Евдокимов Николай Семёнович [26.02.1922]

Евдокимов Николай Семёнович
       [26.2.1922, местечко Бобр, Минская область, Белоруссия]
       — прозаик.
       Отец — земский врач, выпускник Московского университета, направленный в Первую мировую войну в Белоруссию; мать — акушерка.
       С 1923 Евдокимов проживает в Москве.
       В 1940 призван в армию, окончил в Риге школу военных санитарных инструкторов. В годы Великой Отечественной войны служил в полковой разведке.
       В 1942 после тяжелой контузии демобилизован.
       С 1943 по 1948 учился в Литературном институте им. М.Горького (семинар Л.И.Тимофеева, затем Л.М.Леонова). После окончания института работал корреспондентом радио, центральных газет и журналов, литературным консультантом.
       В 1951 вступил в Союз Писателей СССР.
       С 1985 по 1991 член правления СП РСФСР и ЦРК СП СССР. Был членом редколлегий журналов «Юность», «Литературная учеба», «Крестьянка».
       Награжден орденами Дружбы народов, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над Германией» и другими наградами.
       С 1971 Евдокимов — профессор в Литературном институте им. М.Горького, его учениками были в разное время известные впоследствии писатели: О.Павлов, Н.Коняев, П.Патрикова, В.Дегтев, М.Петров.
       Первый литературный опыт приобрел в школьные годы, когда вместе с Ю.Трифоновым, С.Баруздиным, Н.Гребневым, С.Львовым занимался в лит. кружке при московском Доме пионеров, руководимом К.Паустовским и Р.Фраерманом.
       В 1937 написал пьесу в стихах о жизни имама Шамиля. История ее создания такова: 15-летним подростком Евдокимов проводил летние каникулы в Моздоке, откуда «зайцем» отправился в Дагестан, кочевал с цыганами и в конце концов добрался до родины Шамиля — Гуниба. Как отмечает в своих воспоминаниях Евдокимов, это был первый серьезный жизненный опыт, позволивший узнать многогранную культуру народов Дагестана и положивший начало писательскому осмыслению жизни. Свой первый рассказ Евдокимов написал на фронте, именно тогда определив для себя смысл творчества, о котором подробно рассказал на страницах книги «Реальность и воплощение» (М., 1976), посвященной писательскому труду: «Испытав физические и нравственные потрясения, увидев очень близко смерть, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,— страдание. А от личного страдания так близко к состраданию чужой боли». Евдокимов с нескрываемой любовью и подлинным уважением вглядывается в обыкновенные человеческие лица, обнаруживая их истинный смысл. В ситуации заведомо обыденной он открывает необыденное, в известном — неизвестное.
       В 1946 в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ Евдокимов «Конец ночи». Эта первая публикация была сразу же высоко оценена критикой, рассказ был признан одним из лучших произведений года. Но 11 февр. 1947 в центральной газете «Культура и жизнь» появилась передовая статья, в которой другой рассказ Евдокимов — «У дороги» — и рассказ А.Платонова «Семья Ивановых», более известный под названием «Возвращение», были названы опасными и вредными. Рассказ Евдокимов о мужике и его беременной жене, везущих вдоль линии фронта на телеге свои пожитки, был признан клеветническим, а настроения героев частнособственническими. Поддержку Евдокимову оказали его учителя: Л.Леонов, К.Федин, К.Паустовский. Известные писатели заступились в высоких инстанциях за молодого прозаика, ему позволили окончить институт и сняли «табу» на издание его произведений.
       В 1948 Евдокимов опубликовал книгу рассказов и очерков «Рыбаки», в 1950 вышла повесть о труде сталеваров «Высокая должность». Повесть «Грешница» (1960) — одно из самых известных произведений Евдокимов, история о девушке Ксении, воспитанной в сектантской семье. Религиозный фанатизм родственников разрушает ее любовь к колхозному шоферу, девушку принуждают выйти замуж за сектанта. Трагична концовка повести — Ксения бросается в омут.
       В 1962 по повести снят одноименный фильм (реж.-постановщики Ф.Филиппов, Г.Егиазаров).
       Кинематографистов привлекали и последующие произведения Евдокимов, что объясняется хорошо прописанным сюжетом в сочетании с глубоким психологизмом. Так, в романе «У памяти свои законы» (1966) в центре внимания оказывается конфликт отцов и детей, цели и долга. К директору крупного завода, образцовому коммунисту приезжает дочь, о существовании которой он и не подозревал, что в корне меняет его жизнь. Он осознает всю вину перед дочерью и ее матерью, которую бросил из-за того, что она могла помешать его карьерному росту, поскольку во время войны жила на оккупированной территории.
       В 1982 реж. В.Попов снял по этому роману фильм «Свидание с молодостью».
       По повести «Необходимый человек» (1967) был снят фильм под названием «Любовь Серафима Фролова» (1968, реж. С.Туманов). Герой повести, «прекраснодушный» Серафим Фролов, пытается возвратить к жизни настрадавшуюся в годы войны девушку Настю.
       В 1973 выходит повесть Евдокимова «Была похоронка», рассказывающая об инвалиде Великой Отечественной войны, потерявшем ноги, не желающего быть обузой своей семье.
       В 1977 Евдокимов начал публиковать повести «Страстная площадь», «Обида», «Происшествие из жизни Владимира Васильевича Махонина» и др., названные критиками «Монологи». Их объединяет исповедальный мотив, сходный тип героев, задающих вопросы самим себе, размышляющих о нравственности.
       С 1987 направление творчества Евдокимова меняется: в романе «Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1987) Евдокимов использует символические, сказочные образы, сны, фантасмагории. В романе дважды изображен конец света: сначала как некое предание о всемирном потопе, а затем как видение гибели человечества в ядерной воронке, от которой в ужасе отводит взгляд сам сатана — «Трижды Величайший». В этом романе Евдокимов ставит проблему ответственности писателя за то, чему он учит в своих книгах читателей. Эти тема продолжены в повести «Собиратель снов» (1989). Один из ее героев видит причины бед в государстве, полагая, что «свобода говорить все ведет прямо к свободе делать все». Писатель использует сюжет, уже опробованный им в повести «Воспоминания о прекрасной Унгарии» (1983). В обеих встречаются бывшие одноклассники, но если в ранней повести на встречу «приходят» и погибшие на фронте ребята, то в «Собирателе снов» им уже не хочется общаться с живыми, предавшими то, за что они когда-то отдавали на фронте свои жизни.
       Герой рассказа «К сестре на день рождения» (1993), ветеран войны, оскорбленный и выгнанный из очереди, теряет сознание в поезде. У него возникает видение: старший лейтенант СМЕРШа расстреливает его, т.к. он убеждал солдат в том, что они напрасно воюют — будущие поколения не оценят их подвига. Руками смершевца герой творит суд над самим собой, ибо считает, что, оставшись в живых, не сумел правильно воспитать новое поколение.
       В 1990-е Евдокимов печатается в журналах «Октябрь», «Юность», «Наш современник».
       Изменение политического строя в стране нашло отражение в творчестве Евдокимова, в котором появляются трагические ноты. Повесть «Сентиментальное путешествие» (1999) — о человеке, выброшенном на обочину новой жизни. Герой бредет неизвестно куда с тележкой, на которой никому уже не нужный бюст Ленина.
       В 2001 выходит рассказ «Земляне» — печальное и страшное повествование о беженцах, матери и 4-летнем сыне, оказавшихся в Москве без денег и документов, без друзей и помощи.
       В 2002 была опубликована повесть «На пороге бытия», рассказывающая о силе духа и любви больного раком 23-летнего молодого человека. Сергей обречен и знает об этом, но он до конца остается стоек и благороден в отношении к любимому человеку. Параллельно рассказывается о любви и несчастной судьбе бывшего артиста, превращенного сменой политических формаций в бомжа.
       Произведения Евдокимова переведены на английский, болгарский, венгерский, греческий, испанский, казахский, китайский, литовский, немецкий, украинский, польский, финский, французский, чешский, чувашский, эстонский языки.

Соч.:
       Избранные произведения: в 2 т. М., 1983;
       Высокая должность. М., 1952;
       И снова в путь. М., 1956;
       Грешница. М., 1961;
       Конец ночи. М., 1962;
       У памяти свои законы. М., 1966;
       День рождения. М., 1968;
       Рассказ о красном галстуке. М., 1968;
       Необходимый человек. М., 1970;
       Сказание о Нюрке — городской жительнице. М., 1971;
       Житейские истории. М., 1974;
       Была война когда-то...: Повести и рассказы. М., 1975;
       Страстная площадь. М., 1982;
       Трижды Величайший, или Повествование о бывшем из небывшего. М., 1987;
       Происшествие из жизни. М., 1988;
       Сентиментальное путешествие. М., 2001;
       На пороге бытия. М. 2004.

Лит.:
       Бочаров А. Нравственный опыт минувшего // Литературная Россия. 1973. 22 июня;
       Васильев В. Трудное счастье: Заметки о прозе Николая Евдокимова // Наш современник. 1975. №3;
       Бродер К. Наш спутник — память // Октябрь. 1978. №2. С.219-221;
       Денисова Н. Из глубины и тайны жизни // Литературное обозрение. 1980. №3,
       Андрианов А. Голос сердца: штрихи к портрету Николая Евдокимова // Литературная газета. 1984. 14 нояб.;
       Бондарев А. Утраченные иллюзии, или Жизнь есть сон // Литературная газета. 1989. 13 дек.

Ю.А.Горюхин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Sunday, 15-Jun-2014 06:07:34 UTC