины Таубер, которую он своими глазами никогда не видел» (Русская мысль. 1985. 4 апр.). Стихотворения Таубер печатались во многих журналах («Современные записки», «Русские записки», «Возрождение», «Грани»). В периодике Таубер публиковала рассказы («Чужие», «Возвращение», «У порога» и др.). Трудные пути русских эмигрантов в Париже — главная тема прозы Таубер. Не смягчая суровых условий жизни своих героев, писательница оставляет читателю надежду на то, что где-то, пусть за пределами рассказа, их участь может измениться к лучшему. Носителем этой надежды чаще всего оказывается персонаж, пытающийся внести гармонию в отношения окружающих, примирить их с жизнью.
Как литературный критик Таубер предпочитала жанр рецензии или небольшой статьи, также написанной в связи с появлением в печати нового произведения. К их числу относятся три работы о Б.Зайцеве (Грани. 1957. №33; Новый журнал. 1962. №67; Новый журнал. 1969. №94), статья «Неукротимая совесть: (О поэзии А. Ахматовой)». «С 1917 г.,— писала Таубер,— Ахматова становится не только певцом личного, но и совестью России» (Грани. 1963. №53. С.82). В статье «"Матренин двор" А.Солженицына и "Живые мощи" И.Тургенева» параллельный анализ этих произведений послужил для Таубер средством высказать ее убеждение в незыблемости основных ценностей русской духовной культуры. В образе Матрены она видела «вечную душу России» (Грани. 1964. №55. С.231), а само появление рассказа Солженицына в условиях тоталитарного государства расценила как «ответ изверившимся, не видящим за ужасом и безобразием подлинного, вечного, сияющего образа России» (Там же. С.229).
Соч.:
Одиночество. Берлин, 1935;
Под сенью оливы. Париж, 1948;
Плечо с плечом. Париж, 1955;
Нездешний дом. Мюнхен, 1973;
Верность. Париж, 1984.
Лит.:
Пильский П. Книга стихов Екатерины Таубер // Сегодня. 1935. №146;
Нарциссов Б. [Рец.: «Нездешний дом»] // Новый журнал. 1973. №113;
Шиманская А.С. [Рец.: «Нездешний дом»] // Современник. 1974. №26-27.
Е.С.Померанцева
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|