Дементьев Николай Иванович
|
Другие персоны с фамилией Дементьев
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот год 1912 |
[1907 - 28.10.1935]
— поэт.
Родился в семье интеллигента, учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова
и на литературном факультете 1-го МГУ, в годы первой пятилетки, окончив курсы при ЦИТ (Центральном
институте труда), работал слесарем на строительстве Бобриковского химкомбината под Москвой. Первые
стихи опубликовал в 1924, до 1928 состоял в литературной группе А.К.Воронского «Перевал». Автор
поэтических сборников: «Шоссе энтузиастов» (1930), «Овладение техникой» (1933), «Рассказы в стихах»
(1934) и «Избранные стихотворения» (1936). Будучи увлеченным техникой, Дементьев в 1931-32 пишет
научно-популярную брошюру в стихах «Рождение атома азота» и поэму «Город», а в 1931 — книги для
детей «Роальд Амундсен» и «Самолет». Совместно с Э.Багрицким переводил стихи Н.Хикмета. Дементьев
покончил жизнь самоубийством. Б.Пастернак откликнулся на его смерть стихотворением «Безвременно
умершему» (1936).
В поэтическом мире Дементьева весьма существенна роль пейзажной лирики. Будучи городским человеком
и певцом индустриализации, он вместе с тем стремился использовать любую возможность для приобщения
к животворной красоте природы. Это природа городская и пригородная, в восприятии которой он
оказался близок к Пастернаку. В стихах Дементьева, как и Пастернака, природа при всей ее огромности и
мощи подобна живому и родному существу, она часто пробуждает у поэта чувство любви к женщине
(«Ночные птицы пели в лесу...», 1925, «Я ждал тебя часом, в лесу, на траве...», 1925, «Помнишь — блеск
веселых глаз...», 1926, и др.). Как и Пастернака, Дементьев больше всего вдохновляет стихия небесной
влаги — стихия дождя, которая способствует преображению души поэта, возрождению в ней жизненных
сил. В этом отношении особенно показательно стих. «Ливень» (1928), в котором с экспрессивной силой
изображается наступление на город грозы вместе со стремительными потоками дождя. После
пятнадцатиминутного наводнения, похожего на потоп, город предстает омытым в купели небесной влаги.
В отличие от Пастернака, у Дементьева городская природа не отделена от индустриального пейзажа, а
органически слита с ним. В этом смысле весьма характерен «Монолог горожанина» (1926), в котором
«звенящие коробочки трамваев» отражаются «в рябом и скользком зеркале реки», лаковые автомобили
несутся «с восходом солнца в радиаторах», а сам поэт в городском движении чувствует себя, «как зверь
перед весной»: город необходим ему, как лес зверю, а поэтому он и дороже, чем природа.
Особое место в поэзии Дементьев занимают героико-романтические новеллы «Оркестр» и «Инженер» (обе
— 1926) и реалистические рассказы в стихах «Пастух» (1930), «Мать» (1933) и др. Жанр романтической
новеллы в известной мере сохраняет некоторые черты тихоновской романтической баллады начала
1920-х: волю героя к подвигу, исключительность и драматическую напряженность ситуации, в которой он
совершается. Именно за драматизм и великолепную передачу чувства тревоги и героизма новеллы
«Оркестр» и «Инженер» ценил М.Светлов. В отличие от «железных», нерассуждающих героев Н.Тихонова,
героям Дементьева свойствен, пусть и в малой степени, психологизм, который полнее раскроется в его
поэзии у героев реалистических рассказов в стихах.
В поэзии второй половины 1920-х, в т.ч. и в «комсомольской», все ощутимее чувствовалась
ограниченность худож. возможностей романтики при изображении современности. Быть может, острее,
чем другие, это чувствовал Дементьев. Именно поэтому в известном стихотворении Э.Багрицкого
«Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым» (1927) ему приписано решительное заявление: «Романтика
уволена — / За выслугой лет». И действительно, в поэзии второй половины 1920-х, а также 1930-х
героическая романтика удерживала свои позиции преимущественно в стихотворных воспоминаниях
(нередко в песенном жанре) о героике времен революции и гражданской войны. Что же касается
изображения современной действительности, прежде всего ее трудовых будней, то в показе новых
психологических черт современников значительные возможности стал обнаруживать жанр
реалистического рассказа в стихах, который занял видное место в поэзии М.Исаковского, А.Твардовского
и в становлении которого важную роль сыграл Дементьев. От баллад и стихотворных новелл жанр
рассказа в стихах отличался наличием реалистического психологизма в характеристике героя и
отсутствием романтической исключительности, острого драматизма в сюжетной коллизии, через которую
образ героя раскрывался. К такой жанровой форме повествования Дементьев приблизился в
стихотворении «Пастух», но настоящего психологического мастерства он достиг в знаменитом «рассказе в
стихах» (так назвал его сам поэт) «Мать». В коротком повествовании о приезде старушки матери к сыну,
начальнику большого строительства, и ее скорой смерти, насыщенном выразительными речевыми
характеристиками и выполненном в художественных и нравственных традициях Н.А.Некрасова, поэту
удалось не только запечатлеть традиционные черты русской женщины — главной героини рассказа, но и
передать новые психологические свойства людей, участников строительства.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх