Таубер Екатерина Леонидовна
|
Другие персоны с фамилией Таубер
Другие персоны с именем Екатерина Кто родился в этот день 03.12 Кто родился в этот год 1903 |
[20.11(3.12).1903, Харьков — 6.11.1987, Мужен, Франция]
— поэт, прозаик, критик.
Отец — юрист, доцент Харьковского университета, позже — профессор Харьковского торгового
иниститута. В 1920 Таубер эмигрировала с родителями в Белград. Окончила французское отделение
Белградского университета. 4 года преподавала французский язык и литературу в сербской школе. Вышла
замуж за Константина Старова; переехав во Францию, поселилась на Ривьере. После Второй мировой
войны 16 лет преподавала русский язык в лицее Карно в Канне. В этот период сблизилась с Б.Зайцевым,
И.Буниным, Д.Кленовским. Последние годы жизни Таубер прошли в г.Мужене.
Первые стихи Таубер опубликовала в 1927. В 1933 участвовала в издании антологии современной
югославской поэзии, сделала для нее переводы. Первый сборник стихов «Одиночество» вышел в Берлине
в 1935. Г.Адамович отметил влияние А.Ахматовой и, указав на достоинства стихов этого сборника —
«изящество, грусть», «задумчивая сдержанность»,— назвал их «комнатными». Он писал: «У Екатерины
Таубер есть дарование. Но... ей пока приходится верить "в кредит"» (Последние новости. 1935. 20 июня).
В.Ходасевич также увидел опасность для молодого поэта в замкнутости: «Ее стихи не только о себе, но
еще слишком "для себя"». При этом В.Ходасевич считал, что этим сборником Таубер как поэт заявила о
своем своеобразии. «Для Таубер каждый миг жизни — тема, потому что сама жизнь переживается ею
поэтически, и это прекрасно отличает ее от весьма многих современных поэтов. Залог открытого пути к
мастерству для Таубер — в ее непосредственной отзывчивости, в ее очень глубоком напряженном
лиризме, в той искренности и живости, которыми так несомненно ее стихи отмечены» (Возрождение. 1935.
25 июля).
Если в сборнике «Одиночество» преобладали мотивы печали, разлада с миром («От счастия стихов не
пишут»), то в сборниках «Под сенью оливы» (Париж, 1948) и «Плечо с плечом» (Париж, 1955) зазвучали
более жизнеутверждающие ноты. Преодолев былую замкнутость, Таубер откликается на события
современной жизни. Она пишет о тяжести разлуки с любимыми во время Второй мировой войны, во многих
стихах звучит тема России. «В отличие от большинства поэтов "незамеченного поколения" Екатерина
Таубер в лежащих перед нами стихах на судьбу свою не жалуется ("И вот опять плечо с плечом, / И снова
жизнь прекрасна в малом")» (Забежинский Г. // Новый журнал. 1955. №42. С.302). Истоки оптимизма
Таубер критик находит в ее вере в «благодать и благость Божию». Г.Забежинский улавливает перекличку
между некоторыми стихами Таубер и Р.М.Рильке, указывая при этом на оригинальность ее поэзии. «Голос у
Таубер подчас наивно-трогательный, подчас беспощадно-точный, но чаще всего серьезный, вдумчивый и
в то же время верующий — мало похож на голоса других живущих во Франции поэтов» (Там же).
В 1973 Таубер опубликовала сборник стихов «Нездешний дом» (Мюнхен), а в 1984 — сборник «Верность»
(Париж), в котором она собрала все, что считала лучшим в своей поэзии. Выход последней книги был
замечен критикой. Т.Фесенко силу поэзии Таубер увидела в ее умении передать восприятие «простого
мира дремлющих вещей», «наполняя свои стихи бытовыми черточками, делающими их чрезвычайно
живыми» (Новый журнал. 1985. №158. С.304). Ю.Кублановский, напоминая о том, что поэзию Таубер
признавали такие взыскательные ценители, как В.Ходасевич, И.Бунин, 3.Гиппиус, что ее лирику печатали
ведущие ж. Русского зарубежья, указывает на значительность ее духовных корней. «Поэзия Таубер
глубоко и органично пропитана православным духом. В отличие от уже привычной нам современные
лирики она вовсе не имморально. Ее стихия — смирение, а не бунт, не самоутверждение» (Грани. 1984.
№131. С.291). А.Радашкевич проводит параллели между поэзией Таубер и поэтами-романтиками прошлого
столетия — Ленау, Эйхендорфом, а также находит в ней отклики романсной музыки Рахманинова и
Танеева. «Главным мотивом творчества Е.Таубер можно полагать мимолетность сущего. Ее-то поэт и
стремится запечатлеть...». «"Верность" внушает сегодняшнему читателю острую ностальгию по той
"былой России" Екатерины Таубер, которую он своими глазами никогда не видел» (Русская мысль. 1985. 4
апр.). Стихотворения Таубер печатались во многих журналах («Современные записки», «Русские записки»,
«Возрождение», «Грани»). В периодике Таубер публиковала рассказы («Чужие», «Возвращение», «У
порога» и др.). Трудные пути русских эмигрантов в Париже — главная тема прозы Таубер. Не смягчая
суровых условий жизни своих героев, писательница оставляет читателю надежду на то, что где-то, пусть
за пределами рассказа, их участь может измениться к лучшему. Носителем этой надежды чаще всего
оказывается персонаж, пытающийся внести гармонию в отношения окружающих, примирить их с жизнью.
Как литературный критик Таубер предпочитала жанр рецензии или небольшой статьи, также написанной в
связи с появлением в печати нового произведения. К их числу относятся три работы о Б.Зайцеве (Грани.
1957. №33; Новый журнал. 1962. №67; Новый журнал. 1969. №94), статья «Неукротимая совесть: (О
поэзии А. Ахматовой)». «С 1917 г.,— писала Таубер,— Ахматова становится не только певцом личного, но
и совестью России» (Грани. 1963. №53. С.82). В статье «"Матренин двор" А.Солженицына и "Живые мощи"
И.Тургенева» параллельный анализ этих произведений послужил для Таубер средством высказать ее
убеждение в незыблемости основных ценностей русской духовной культуры. В образе Матрены она
видела «вечную душу России» (Грани. 1964. №55. С.231), а само появление рассказа Солженицына в
условиях тоталитарного государства расценила как «ответ изверившимся, не видящим за ужасом и
безобразием подлинного, вечного, сияющего образа России» (Там же. С.229).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх