|
Евсеенко Иван Иванович
[2.8.1943, Украина, с. Займище Щорского р-на Черниговской обл.]
— прозаик.
Отец и мать — украинцы, сельские учителя. Отец погиб во время Великой Отечественной войны. Евсеенко работал учителем в сельских школах, литсотрудником районной газеты, служил в армии (1962-65) в ракетных войсках стратегического назначения, учился в Курском педагогическом институте.
В 1973 окончил Литературный институт им. М.Горького (семинар С.Залыгина). Член СП СССР с 1976.
С 1973 по 1997 заведовал отделом прозы в литературно-художественный журнал «Подъем» (г.Воронеж), с 1997 главный редактор этого журнала.
Отправной точкой жизни и творчества Евсеенко стала Великая Отечественная война. Начинал он как поэт. Первые его стихи появились в печати в 1961 в районной газете «Щорская правда».
В 1960-х Евсеенко выступал со стихами в районных и областных газетах Калининградской и Курской обл. Стихи Евсеенко (часто верлибры) отличались своеобразием как по своей форме, так и по содержанию. В них заметен был углубленный интерес к внутренней, почти всегда противоречивой жизни своих ровесников, «детей войны». Большинство стихов Евсеенко трагедийного звучания.
В 1965-68 Евсеенко написал цикл коротких притчевых рассказов, которые впервые были опубликованы в коллективном сборнике Центрально-Черноземного книжного издательства «Литературные новинки» (Воронеж, 1969). Большое влияние на Евсеенко оказало знакомство в Курске с Е.Носовым. От коротких, подчас еще похожих на верлибры рассказов он перешел к более повествовательным и объемным рассказам в духе и стилистике «деревенской» прозы. Почти все они посвящены людям, пережившим Великую Отечественную войну. Некоторые из этих рассказов публиковались в центральных журналах и еженедельниках: «Домна Григорьевна» (Москва. 1972. №2), «Петька» (Смена. 1970. №18), «Колодец» (Литературная Россия. 1976. №19). Наиболее концентрированно тема войны, военного и послевоенного детства прозвучала в документальных повествованиях Евсеенко «Дети войны» (1983), «Родительский дом» (Север. 1997. №7,8), в повести «Радоница» (1986).
Переломным в творчестве Евсеенко стали рассказы «За тридевять земель» и «По щучьему велению» (Наш современник. 1976. №6; 1997. №2). В этих рассказах проявилось гоголевское начало в творчестве Евсеенко, попытка соединить сатиру с лирикой. Рассказы были замечены критикой, и с этого времени Евсеенко занял свое, особое место в ряду писателей поколения, которое в критике было обозначено «сорокалетними».
В повести «Шапка Мономаха» (М., 1982) Евсеенко впервые в советской литературе коснулся запретной темы выборов, сложной и противоречивой организации избирательной системы в СССР. У повести была трудная издательская судьба. По цензурным ограничениям ее не смог опубликовать ни один из литературно-художественных журналов.
Во многих рассказах и повестях Евсеенко 1980-х — начала 1990-х все заметнее становятся фольклорные, сказочно-мистические мотивы. В.Распутин отозвался о творчестве молодого писателя: «Мысли о русской и славянской душе, о ее особенностях и питающих ее корнях невольно приходят в голову, когда читаешь прозу воронежского писателя Ивана Евсеенко. Задумываясь над его героями... убеждаешься в том, что внешние, временные обстоятельства могут ее, душу народную, накренить в ту или иную сторону, но не могут искоренить ее основу, которая в сущности, в главном остается такой же, какой она была и сто и двести лет назад» (Распутин В.— С.317).
В дальнейшем гоголевские, сказочно-фольклорные мотивы в творчестве Евсеенко усиливаются. В таких повестях как «Однодворец Калашников» (Наш современник. 1987. №6), «Петушиные дворики» (Новый мир. 1990. №5), «Богодуховские трубадуры» (Дон. 1988. №5-6), «Ветряные мельницы» (Наш современник. 1992. №2), в цикле повестей под объединяющим названием «Большая беда» он пытается соединить, казалось бы, несоединимое: сатирическое начало с началом лирико-эпическим. После публикации повести «Однодворец Калашников» на страницах «Литературной газеты» возникла дискуссия, в ходе которой критики попытались определить место в современном литературном процессе этой во многом неожиданной повести. С.Чупринин писал: «И что это вообще за сатира такая, где злость, не успев разгореться, уступает место добродушной усмешке, лукавство путает четкие формулы обвинительного заключения, а ненависть ко злу и неправде явно пасует перед тихой, смутной печалью? Есть ли в русской литературе аналоги подобного рода прозе?» (Чупринин С.— С.347).
Евсеенко — писатель многоплановый. Отдав дань сатирико-эпическому направлению в своем творчестве, «смеху сквозь слезы», он в то же время пишет целый ряд рассказов и повестей в совершенно иной, традиционно-спокойной повествовательной манере, все больше уделяя внимания религиозно-философским поискам. Он определяет православие как основу души русского человека. Наиболее заметны в этом ряду повести «Паломник» (Подъем. 2002. № 2, 3) и «Отшельник» (Подъем. 2004. № 4, 5), «Пока печалятся колокола» (Бежин луг. 1996. №5), рассказ «Вторая учительница» (Москва. 1994. №12).
В романе «Забытое время» (Подъем. 1999. № 1, 2, 8, 9; 2000. № 2, 3) прослежена судьба трех поколений русских людей, «детей войны»: Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной. В романе поднята и во многом нетрадиционно решена болезненная для русского общества тема диссидентства. Сделана попытка осмыслить истоки и причины этого явления, дать ему оценку, определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Евсеенко — автор цикла коротких рассказов «Трагедии нашего времени», которые публиковались в центральных и региональных изд. (Роман-журнал. XXI в. 2003. №10; День литературы. 2003. №2), а также в областных и районных газетах Воронежской, Тамбовской, Белгородской и Черниговской (Украина) обл. в начале 2000-х. В этих, подчас документальных рассказах Евсеенко в сжатой, емкой форме повествует о трагических судьбах простых русских людей середины и конца XX в.
Евсеенко — лауреат литературных премий: Воронежского комсомола им. Василия Кубанева (1978); им. И.Бунина (1995); им. А.Платонова (1999), премии «Роман-газета» «Образ» (2002), премии Олимпийского комитета РФ (1994) и др. Заслуженный работник культуры РФ (1999).
Соч.:
Начинается осень: рассказы и повести. Воронеж, 1974;
Бревенчатый дом: рассказы и повести. М., 1975;
До конца жизни: рассказы. М., 1979;
Крик коростеля: рассказы и повести. М., 1982;
Дети войны: Документальное повествование, рассказы. Воронеж, 1983;
За тридевять земель: рассказы и повести. М., 1983;
Возле самого синего моря: рассказы и повести. М., 1987;
Однодворец Калашников: повести. М., 1989;
Заря вечерняя: рассказы и повести. М., 1989;
Петушиные дворики: повести. Воронеж, 1990;
Паломник. Седьмая картина: повести. М., 2002;
Большая пьянка, или День Земли и Урожая: повесть. М., 2004.
Лит.:
Залыгин С. Несколько слов об авторе // Начинается осень. 1974. С.5;
Носов Е. Об авторе // Бревенчатый дом. 1975. С.3-4;
Распутин В. Жила-была сказка... живет ли она? // Крик коростеля. 1982. С.317-318;
Полякова Л. Родники // Подъем. 1984. №3. С.135-137;
Вострышев М. Вера в доброту // Литературная Россия. 1984. №51. С.20;
Ульяшов П. Два начала, или Илья Муромец против Соловья-Разбойника // Дружба народов. 1986. №4. С.263-265;
Чалмаев В. Достоинство человека // За семью холмами. 1986. С.3-12;
Панкеев И. Через магический кристалл сатиры // Литературная газета. 1987. №35. С.4;
Шапошников В. Магия искусственности // Литературная газета. 1987. №35. С.4;
Чупринин С. Смех сквозь прозу // Однодворец Калашников. 1989. С.340-349;
Кислов Л. Иван Евсеенко // Кто есть кто. 1998. №4. С.74-77;
Золотцев С. Сохраненный в слове // Воронежский курьер. 1999. №24. С.4;
Золотцев С. Не будет последнего дня // Литературная газета. 2003. №31. С.8;
Михайлов Ал. Дорога к храму // День литературы. 2002. №7. С.6;
Иван Иванович Евсеенко // Российский писатель. 2003. №11. С.15.
В.Н.Никитин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|