|
Крусанов Павел Васильевич
[14.8.1961, Ленинград]
— прозаик.
Родился в семье служащих. Окончил географический факультет Ленинградского
педагогического института им. А.И.Герцена. В первой половине 1980-х — активный
участник музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба. В те же годы
участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая
суббота». Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником
звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати, редактором в
издательствах «Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука»,
«Лимбус Пресс», «Амфора». Печатается с 1990 в журнале «Родник», «Звезда»,
«Московский вестник», «Соло», «Комментарии», «Нева», «Октябрь» и др.
В 1990 выходит первая книга Крусанова «Где венку не лечь» (М., 1990) —
роман-притча о братьях Зотовых, несущих в себе собственную гибель.
В начальном периоде творчества Крусанова отчасти заметно влияние У.Фолкнера,
признаваемое и самим автором. В первую очередь оно сказывается в использовании
сквозных персонажей, мозаичном построении композиции, неразрывном переплетении
и взаимопроникновении прошлого и настоящего.
С начала 1990-х творческая манера Крусанова претерпевает изменения — сперва в
сторону изощренных постмодернистских конструкций («Знаки отличия»., СПб.,
1995), а затем в направлении альтернативного реализма и освоения формы
«имперского романа» (Князев С. Имперское начало литературы // Книжное
обозрение. 2001. №23-24. 4 июня. С.26).
Увлекшись в 1996-97 изучением карело-финского эпоса, Крусанов переложил в форме
эпического романа корпус рун «Калевалы», собранный Э.Лённротом (Рунопевец. М.,
1997). Вплоть до настоящего времени это переложение является наиболее полным,
оно возвращает нам древний эпос как современное, глубокое и прекрасное чтение»
(Звягин Е. Возвращенная «Калевала» // Питерbook плюс. 1998. №7).
После выхода романа «Укус ангела» (2000) к Крусанов пришла всероссийская
известность и за автором закрепилась репутация «имперца». Критики определяли
жанр то как «интеллектуальное фэнтези», то как «антиутопию», то как
«альтернативную историю», то как «неомифологизм». Характерная оппозиция оценок
выглядела так: «Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI
века» (Данилкин Л. // Афиша. 2000. №11(31)); «Павел Крусанов и его книга "Укус
ангела" — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности»
(Ольшанский Д. // Новая русская книга. 2000. №4-5. С.16).
Следующий роман Крусанова «Бом-бом» (2002) описывает историю старинного
дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен
охранять подземную «чертову башню» с мистическим «гневизовом» — орудием
пробуждения русского бунта.
В разные годы Крусанов работал над составлением сборников и альманахов «Семь
верст до небес» (Л., 1990), «Русский разъезд» (СПб., 1993), «Ё» (СПб., 1996),
«Митьки. Выбранное» (СПб., 1999), «Незримая империя» (СПб., 2004). Крусанов —
финалист премий «Северная Пальмира» за сборник рассказов «Знаки отличия»
(1996), АБС-премии за роман «Укус ангела» (2001), «Национальный бестселлер» за
роман «Бом-бом» (2003). Лауреат премии года журнала «Октябрь» за роман «Укус
ангела» (1999).
Соч.:
Где венку не лечь: роман. М., 1990;
Одна танцую: Роман, рассказы. СПб., 1992;
Знаки отличия: рассказы. СПб., 1995;
Рунопевец. М., 1997;
Отковать траву: Рассказы, повесть. СПб., 1999;
Укус ангела: роман. СПб., 2000;
Бессмертник: Рассказы, повесть. СПб., 2000;
Ночь внутри: роман. СПб., 2001;
Бом-бом: роман. СПб., 2002;
Другой ветер: Рассказы, повесть. СПб., 2002;
Действующая модель ада: Очерки о терроризме и террористах. СПБ., 2004;
Калевала. СПБ., 2004;
Американская дырка: роман. СПб., 2005.
Лит.:
Чернышев Д. Ангел нажимает кнопку «play» // Питерbook плюс. 1999, №11;
Шуляк С. Общая теория русского поля // Литературная газета. 2000. №38;
Данилкин Л. Русские челюсти // Афиша. 2000. №11;
Топоров В. Серапионы приходят с Северо-Запада // Литературная газета. 2000.
№48;
Мирзаев А. Белое перо // Питерbоок. 2000. №8;
Клех И. «Стрекозиные песни» Крусанова // Знамя. 2001. №4;
Славникова О. Экспансия. Опыт обозрения актуальной книжной серии // Новый мир.
2001. №6;
Козлов Б. Неомифологизм в петербургской прозе девяностых // Звезда. 2001. №11;
Сараасина Л. Активисты хаоса в режиме action // Литературная газета. 2002. №8;
Пригодич В. Первый роман Империи, или Талант не подделаешь // Лондонский
курьер.2002. №165;
Топоров В. Заснул пьяным, а проснулся знаменитым // Известия. 2002. 20 апр.;
Канис В. Хранители // Питерbook. 2002, №9;
Волков М. Павел Крусанов: Бом-бом // Новая русская книга. 2002. №2;
Кириллов И. Правый вальс. О прозе Павла Крусанова // День литературы. 2002.№6;
Кукулин И. Башней вниз // НГ Ex libris. 2002. 6 июня;
Винников В. Герой, император, царь... // День литературы. 2003. №1.
Л.К.Васильев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|