|
Чумандрин Михаил Фёдорович (псевдонимы М.Ч., Мих.Ч-н, Мих.Чумов)
[5(18).9.1905, Тула — 4.2.1940, Карелия]
— прозаик, драматург, публицист.
Чумандрин родился в семье рабочего-котельщика. Рано потеряв отца, воспитывался в детском доме Новосильского уезда Тульской губ. Весь сознательный период жизни Чумандрин прошел в Ленинграде, куда он приехал в 1923. В 1925 поступил на завод «Красный гвоздильщик» рабочим-прессовщиком. Одновременно стал работать в заводской многотиражной печати и сотрудничать с редакцией журнала «Юный пролетарий». С конца 1920-х — один из руководителей ЛАПП, редактор журнала «Ленинград» и газеты «Наступление». По отзывам современников, имя Чумандрина звучало тогда для питерских интеллигентов «грозно и страшно». «Самоуверенный, темпераментный, с самыми крайними левацкими взглядами... Он не признавал русских классиков, потому что они были дворяне, не признавал переводной литературы, потому что она сплошь буржуазная... Нетерпимость его была искренняя» (Чуковский Н.- С.229-230).
В 1935-36 жил на Дальнем Востоке. По возвращении в Ленинград в 1936-37 был заведующим репертуарным отделом Ленинградского Большого драматического театра им. А.М.Горького.
С начала финской военной кампании 1939-40 Чумандрин — в действующей армии, работает во фронтовой газете. Назначается комиссаром горно-стрелкового полка. В 1940 героически погиб в бою. Посмертно награжден орденом Ленина.
Творческий путь Чумандрин начался рано. Первый почти литературный опыт относится к 1919, когда он представил в Тульский губернский отдел социального обеспечения, в ведении которого находился детский дом, не заявление, а «рассказ среднего размера». Первым настоящим шагом в литературу считал повесть «Склока», написанную в 1926 и опубликованную в сборнике с несколькими рассказами в 1930.
Творчество начинающего рабочего автора было замечено и поддержано М.Горьким. Особого внимания удостоился рассказ «Глухарь».
Рапповская критика не только восторженно приняла творчество молодого писателя, но даже сравнивала его с Л.Толстым и Э.Золя. Чумандрин не без оснований считал себя последователем Ф.Гладкова («Цемент»). Темы переделки частнособственнической психологии в среде рабочих («Склока»), борьбы с «оппортунистическим перерождением» рабочих, руководителей предприятий в период нэпа («Родня», «Фабрика Рабле», «Бывший герой») отвечали настроению нового читателя. Несмотря на сочувственное отношение к его произведениям читателей, автор самокритично считал их слабыми. При переиздании попытался избавиться от схематизма характеров, второстепенных деталей и т.д. Большую помощь в подготовке новых изданий писателю оказывали Ю.Лебединский и А.Фадеев. Однако избежать схематичности характеров в полной мере не удавалось. Отчасти причина заключалась в прямолинейности взглядов поколения, к которому принадлежал сам автор, что отмечали хорошо знавшие его современники (Стенич, Чуковский, Штейн).
«Литература была для Чумандрина необходимостью,— вспоминал А.Штейн.— Помню, Алексей Толстой в Детском Селе при мне говорил ему по поводу одной из его книг: "Очень много здесь лишнего, очень много вы испортили. И все-таки хочется ее дочитать до конца. А знаете — отчего? Есть какая-то в ней терпкость". И под конец сказал: "Вы пишете не от баловства"» (Штейн А.— С.184). Лучшим своим произведением Чумандрин считал повесть «Белый камень», написанную в 1932 и в рукописи представленную для рецензии М.Горькому. В центре повествования — Андрей Опочинский, герой пролетарской революции, чудом выживший после расстрела, один из лучших путиловских рабочих. Конфликт начинается с того, что трудовой коллектив упрекает рабочего в малодушии за отказ ехать на строительство Сталинграда. Не без мучительных сомнений Андрей Опочинский оставляет «хорошую работу, подходящую квартиру и своих парней» и отправляется в Заполярье, в Белый Камень, на строительство обогатительной фабрики. Здесь под влиянием умных руководителей стройки в противостоянии с приехавшими на строительство пьяницами, лодырями, рвачами происходит становление личности, характера героя. Вырабатывается умение организовать настоящий трудовой коллектив и настроить его на производительный труд.
Значительную часть творческого наследия Чумандрин представляет публицистика. В 1931 выходит сборник «Путиловские дневники», куда вошли материалы, опубликованные автором на страницах ежедневной заводской газеты «На штурм 12 тысяч». Для рассказа о выполнении плана по выпуску тракторов путиловцами Чумандрин нашел интересный прием: он писал от имени немецкого рабочего-металлиста Густава Нейкранца, якобы специально приехавшего на советский завод, чтобы ознакомиться с опытом работы коллектива. Он не только описывал труд передовиков производства. Внимательный взгляд корреспондента не упускал неполадки, нарушения дисциплины. Не осталась без внимания работа товарищеского суда, учинявшего спрос с прогульщиков и лодырей. Так, благодаря очеркам и зарисовкам, герои которых часто выводились под своими фамилиями, складывался психологический портрет нового типа рабочего — с новым отношением к труду, людям, трудовому коллективу. Найденный Чумандриным художественный прием оказался настолько удачным, а материалы убедительными, что с «немецким» корреспондентом пожелало встретиться руководство завода. А секретарь парткома намеревался рекомендовать его к вступлению в большевистскую партию.
В 1931 Чумандрин побывал в Германии, впечатления о которой составили книгу очерков «Германия» (1933). Значительную роль в работе над ней сыграл М.Горький, подсказавший автору несколько тем (главы «Приличная жизнь», «Собственность», «Обитаемый остров» и др.), давший советы по композиционному оформлению написанного. Книга Чумандрина стала одной из немногих в советской литературе, запечатлевших предвоенную Германию.
Чумандрин не знал творческих простоев. «Он любил литературу и театр почти как жизнь — фанатично» (Штейн А.— С.182). Реализация очередных художественных замыслов, переработка (иногда до 5-6 раз) изданного ранее, освоение новых родов литературы (например, драматургии) убедительно свидетельствуют о работоспособности автора. Значительную часть задуманного осуществить не удалось. Остались ненаписанными романы о Л.Н.Толстом, С.М.Кирове, о будущем Ленинграда, гротесковая комедия и др.
«Чумандрин был умный, сложный, искренний человек, созданный революцией и воинственно преданный ей» (Н.К.Чуковский).
Соч.:
Склока. М.; Л., 1927, 1930.
Родня: повесть Л., 1927, и др. изд.;
Фабрика Рабле: роман. Л., 1928, и др. изд.;
Бывший герой: роман. Л., 1930;
Дела и люди: очерки. М.; Л., 1931;
Мои путиловские дневники. М.; Л., 1931, 1932;
Ленинград: роман. М.; Л., 1931;
Равнодушный Матвей: повесть. М., 1931;
Белый камень: повесть. М.; Л., 1932;
Улица Стачек, 67. Л.; М., 1932;
Достоинство силы. Л.: Ленгихл, 1932;
Германия: очерки. Л., 1933;
Мой творческий опыт — рабочему автору. М., 1933;
Ночная улица. Л., 1933;
Семнадцатое июля. Л., 1934;
Год рождения 1905: Хроника одного детства. Л., 1936, 1940;
Друзья из Нового Тарга. Л.: Художественная литература, 1939;
Бикин впадает в Уссури. Стойбище Митахеза: пьесы. М.; Л., 1940.
Лит.:
А.М.Горький — М.Ф.Чумандрину // А.М.Горький. СС: в 30 т. Т.30. М., 1955;
А.М.Горький — М.Ф.Чумандрину // ЛН. М., 1963. Т.70;
Горький и советская печать. Кн.1,2. М., 1964, 1965;
Чумандрин М.Ф. // Русские советские писатели. Прозаики: библиографический указатель. Т.6. Ч.1. М., 1969;
Писатели Ленинграда: библиографический справочник (1934-81) / авторы-сост. В.С.Бахтин, А.Н.Лурье. Л.: Лениздат, 1982.
Чуковский Н.К. Милый демон моей юности // Чуковский Н.К. Литературные воспоминания. М.: Советский писатель,1989. С.211-244;
Штейн А.П. «На той войне незнаменитой...» // Штейн А.П.Непридуманное... М.: Современник, 1985. С.181-195.
Т.В.Савинкова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|