AZ-libr.ру

информационный портал





Крусанов Павел Васильевич [14.08.1961]

Крусанов Павел Васильевич
       [14.8.1961, Ленинград]
       — прозаик.
       Родился в семье служащих. Окончил географический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. В первой половине 1980-х — активный участник музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба. В те же годы участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая суббота». Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати, редактором в издательствах «Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», «Лимбус Пресс», «Амфора». Печатается с 1990 в журнале «Родник», «Звезда», «Московский вестник», «Соло», «Комментарии», «Нева», «Октябрь» и др.
       В 1990 выходит первая книга Крусанова «Где венку не лечь» (М., 1990) — роман-притча о братьях Зотовых, несущих в себе собственную гибель.
       В начальном периоде творчества Крусанова отчасти заметно влияние У.Фолкнера, признаваемое и самим автором. В первую очередь оно сказывается в использовании сквозных персонажей, мозаичном построении композиции, неразрывном переплетении и взаимопроникновении прошлого и настоящего.
       С начала 1990-х творческая манера Крусанова претерпевает изменения — сперва в сторону изощренных постмодернистских конструкций («Знаки отличия»., СПб., 1995), а затем в направлении альтернативного реализма и освоения формы «имперского романа» (Князев С. Имперское начало литературы // Книжное обозрение. 2001. №23-24. 4 июня. С.26).
       Увлекшись в 1996-97 изучением карело-финского эпоса, Крусанов переложил в форме эпического романа корпус рун «Калевалы», собранный Э.Лённротом (Рунопевец. М., 1997). Вплоть до настоящего времени это переложение является наиболее полным, оно возвращает нам древний эпос как современное, глубокое и прекрасное чтение» (Звягин Е. Возвращенная «Калевала» // Питерbook плюс. 1998. №7).
       После выхода романа «Укус ангела» (2000) к Крусанов пришла всероссийская известность и за автором закрепилась репутация «имперца». Критики определяли жанр то как «интеллектуальное фэнтези», то как «антиутопию», то как «альтернативную историю», то как «неомифологизм». Характерная оппозиция оценок выглядела так: «Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI века» (Данилкин Л. // Афиша. 2000. №11(31)); «Павел Крусанов и его книга "Укус ангела" — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности» (Ольшанский Д. // Новая русская книга. 2000. №4-5. С.16).
       Следующий роман Крусанова «Бом-бом» (2002) описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную «чертову башню» с мистическим «гневизовом» — орудием пробуждения русского бунта.
       В разные годы Крусанов работал над составлением сборников и альманахов «Семь верст до небес» (Л., 1990), «Русский разъезд» (СПб., 1993), «Ё» (СПб., 1996), «Митьки. Выбранное» (СПб., 1999), «Незримая империя» (СПб., 2004). Крусанов — финалист премий «Северная Пальмира» за сборник рассказов «Знаки отличия» (1996), АБС-премии за роман «Укус ангела» (2001), «Национальный бестселлер» за роман «Бом-бом» (2003). Лауреат премии года журнала «Октябрь» за роман «Укус ангела» (1999).

Соч.:
       Где венку не лечь: роман. М., 1990;
       Одна танцую: Роман, рассказы. СПб., 1992;
       Знаки отличия: рассказы. СПб., 1995;
       Рунопевец. М., 1997;
       Отковать траву: Рассказы, повесть. СПб., 1999;
       Укус ангела: роман. СПб., 2000;
       Бессмертник: Рассказы, повесть. СПб., 2000;
       Ночь внутри: роман. СПб., 2001;
       Бом-бом: роман. СПб., 2002;
       Другой ветер: Рассказы, повесть. СПб., 2002;
       Действующая модель ада: Очерки о терроризме и террористах. СПБ., 2004;
       Калевала. СПБ., 2004;
       Американская дырка: роман. СПб., 2005.

Лит.:
       Чернышев Д. Ангел нажимает кнопку «play» // Питерbook плюс. 1999, №11;
       Шуляк С. Общая теория русского поля // Литературная газета. 2000. №38;
       Данилкин Л. Русские челюсти // Афиша. 2000. №11;
       Топоров В. Серапионы приходят с Северо-Запада // Литературная газета. 2000. №48;
       Мирзаев А. Белое перо // Питерbоок. 2000. №8;
       Клех И. «Стрекозиные песни» Крусанова // Знамя. 2001. №4;
       Славникова О. Экспансия. Опыт обозрения актуальной книжной серии // Новый мир. 2001. №6;
       Козлов Б. Неомифологизм в петербургской прозе девяностых // Звезда. 2001. №11;
       Сараасина Л. Активисты хаоса в режиме action // Литературная газета. 2002. №8;
       Пригодич В. Первый роман Империи, или Талант не подделаешь // Лондонский курьер.2002. №165;
       Топоров В. Заснул пьяным, а проснулся знаменитым // Известия. 2002. 20 апр.;
       Канис В. Хранители // Питерbook. 2002, №9;
       Волков М. Павел Крусанов: Бом-бом // Новая русская книга. 2002. №2;
       Кириллов И. Правый вальс. О прозе Павла Крусанова // День литературы. 2002.№6;
       Кукулин И. Башней вниз // НГ Ex libris. 2002. 6 июня;
       Винников В. Герой, император, царь... // День литературы. 2003. №1.

Л.К.Васильев



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:34 UTC





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"