|
Дементьев Николай Иванович
[1907 - 28.10.1935]
— поэт.
Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах» (1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 — книги для детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно умершему» (1936).
В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине («Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь — блеск веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной влаги — стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги. В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором «звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.
Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе — 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала 1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы «Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова, героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.
В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее, чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика уволена — / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях (нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну, начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины — главной героини рассказа, но и передать новые психологические свойства людей, участников строительства.
Соч.:
Стихотворения / вступ. статья М. Светлова. М., 1959;
Комсомольские поэты двадцатых годов / вступ. статья, биографические заметки, сост., подгот. текста и прим. М.Ф.Пьяных. Л., 1988. (Б-ка поэта. Б. серия).
Лит.:
Селивановский А. Николай Дементьев // Селивановский А. В литературных боях. М., 1959;
Коваленков А. Николай Дементьев // Коваленков А. Хорошие, разные... М., 1966;
Микешин А. Об одном споре в советской поэзии 20-х гг.: «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» Э.Багрицкого и «Ответ Эдуарду» Н.Дементьева // Традиции и современность. Ученые записки Кемеровского педагогического института. Вып.13. Кемерово, 1968;
Любарева Е. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1975. С.188-196, 198-200;
Русские советские писатели. Поэты: библиографический указатель. Т.6 М., 1963.
М.Ф.Пьяных
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|