Евдокимов Николай Семёнович
|
Другие персоны с фамилией Евдокимов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 26.02 Кто родился в этот год 1922 |
[26.2.1922, местечко Бобр, Минская область, Белоруссия]
— прозаик.
Отец — земский врач, выпускник Московского университета, направленный в Первую мировую войну в
Белоруссию; мать — акушерка.
С 1923 Евдокимов проживает в Москве.
В 1940 призван в армию, окончил в Риге школу военных санитарных инструкторов. В годы Великой
Отечественной войны служил в полковой разведке.
В 1942 после тяжелой контузии демобилизован.
С 1943 по 1948 учился в Литературном институте им. М.Горького (семинар Л.И.Тимофеева, затем
Л.М.Леонова). После окончания института работал корреспондентом радио, центральных газет и
журналов, литературным консультантом.
В 1951 вступил в Союз Писателей СССР.
С 1985 по 1991 член правления СП РСФСР и ЦРК СП СССР. Был членом редколлегий журналов «Юность»,
«Литературная учеба», «Крестьянка».
Награжден орденами Дружбы народов, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За победу над
Германией» и другими наградами.
С 1971 Евдокимов — профессор в Литературном институте им. М.Горького, его учениками были в разное
время известные впоследствии писатели: О.Павлов, Н.Коняев, П.Патрикова, В.Дегтев, М.Петров.
Первый литературный опыт приобрел в школьные годы, когда вместе с Ю.Трифоновым, С.Баруздиным,
Н.Гребневым, С.Львовым занимался в лит. кружке при московском Доме пионеров, руководимом
К.Паустовским и Р.Фраерманом.
В 1937 написал пьесу в стихах о жизни имама Шамиля. История ее создания такова: 15-летним подростком
Евдокимов проводил летние каникулы в Моздоке, откуда «зайцем» отправился в Дагестан, кочевал с
цыганами и в конце концов добрался до родины Шамиля — Гуниба. Как отмечает в своих воспоминаниях
Евдокимов, это был первый серьезный жизненный опыт, позволивший узнать многогранную культуру
народов Дагестана и положивший начало писательскому осмыслению жизни. Свой первый рассказ
Евдокимов написал на фронте, именно тогда определив для себя смысл творчества, о котором подробно
рассказал на страницах книги «Реальность и воплощение» (М., 1976), посвященной писательскому труду:
«Испытав физические и нравственные потрясения, увидев очень близко смерть, я ощутил то, что лежит в
основе всякого творения,— страдание. А от личного страдания так близко к состраданию чужой боли».
Евдокимов с нескрываемой любовью и подлинным уважением вглядывается в обыкновенные человеческие
лица, обнаруживая их истинный смысл. В ситуации заведомо обыденной он открывает необыденное, в
известном — неизвестное.
В 1946 в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ Евдокимов «Конец ночи». Эта первая публикация
была сразу же высоко оценена критикой, рассказ был признан одним из лучших произведений года. Но 11
февр. 1947 в центральной газете «Культура и жизнь» появилась передовая статья, в которой другой
рассказ Евдокимов — «У дороги» — и рассказ А.Платонова «Семья Ивановых», более известный под
названием «Возвращение», были названы опасными и вредными. Рассказ Евдокимов о мужике и его
беременной жене, везущих вдоль линии фронта на телеге свои пожитки, был признан клеветническим, а
настроения героев частнособственническими. Поддержку Евдокимову оказали его учителя: Л.Леонов,
К.Федин, К.Паустовский. Известные писатели заступились в высоких инстанциях за молодого прозаика,
ему позволили окончить институт и сняли «табу» на издание его произведений.
В 1948 Евдокимов опубликовал книгу рассказов и очерков «Рыбаки», в 1950 вышла повесть о труде
сталеваров «Высокая должность». Повесть «Грешница» (1960) — одно из самых известных произведений
Евдокимов, история о девушке Ксении, воспитанной в сектантской семье. Религиозный фанатизм
родственников разрушает ее любовь к колхозному шоферу, девушку принуждают выйти замуж за
сектанта. Трагична концовка повести — Ксения бросается в омут.
В 1962 по повести снят одноименный фильм (реж.-постановщики Ф.Филиппов, Г.Егиазаров).
Кинематографистов привлекали и последующие произведения Евдокимов, что объясняется хорошо
прописанным сюжетом в сочетании с глубоким психологизмом. Так, в романе «У памяти свои законы» (1966)
в центре внимания оказывается конфликт отцов и детей, цели и долга. К директору крупного завода,
образцовому коммунисту приезжает дочь, о существовании которой он и не подозревал, что в корне
меняет его жизнь. Он осознает всю вину перед дочерью и ее матерью, которую бросил из-за того, что она
могла помешать его карьерному росту, поскольку во время войны жила на оккупированной территории.
В 1982 реж. В.Попов снял по этому роману фильм «Свидание с молодостью».
По повести «Необходимый человек» (1967) был снят фильм под названием «Любовь Серафима Фролова»
(1968, реж. С.Туманов). Герой повести, «прекраснодушный» Серафим Фролов, пытается возвратить к
жизни настрадавшуюся в годы войны девушку Настю.
В 1973 выходит повесть Евдокимова «Была похоронка», рассказывающая об инвалиде Великой
Отечественной войны, потерявшем ноги, не желающего быть обузой своей семье.
В 1977 Евдокимов начал публиковать повести «Страстная площадь», «Обида», «Происшествие из жизни
Владимира Васильевича Махонина» и др., названные критиками «Монологи». Их объединяет
исповедальный мотив, сходный тип героев, задающих вопросы самим себе, размышляющих о
нравственности.
С 1987 направление творчества Евдокимова меняется: в романе «Трижды Величайший, или Повествование
о бывшем из небывшего» (1987) Евдокимов использует символические, сказочные образы, сны,
фантасмагории. В романе дважды изображен конец света: сначала как некое предание о всемирном
потопе, а затем как видение гибели человечества в ядерной воронке, от которой в ужасе отводит взгляд
сам сатана — «Трижды Величайший». В этом романе Евдокимов ставит проблему ответственности писателя
за то, чему он учит в своих книгах читателей. Эти тема продолжены в повести «Собиратель снов» (1989).
Один из ее героев видит причины бед в государстве, полагая, что «свобода говорить все ведет прямо к
свободе делать все». Писатель использует сюжет, уже опробованный им в повести «Воспоминания о
прекрасной Унгарии» (1983). В обеих встречаются бывшие одноклассники, но если в ранней повести на
встречу «приходят» и погибшие на фронте ребята, то в «Собирателе снов» им уже не хочется общаться с
живыми, предавшими то, за что они когда-то отдавали на фронте свои жизни.
Герой рассказа «К сестре на день рождения» (1993), ветеран войны, оскорбленный и выгнанный из
очереди, теряет сознание в поезде. У него возникает видение: старший лейтенант СМЕРШа расстреливает
его, т.к. он убеждал солдат в том, что они напрасно воюют — будущие поколения не оценят их подвига.
Руками смершевца герой творит суд над самим собой, ибо считает, что, оставшись в живых, не сумел
правильно воспитать новое поколение.
В 1990-е Евдокимов печатается в журналах «Октябрь», «Юность», «Наш современник».
Изменение политического строя в стране нашло отражение в творчестве Евдокимова, в котором
появляются трагические ноты. Повесть «Сентиментальное путешествие» (1999) — о человеке,
выброшенном на обочину новой жизни. Герой бредет неизвестно куда с тележкой, на которой никому уже
не нужный бюст Ленина.
В 2001 выходит рассказ «Земляне» — печальное и страшное повествование о беженцах, матери и 4-летнем
сыне, оказавшихся в Москве без денег и документов, без друзей и помощи.
В 2002 была опубликована повесть «На пороге бытия», рассказывающая о силе духа и любви больного
раком 23-летнего молодого человека. Сергей обречен и знает об этом, но он до конца остается стоек и
благороден в отношении к любимому человеку. Параллельно рассказывается о любви и несчастной судьбе
бывшего артиста, превращенного сменой политических формаций в бомжа.
Произведения Евдокимова переведены на английский, болгарский, венгерский, греческий, испанский,
казахский, китайский, литовский, немецкий, украинский, польский, финский, французский, чешский,
чувашский, эстонский языки.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх